В книге, о которой пойдет речь, нет иллюстраций, кроме великолепно выполненной обложки издания, созданной в классическом стиле при помощи благородного сочетания цветов - зеленого и золотистого (орнамент и заглавные буквы).
Ранее я уже писала о романах Ги де Мопассана: "Монт-Ориоль", а также о произведении «Пьер и Жан».
Теперь настал черед знаменитой «Пышки», прославившей французского писателя, который в сравнительно небольшом рассказе сумел воссоздать общественные нравы и передать атмосферу лет, отмеченных военными событиями.
Но прежде, чтобы немного потянуть интригу, выслушайте рассказ автора отзыва об исходных данных замечательной книги – из серии тех, что являются достоянием фонда мировой литературы.
Третий том, он же последний, входящий в серию собраний сочинений писателя, издан в твердом переплете.
Бумага офсетная.
560 с.
Издательства: «Вече», «БЕТА-Сервис».
Страна-производитель: Россия (Москва).
Год издания: 1999 г.
Цена: следует уточнять в книжном магазине.
Любовь в творчестве прославленного французского писателя предстает перед читательской аудиторией во всем своем многообразии.
В романе «Сильна как смерть» (1889 г.) читатель становится невольным свидетелем любви зрелой женщины. Недописанный роман «Анжелюс» (1895 г.) наполнен материнской и дочерней любовью. Также в нем поднимается тема любви к ближнему.
Рассказы и новеллы.
Новелла «Сестры Рондоли» показывает нам любовь фривольную, игривую. В такой же авторской манере написаны рассказы «Знак», «Избавилась», «Болезнь Андре», «Хозяйка».
Сатирическое изображение негативных черт характеров героев рассказов делает произведения писателя ёмкими и наполненными жизнью.
Не уклоняется Ги де Мопассан и от описания социальной проблематики. Его попытки найти оправдание нелестным поступкам героев, происходящих из низших слоев общества, указывают на гуманистическую позицию писателя (рассказ «Бродяга»).
Также близки и понятны Ги де Мопассану исторические реалии его времени. В рассказе «Мой дядя Состен» поднимается тема масонства, высмеиваются адепты этого новомодного во времена писателя течения.
Надо было видеть, как дядюшка Состен угощал обедом какого-нибудь франкмасона.
Они встречались и протягивали друг другу руки с уморительно таинственным видом; каждому ясно было, что они обменивались таинственными, многозначительными рукопожатиями. Когда я хотел взбесить дядюшку, мне стоило только напомнить ему, что собаки знакомятся друг с другом совсем на масонский манер.
Но в то же время писатель осуждает человеческие пороки, изображая в сатирической манере героев, обладающих негативными чертами характера. В этом плане примечателен рассказ «Зонтик». В нем показывается влияние порока, пусть и недостаточно крупного, не только на семейную жизнь, но и на связи с представителями власти. Мелкий порок в конечном итоге торжествует. И в этом скрыта трагикомичность определенной жизненной ситуации, так точно подмеченная писателем в его рассказе.
Поднимает автор в своем многообразном творчестве и тему семьи, показывая, как уродуют этот институт брака человеческие пороки (новелла «Семейка»).
Не чужд Мопассану такой жанр, как мистика. Некоторые малые литературные произведения писателя наполнены описанием таинственных существ (новелла «Орля», чье название легло в основу целого цикла рассказов).
Сатира, блестящий юмор, глубокий психологизм, прекрасное знание человеческой природы, реалистичность произведений – все это присуще Ги де Мопассану как автору множества литературных творений, написанных в разных жанрах – от малого (рассказ, новелла) до крупных и значительных произведений (многочисленные романы).
РАССКАЗ «ПЫШКА» (1879 г.).
Дата публикации в журнале: 1880 г.
Персонажи.
В знаменитом рассказе «Пышка», прославившем писателя, перед читателем представлена миниатюрная модель общества – внимательный взор охватывает и тучные фигуры мелких лавочников, задерживается на мнимой элегантности представителей так называемого высшего сословия, поражается убогости одежд и приспособленчеству духовных лиц, удивляется проделкам обеспеченных буржуа, видит военных и, наконец, взгляд читателя останавливается на представителях низшего сословия. Именно персонажи из последней немногочисленной группы по иронии судьбы являются носителями высших духовных ценностей. Мы видим здесь литературное произведение-перевертыш, когда внутренняя сущность героев совершенно не соответствует их внешнему облику.
Сюжет и военная тематика.
Отдельного комментария заслуживает блестяще обыгранная писателем тематика войны. С какой убийственной иронией автор делает меткие выводы о тех, кто победил, и тех, кто вынужден был покориться.
И все же в воздухе чувствовалось нечто неуловимое и непривычное, тяжелая, чуждая атмосфера, словно разлитый повсюду запах, − запах нашествия. Он заполнял жилища и общественные места, сообщал особый привкус кушаньям, порождал такое ощущение, будто путешествуешь по далекой-далекой стране, среди кровожадных диких племен.
