Всем привет! Не обошел и меня стороной сериал, захвативший умы местных читателей 😊 Удивившись высокому рейтингу и положительным оценкам друзей по интересам, я решила глянуть актуалочку сериал. Я скептически отношусь к работам ТНТ, но шанс необходимо давать всегда. Тем более, это мини-сериал, а такой формат я люблю.
Исходные данные
Эпидемия (2018)
Страна производства: Россия
Жанр: драма, фантастика, триллер
Режиссер: Павел Костомаров
Актеры: Виктория Исакова, Кирилл Кяро, Марьяна Спивак, Юрий Кузнецов, Александр Робак, Наталья Земцова, Эльдар Калимулин, Виктория Агалакова, Александр Яценко, Анна Михалкова
Длительность серии: 48 мин
Количество серий: 8
Краткое описание:
Новый неизвестный вирус превращает Москву в город мёртвых. Электричества нет, деньги потеряли свою ценность, те, кто ещё не заражён, отчаянно сражаются за еду и бензин. Сергей, его любимая и её сын-аутист живут за городом, где пока ещё безопасно. Но он не может бросить в беде бывшую жену с сыном, хоть она и ненавидит его. Сергей едет в Москву и чудом вывозит из умирающей столицы женщину и ребёнка. В пути к ним присоединяются также отец героя и довольно наглые соседи. Люди, которые в другой ситуации никогда не оказались бы под одной крышей, вынуждены забыть прежние обиды и отправиться в полное смертельных опасностей путешествие в Карелию, к уединенному охотничьему домику, расположенному на необитаемом острове посреди озера.
Звучит, на мой взгляд, не интересно. Две семьи, драмы, разборки... Заранее прикидываю, какие они будут. Когда из-за вынужденных обстоятельств обязаны сплотиться незнакомые люди - получается интересней за счет непредсказуемости.
Мои заметки
*К сожалению, без спойлеров сложно было писать этот текст, и многие тезисы мне кажутся не до конца раскрытыми. Но уверяю Вас, после внимательного просмотра сериала вопросов не останется 😊
1. Прототипы сериала
Невооруженным взглядом видно, что в основе сериалы "Сладкая жизнь" (2014) и подобные драмы о нелегкой московской жизни, и сериал "Чернобыль" (2014). От последнего как бы по наследству перешли режиссер и оператор. У "Сладкой жизни" взяты, по сути, персонажи: москвичи с их проблемами, запутанной личной жизнью и стратегиями поведения. Таких сериалов много, поэтому я привожу, на мой взгляд, самый примечательный в качестве примера и обобщения. От "Чернобыля" взята атмосфера постапокалипсиса, серые тона и т.д. Так же герои остаются одни в замкнутых полуразрушенных пространствах, где всё выглядит угрожающе и заставляет их проявлять свою сущность. От "Чернобыля" на какой-то момент достались и злые преследователи, которые добавляют динамики и вынуждают героев скорее найти новые приключения. В линии Сергея и Ирины прослеживаются сюжетные отсылки к фильму "Нелюбовь" (2017).
Далее освещу некоторые недостатки сериала.
2. Откровенные косяки сюжета и ляпы
На примере той же Полины видно, что характер не прописан до конца. Показана мотивировка изначального поведения, перипетии, которые в конце вроде бы приведут к переоценке девушкой жизни, но герой кажется таким же, каким и был в начале, хотя нам насильно вдалбливают, что нет, вот же он крест целует и бабушек в метро усаживает. Нет, я не поняла, почему так случилось, и додумывать не хочу! Таких героев в сериале несколько: не прописаны полностью Марина, Леонид, Сергей.
Непродуманный сюжет, который не вмещает в себя трагические истории второстепенных персонажей. Например, когда 3 машины главных героев едут по дороге и те общаются по рации, к ним вклинивается мужчина, поймавший радиоволну и просит прочитать молитву, потому что умирает. Конечно, гораздо лучше было бы вставить личную встречу, но этого не получится из-за самого, на мой взгляд, непродуманного момента: страха перед заболевшими.
С первых серий видно, что заболевших насильно эвакуирует правительство (ОМОН в сериале вообще людей расстреливает просто так, и этот момент никто не объясняет), их убивают (!) мирные жители. Почему? Они не зомби, которые нападают на людей и лакомятся плотью, это ослепшие и ослабшие люди, которые чаще всего остаются в тихих местах и молча умирают. Часто персонажи чуть ли не ищут заболевших, чтобы убить. Зачем это делается, если можно убежать, не заразившись? Это загадка, которая ломает логику фильма и мешает сценаристу вплести в основной сюжет интересные истории.
