Опубликовано 4 Октябрь, 2020 - 19:59

Доброго времени суток!

 

Сегодня я бы хотела рассказать о кинокартине Амадей режиссера Милоша Формана основанной на одноименной пьесе Питера Шеффера. Пьеса же была написана под впечатлением от «маленькой трагедии» А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери» и основанной на ней одноимённой оперы Н.А. Римского-Корсакова.

Амадеус/Amadeus (1984, фильм)
Данный фильм вышел на экран в 1884 году, но, несмотря на давность событий, картина тянет минимум на середину 2000х настолько хорошо и "свежо" она сделана благодаря оператору, режиссеру, костюмерам и другим, причастным к ней лицам.

Переходы между сценами что-то с чем-то, особенно музыкальные.

Картина была высоко оценена - 8 премий "Оскар" и 3 номинации.

Оскар, 1985 год

Победитель:

  • Лучший фильм;
  • Лучшая мужская роль (Ф. Мюррэй Абрахам);
  • Лучший режиссер (Милош Форман);
  • Лучший адаптированный сценарий;
  • Лучшие декорации;
  • Лучшие костюмы;
  • Лучший звук;
  • Лучший грим.

Номинации:

  • Лучшая мужская роль (Том Халс);
  • Лучшая работа оператора;
  • Лучший монтаж.

Рейтинг IMDb составляет ни много ни мало 8.30.

Продолжительность у фильма весьма внушительная и составляет 153 минуты. Но при этом картина не выглядит затянутой даже в режиссерской версии, а там, на минуточку продолжительность уже, аж 180 минут.

История повествует о двух великих композиторах Сальери и Моцарта.

1781 год. Антонио Сальери успешно справляется с обязанностями придворного композитора при императоре Иосифе II. Когда же при дворе появляется Моцарт, Сальери к своему ужасу обнаруживает, что божественный музыкальный дар, которым он так желает обладать, был отпущен какому-то непристойному, проказливому шуту. Ослепленный завистью, он замышляет во что бы то ни стало уничтожить Моцарта...

На самом деле ничего такого в реальности не было, но с легкой руки А.С. Пушкина имя Антонио Сальери стало именем нарицательным. Этим именем принято называть коварных завистников. Знал ли писатель как он в веках осрамит великого композитора, который ни много ни мало был придворным капельмейстером и который в свое время был известнее/знаменитее того же Моцарта? Навряд ли.

В общем-то, отчасти верно сказать, что на самом деле Моцарт был намного "талантливее" Сальери как композитор, поскольку сейчас каждый обыватель, как я слышал музыку Моцарта, а Сальери - увы, нет.

Но Сальери был замечательным педагогом, педагогом от Бога, в учениках которого ходили такие личности как Бетховен, Лист, Шуберт и многие другие. Его оперы котировались в Вене как никакие другие. Он также преподавал вокал. Да и вообще был обходительным и скромным. Талантливых, но бедных детей обучал совершенно бесплатно.

Лучше всего его характеризует эта выдержка

Вундеркиндом юный Сальери, судя по всему, не был — во всяком случае, не прославился в этом качестве, — но обладал, по свидетельствам очевидцев, помимо превосходного слуха, незаурядных способностей и редкого в его годы трудолюбия, красивым голосом.

Исходя из воспоминаний современников, а особенно из писем самого Моцарта это он завидовал Сальери, а никак не иначе. Тот же восхищался молодым талантом и всячески хвалил его.

И уж никто бы подумать не мог назвать Сальери посредственностью.

 

Поэтому очень органично то, что вся история в фильме излагается устами престарелого и, несомненно, выжившего из ума Антонио Сальери.

Амадеус/Amadeus (1984, фильм)

Амадеус/Amadeus (1984, фильм)
Сделано это искусно и, на мой взгляд, очень правильно.

Исповедуясь перед святым отцом Сальери, излагает события в которые, безусловно, полностью и безоговорочно верит сам и своей искренностью заставляет в них поверить молодого священника.

Священник, имхо, сыгран просто ужасно. Посмотрите только на эту мину. Складывается впечатление, что Сальери ему рассказывает о том, как он детей насиловал, а не козни против другого композитора строил.