Писательское дарование помогает автору произведения изобразить саму военную ситуацию и ее участников максимально точно. Именно война заставила столь непохожих людей абсолютно разных сословий встретиться на какое-то время, чтобы в который раз убедиться, сколь велика бездна между богатством и нищетой, честью и бесчестьем, долгом и высшей степенью необязательности.
Характеры.
Примечательно, что каждый из героев знаменитого произведения французского писателя обладает свойственными только ему пороками. Только кто-то из них борется со своими негативными качествами и компенсирует свои пороки совершением добрых дел, а кто-то, маскируя свое истинное лицо лицемерием и мнимой благочестивостью, с довольной улыбкой на губах творит свои темные дела.
Положительные герои, имеющие свои недостатки.
Персонажи, которые полны внутреннего достоинства и обладают верными жизненными установками, тоже запутались в своей жизни, так же, как и все люди, ошибаются. Такова Элизабет Руссе или, попросту говоря, Пышка, как ее принято называть в определенных кругах. Выбор ее жизненного пути нельзя назвать легким. Хотя он и кажется таковым. Но она принимает последствия своих поступков достойно, ведет себя по-человечески, чего не скажешь о тех, кто ей противостоит в рассказе, - представителях мира лжи и слащавого обмана.
Луазо, бывший приказчик, купил предприятие у своего обанкротившегося хозяина и нажил большое состояние. Он по самой низкой цене продавал мелким провинциальным торговцам самое дрянное вино и слыл среди друзей и знакомых за отъявленного плута, за настоящего нормандца – хитрого и жизнерадостного.
Но вместе с тем, в отличие от авторов-классицистов (Расин, Мольер), герои рассказа, написанного живым и богатым языком, обладают собственной индивидуальностью, они не схематичные персонажи, а живые, реальные люди.
Второй положительный персонаж в рассказе – это обедневший демократ Корнюде, который, несмотря на все свои недостатки – легкомысленность, неряшливость, нелепый патриотизм, идеализм и тягу к слабому полу, обладает рядом важных человеческих качеств – учтивой вежливостью, состраданием, открытой прямотой и любовью к родине.
Писатель не идеализирует своих героев. Именно поэтому они воспринимаются читателем как живые люди, а не придуманные литературные образы.
Третьей положительной героиней мелкую лавочницу мог сделать только Ги де Мопассан! Несмотря на склонность к сплетням и скупой характер, эта старая дама высказывает здравые мысли, а не провозглашает лозунги, далекие от реальности.
- Так вот нет же, сударыня, от военных никто проку не видит! И зачем это горемычный народ кормит их, раз они только тому и учатся, как людей убивать?
Отрицательные герои, страдающие от пороков.
Нравственные нормы для таких личностей, собирательный образ которых представлен в произведении, – лишь ширма, с которой нужно обращаться по собственному усмотрению, – можно прятаться за нее, немного сдвигать ее в сторону, чтобы не мешала наслаждаться теми удовольствиями, которые предоставляет обеспеченная жизнь.
Возле них с явным сознанием своего достоинства и высокого положения восседал г-н Карре-Ламадон, фабрикант, особа значительная в хлопчатобумажной промышленности, владелец трех бумагопрядилен, офицер Почетного легиона и член генерального совета. Во время Империи он возглавлял благонамеренную оппозицию с единственной целью получить впоследствии побольше за присоединение к тому строю, с которым он боролся, по его выражению, оружием учтивости.
В своем мастерски написанном рассказе Ги де Мопассан бичует косность и лживость мышления тех, кто стоит у власти, показывает мелочность интересов и примитивную сущность представителей высшего сословия.
Не исключение в этом списке и военные из вражеского стана, которые, чувствуя свою безнаказанность, позволяют своим прихотям влиять на тех, кто от них зависит, - людях, по существу, бесправных по сравнению с ними.
Конфликт.
Рассказ «Пышка» воспитывает в читателе глубокое сострадательное начало, т.к. сталкивает настоящий порок с мнимой порочностью, порожденной нуждой. Лицемеры всех мастей блестяще разыгрывают свой жестокий спектакль перед той, которую они хотят просто использовать в своих целях.
Кажется, что в конечном итоге те герои, которые следовали велению души, а не повиновались одному лишь голосу рассудка, терпят поражение, столкнувшись с ханжеством и лицемерием, но это обманчивое впечатление.
Именно правда, высказанная в своеобразной манере, заставит всех притворщиков сбросить маски и показать на миг лица, искаженные гримасами порока.
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ __ _ _ _ _ _ _ _ _ __ _ _
Чтобы сравнить классику и современность, предлагаю прочитать отзыв на
модный роман Людмилы Улицкой.
А после прочтения опровергните расхожее мнение:
Современный мир избавляет человека от необходимости мыслить. 😉