И теперь об интересных моментах, на которые я обратила внимание.
3. Социальные темы
Приятно, что авторы не обходят стороной актуальные в Европе темы недееспособности, различных недугов, о которых у нас мало знает общественность. Например, один из главных героев, Миша - аутист, который в течение сериала борется с комплексами и учится сотрудничать с окружающим миром. Или, например, немой человек, который добровольно помогает местным и проезжающим людям.
4. Простые истины
Важная тема сериала - тема эгоизма. Приятно смотреть, как в режиме "здесь и сейчас" персонажи учатся работать вместе. Казалось бы, в этом нет ничего сложного, но необходимо вспомнить, в каких условиях они оказываются: драмы и мелкие склочки не ведут к идеальному взаимопониманию. Сразу вспоминается игра, где большому количеству людей с закрытыми глазами нужно по очереди досчитать до 50-ти. В детстве мы играли в нее не один день, прежде чем у нас получалось 😊 Так и здесь, герои пытаются выжить самостоятельно, проявляя эгоизм или холодный рационализм, но с каждой волной эгоизма судьба возвращает их на исходное место со значительными потерями, намекая, мол давай-ка теперь по-нормальному.
5. Тема мистики
Понравилось, что в современных условиях нашлось место мистическим мотивам. Это связано с неизвестностью вокруг персонажей и смертью, витающей в воздухе. А где темный лес, по которому персонажи едут в Карелию, конечный пункт, там и остатки фольклора, не тронутые цивилизацией. Если Вы не любитель подобных тем - спешу обрадовать, они выражены не прямо, как в "Чернобыле" с его аномалиями, а частично, в определенных местах, почти незаметно глазу.
Например, Миша - аутист - представлен как очень умный мальчик, можно сказать всезнающий, который иногда полагается на свою интуицию. Здесь заметна отсылка к древним повериям о том, что люди с различными недугами ближе к космосу и мистике. Или пустой домик, в котором вынужденно останавливаются герои в начале сериала, похож на ведьмин дом я сейчас не про вичхауз: деревянный старый каркас, травки и бутылочки с разными жидкостями на полках. Ну и наконец, моя любимая отсылка к ведьмам, которая заставила вздрогнуть и пересмотреть момент несколько раз: когда женщина из погреба зовет одну из героинь и говорит, что ее ребенок тут, осталось только его выпустить, спустившись в погреб: здесь сразу и ассоциации со сказками, в которых ведьма хитростью заманивает героя в печку, и соотнесение погреба с подземным миром.
Что тут сказать - Карелия - прекрасное место со своей атмосферой, которую не передать словами. К счастью, её прекрасно передал оператор общими планами и пейзажами.
6. Операторская работа
Если сценарий явно сырой, с погрешностями разной величины, то посмотреть этот сериал стоит хотя бы из-за операторской работы. Кроме потрясающих пейзажей, с которыми бы справились многие операторы, мы видим художественный символизм в сериале. Так оператор как бы доказывает зрителю реальность происходящего, дает знаки или подтверждает то, что мы видим в сюжете. Уже с первых сцен это заметно: когда герои видят первого заболевшего, нам показывают их через забор - черную решетку, которая фигурно оплетает всю картину. Это намек на скорую несвободу, довольно примитивный, но столь редко встречающийся в наших сериалах, что ему приходится искренне удивляться. С первых серий, когда герои находятся в Москве и области, сюжетные отрывки из Карелии показываются перевернуто или деформированно, например, через рыбий глаз. Такой прием показывает как бы другой мир, время и пространство, непредсказуемые для героев.
Темное пространство с подсвеченным героями маленьким участком дороги - неизвестность будущего, извилистая дорога в начале, символизирующая затруднения, сменяется прямыми и освещенными дорогами ближе к середине фильма, когда герои уже понимают, куда едут и зачем.
Отсылка к "Чернобылю" дана в начале сериала: эпатажный блоггер, который рассказывает о новой эпидемии, сопоставим с парнем из видео, который украл у героев деньги и уехал в Чернобыль, чем ознаменовал завязку первого сериала.