Амадеус/Amadeus (1984, фильм)
Но были ли они на самом деле или же половина из них вымысел? А может быть они попросту настолько искажены насколько это может сделать обезумевший разум? Никто этого не узнает. И это правильно. Тот же Пушкин так не сделал, а зря.

В те года в Вене было обилие композиторов, которые стекались сюда со всего света. Конкуренция была колоссальная. Публика была пресыщена, и если мальчик-гений их восхищал, то уже юноше было не так уж и легко добиться признания от современников.

Амадеус/Amadeus (1984, фильм)
Из этих эфемерных композиторов со всего света самым видным и известным был Антонио Сальери.

Амадеус/Amadeus (1984, фильм)
Поэтому именно он впоследствии попал в водоворот историй повествующих о жизни поистине гениального композитора Вольфганга Амадея Моцарта, чья музыка актуальна и по сей день и будет таковой ещё долгие годы.

 

Персонажи фильма

 

Вольфганг Амадей Моцарт в исполнение Тома Халса - это одна сплошная карикатура.

Амадеус/Amadeus (1984, фильм)
Хохочущий инфантил и пьянствующий транжира, поведение которого по-ребячески непосредственно, а иногда крайне вульгарно.

Некоторые моменты, например, такие как исполнение композиции Сальери, вызывают недоумение. И по мне так это было чересчур.

Но и этому всему были предпосылки из биографии композитора.

Тот же дикий смех появлялся у него не просто так, а

концепция раздражающего смеха Моцарта была взята из писем его современников. Один из них описывал его смех, как «заразительное легкомыслие», в то время как другой сравнивал его со скрипом металла по стеклу

Также Моцарт являлся большим любителем туалетного юмора в самом яром его проявлении. В википедии даже есть статья по этому поводу "Моцарт и туалетный юмор".

Но естественно, что на самом деле данное проявление его натуры видели только его близкие.

Поэтому, конечно же, в фильме показали все это слишком гротескно и скажем прямо с перегибами.

Хотя признаю, что "игры" с будущей женой Констанцией в самом начале фильма были весьма забавны.

Амадеус/Amadeus (1984, фильм)

Скажи "одуч акпоп". Только наоборот.

Онваг еом ьше.

Но, несмотря на лёгкий нрав, Моцарт постоянно был сосредоточен и сконцентрирован только на музыке. Создатели смогли это отразить в картине с лихвой.

И в фильме хорошо показано как он становится серьёзен при малейшей необоснованной критике его творений.

В качестве примера

Первый -

"Много нот".

Амадеус/Amadeus (1984, фильм)

"Я не понимаю. Нот столько, Ваше Величество, сколько необходимо. Ни больше и ни меньше".

Амадеус/Amadeus (1984, фильм)

Второй -

- А что вы о ней думаете? Она вам понравилась?

- Она превосходна.

- Конечно. Лучшая из всех моих опер. Я это знаю. Тогда почему?

 

*опера провались, ее поставили всего девять раз и поникший Моцарт пытается понять причину этого у Сальери*

Амадеус/Amadeus (1984, фильм)

Ближе к завершению картины персонаж становится более "живым". Поэтому ближе к концу я к нему всё-таки прониклась, несмотря на его излишнюю карикатурность.

 

Второй герой - Антонио Сальери, роль которого исполнил Ф. Мюррэй Абрахам.

Персонаж набожный, галантный и учтивый.

Амадеус/Amadeus (1984, фильм)

Хотя он сам себя в самом начале фильма намного лучше охарактеризовал, нежели я.

Всем я нравился. И сам себе тоже.

Еще в юности грезивший о музыке он заключил "сделку" с Богом.

Амадеус/Amadeus (1984, фильм)

Господи, сделай меня великим композитором. Позволь восславить тебя через музыку и прославиться самому. Сделай меня знаменитым на весь мир. А за это я отдам тебе свое целомудрие, мое трудолюбие, самолюбие, и - всю мою жизнь.

Герой посвятил себя самого полностью музыке без остатка.

По фильму глубоко и болезненно завидовал божественному гению Моцарта. А особенно его поражал контраст между недостойным и непристойным поведением Моцарта с его великолепными многогранными произведениями.

Амадеус/Amadeus (1984, фильм)

В этой музыке было столько всепрощения. Она дарила полное отпущение грехов всем, кто присутствовал в театре. Сам Господь всему миру посылал через этого маленького человечка свое милосердие. И мое поражение с каждым звуком становилось ещё больше.

И при этом он один обожал и восхищался его музыкой настолько, что не пропускал ни одного выступления.

Амадеус/Amadeus (1984, фильм)
Он один чувствовал в его музыке Божественное начало.

Гениальные произведение рождались у Моцарта ещё в голове, и ему оставалось перенести их только в нотную книгу без единой помарки. Также Вольфганг мог после единого прослушивания полностью повторить произведение: исполнить или записать. А если он видит в нем недочёты, то он, несомненно, сможет их исправить, и этим саму композицию улучшить в разы.

Сальери же так не умел. Поэтому пытался понять, почему бог его обделил, а Моцарта одарил всем этим.

Амадеус/Amadeus (1984, фильм)
Актер безупречно передал терзания Антонио, его противоречивые чувства к самому Моцарту и любовь с примесью агонии к музыке, которую тот создает.

Нужно отдать должное Сальери, несмотря ни на что, каждый раз, когда его спрашивают про его отношение к композициям Моцарта, он со всей серьезностью отвечает, что его музыка великолепна. При этом в этот момент на его лице видно и полное смирение и безоговорочное поражение.

Амадеус/Amadeus (1984, фильм)
Амадеус/Amadeus (1984, фильм)
Амадеус/Amadeus (1984, фильм)

Этот герой мне импонирует, даже с учётом всех его низменных качеств, раскрывающихся в полной мере по ходу повествования.

Персонаж Антонио Сальери набожный, но в тоже время очень тщеславный. Считал, что он достойнее Моцарта и лишь, поэтому должен обладать теми профессиональными качествами какими обладал Вольфганг и не мог даже ни разу предположить, что все его таланты - это результат его работы над собой, пускай и с долей врождённой гениальности.

Посмотрев картину полностью, могу сказать, что Ф. Мюррэй Абрахам получил свой Оскар не зря. Играл великолепно. Его лицо передавало такую гамму эмоций, что в каждой сцене было четко ясно, что в ту или иную минуты думает герой. Его игра - это поистине прекрасное зрелище.

 

Император Иосиф - забавный малый с отсутствие слуха, но с любовью к музыке особенно к той, что создает Сальери.

 

Леопольд Моцарт - отец Вольфганга. Строгий и серьезный, но терпеливый, поскольку сына со снохой терпел, как мог.

Амадеус/Amadeus (1984, фильм)

Констанция Вебер/Моцарт - невеста, а впоследствии и жена Вольфганга. Такая же беззаботная хохотушка, как и Моцарт, но в денежном вопросе она вразумительней, нежели ее муж. Видно, что они идеальная пара и что они любят друг друга.

 

Другие особым колоритом не отличаются, поэтому сказать мне о них особо нечего.

 

Под конец завязалась интересная сцена взаимодействия между главными героями.

Амадеус/Amadeus (1984, фильм)
И как мне кажется Сальери, наконец-то понял каково это быть Моцартом.

Амадеус/Amadeus (1984, фильм)

Амадеус/Amadeus (1984, фильм)
Сцена очень интересная. Ее надо именно смотреть, чтобы прочувствовать. Если раньше в основном все взаимодействие между героями было либо косвенно, либо кратко, то тут открытый симбиоз.

Амадеус/Amadeus (1984, фильм)

 

В общем и целом фильм шикарный во всем. Всем советую посмотреть. Несмотря на то, что он снят более 30 лет назад он выглядит до сих пор "свежо". Но также не могу не сказать, что картина полностью художественная. Все показанное в ней вымысел, кроме каких-то отдельных деталей. Некоторые моменты правдивы, но их немного видоизменили: утрировали, поменяли переменные и т.д. За это я всё-таки сниму балл и ярым любителям истории прошу учесть во внимание.

 

Для ОМ спойлером к самой картине нет. Только краткое описание реальных лиц, которые в фильме являются действующими.

Достоинства
  • Великолепные костюмы
  • Музыка
  • Шикарная режиссура
Недостатки
  • Полное игнорирование исторических фактов
Akumockaрекомендует
Читать все отзывы 7
Comments.
Все комментарии
Авторизуйтесь для комментирования
Оставить комментарий
Другие отзывы
Читать все отзывы 7
Смотрите также