Вовсю работает колористика. Яркий зелёный цвет, часто появляющийся в сериале и съедающий помещения, а вместе с ними и героев - цвет незнания, абсолютной неопределённости перед будущим, вызванное внешними причинами, с которыми герои чаще всего не могут справиться (толком не связанный с сюжетом момент, когда офицер застрелился в своем доме вместе с семьей, или момент, когда Марина узнает, что беременна)
Собственно, причин смаковать операторскую (и не только) работу у меня было достаточно. В связи с этим я поверила, что сериал может быть действительно стоящим внимания и начала копать глубже. К 3-4 серии я начала составлять мысленные портретные характеристики героев, чтобы приблизительно понять, к чему нас в конце приведет режиссер.
7. Портреты персонажей
В середине сериала я заметила до боли знакомые архетипы персонажей... Да это же "Война и мир"! Я не шучу: если развить эту аналогию, можно увидеть, что Сергей похож на Андрея Болконского, который под конец жизни разочаровывается в своем взгляде на мир, Ирина - Наталья Ростова, которая готова морально расти, Аня - неправильная Мария Болконская, потому что сначала сходство может быть угадано, а дальше мы узнаем подноготную, за которую она, кажется, и поплатится. Доктор - своего рода Безухов, который подастся то в масонство людям помогать, то откажется от этого и надумает жениться, то еще что придумает... Совпадений достаточно много, и тогда мы вспоминаем, по какому принципу герои Толстого "зарабатывают" свою судьбу - у автора выживает только тот, кто не останавливаясь духовно растет. Схема начинает подтверждаться из-за центрального критического события сериала, когда жизнь человека стоит под угрозой. Можно подумать, что одна смерть запустит череду смертей тех персонажей, которые не могут развиться дальше.
Вот как бы меня не вразумляли, я все равно вижу во всей религиозной теме отсылку к Толстому
И тут случается поворот, действительно для меня неожиданный, но который заставил меня улететь на реактивной тяге на планету Марс: вся ситуация была затеяна РАДИ МЕЛОДРАМЫ. Начинается адъ и треш, в котором смерть была лишь поводом накрутить страсти и повысить накал между персонажами. Я со своими филологическими или конспирологическими теориями просто вышла из чата. Кончено, без предвзятости дальше мне было трудно смотреть, но я сдерживалась, как могла.
Оказывается, за свои поступки персонажам еще не время платить. Из теории у нас остались лишь простые психологические портреты персонажей и стратегия "главное быть хорошим, и доживешь до конца", что существенно облегчает смысловую нагрузку сериала до 0,5 кг.
В итоге мы приходим к следующему выводу: развитие персонажей происходит как в сериале "Сладкая жизнь", когда с виду плохой герой по ходу сериала показывает, что в душе он хороший и в конце у него все круто, а у тех, кто был хорошим с виду, всплывают подводные камни. Далее начинается череда прямолинейных сюжетных ходов, которые своей простотой наглостью удивляют и кажутся недостоверными.
8. Актеры (?)
Вызывают у меня растерянность. В целом играют нормально, я почти не "спотыкалась" о них в процессе просмотра. Конечно, на роль Сергея подошел бы более эмоциональный актер, т.е. с другой манерой игры. Кяро иногда, мне кажется, просто не может передать нужную эмоцию. В начале фильма на 2 минуты появился Артем Сучков, и я так обрадовалась, что сейчас фильм будут тянуть, но нет, персонажа выгнали (с оружием) со сцены, и очень жаль. Следующий эпизод шикарной актерской игры появился только в заключительных сериях, где Наталья Земцова великолепно передала чувства матери.
Выводы
Из-за отказа от тактики глубокого раскрытия мотивации персонажей и создания их судьбы вторую часть сериала просто слили. Это касается сюжета, в котором заметны большие дыры, поэтому развязка кажется наигранной, примитивной и очень глупой по сравнению с тем уровнем, который держал сериал первую половину хронометража.
Сериал ничему не учит, не рассказывает ничего нового. Я очень разочарована, поскольку был огромнейший потенциал, который будто столкнули с горки по лестнице. На выходе мы получаем до безобразия упрощенные схемки вместо персонажей. Вроде бы все герои получают по заслугам, но это скорее случайность, чем закономерность пространства.
Все равно я рекомендую сериал к просмотру, хотя бы ради полемики, которую он может спровоцировать. Отдельное спасибо оператору - Давиду Хайзникову, который разбавил негативные эмоции от просмотра фильма.
Если Вы все еще читаете, то спасибо Вам. Желаю только удачных просмотров! До новых встреч!