Когда я в обсуждениях с друзьями начинаю ругать этот фильм, мне постоянно задают вопрос - а как можно снять что-то про неуязвимого персонажа? Он силен, богоподобен и очень Генри Кавилл, как сделать фильм о Супермене интересным, напряженным и динамичным?
Врагов Супс раскидывает, как гадалка карты, поэтому прямые столкновения, переходящие в драки, смотреть не интересно - все мы четко знаем, что Кларк Кент с помощью грубой физической силы одержит верх. Ну покидает врага по всему Метрополису, но в конце-то захрустят вражеские косточки!
Так как?
Ну, показать становление, осознание себя как инопланетянина (не, ребят, те флешбеки, которые Кларк ловит в начале, являются очень фиговеньким раскрытием персонажа), установка взаимоотношений с людьми (в фильме он контактирует только с родителями и Лоис Лейн, а друзья, школьные хулиганы, соседи, коллеги по подработкам как личности в фильме просто отсутствуют. В итоге мы видим бледное декоративное окружение), которые усложняется его способностями, собирание характера - в мультфильме Лига справедливости Супермен был так-то лидером, что не оспаривал даже его тематический соперник Бетмен, и Кент осознавал ту истину, что сказал Бен Паркер своему племяннику Питеру - с большой силой приходит большая ответственность. Внешние соперники будут усугублять эти проблемы, мешать Кенту их разгребать, они могут манипулировать им, заставляя сомневаться в себе, могут пытаться заставить танцевать под свою дудку...
Первый фильм попытался немного показать путь осознания Кента себя как инопланетянина, но куцые флешбеки, которые не связаны с основной картиной почти никак, не справляются с задачей представления и развития персонажа. Второй фильм попытался показать манипуляции с криптонианцем и заодно столкнуть его с Бетменом, но задача опять была провалена - план "гениального махинатора" шит белыми нитками, герои тупят, совершают странные поступки, и все опять заканчивается тупым мордобоем.
Собственно, это и есть проблема Супермена как персонажа - части зрителей и даже фанатов интересен его махач со всякими злодеями, в то время как другая часть хочет увидеть что-то более глубокое, чем лужа от кофе на столе. А DC усугубил эту картину подлизыванием фанатам и попыткой угодить абсолютно всем, что невозможно априори, и итоговый вариант смотрится "ни туда, ни сюда".
Кроме того, проблема есть и в режиссере - Зак Снайдер неплохо экранизирует уже готовые идеи (я не поклонница его стиля с библейскими отсылками и пафосом, но то, что у него есть неповторимый цельный стиль, не признать невозможно), но свои рассказывает из рук вон плохо. Достаточно пройтись по списку его картин и посмотреть их рейтинги на Томатах, чтобы прийти к такому же выводу. А история Человека из стали писалась именно им.
Ну и вишенка на торте - сам Генри Кавилл. Его супермен какой-то идеальный, отрешенный и слишком правильный, из-за этого он теряет почти всю человечность, и ему невозможно сопереживать. Те редкие проявления человеческих эмоций (после торнадо, когда за собакой с какого-то перепуга пошел человек, а не бессмертный инопланетянин, который вдобавок не сделал попыток помочь человеку) не работают так, как надо - Кларк на фоне своего обычного спокойствия смотрится истеричкой, и вообще это выглядит очень странно, словно у Снайдера в руке выключатель эмоций Супермена.
Кого бы еще упомянуть? Можно сказать пару слов о Зоде, земных родителях Кал-Эла (Супермена то бишь), Лоис Лейн, однако нельзя. Зод в Человеке из Стали - обычный фанатик, приверженец одной своей идеи, ради которой он пойдет до конца.
Джонатан (пришлось гуглить это имя) и Марта Кент - обычные милые люди, приютившие неизвестно как попавшего к ним сироту (однако космическая капсула в амбаре намекаэ, что ребенок в прямом смысле свалился им на голову).
Лоис Лейн на фоне остальных выглядит более живой, потому что ее нельзя описать парой слов, но в целом - это персонаж без предыстории. Наглая и хамоватая журналистка, охотящаяся за материалом, которая сходится с Суперменом... Почему? На ум приходит только песня Раммштайн Pussy - да, именно поэтому они и сходятся. Я баба, ты мужик, так чего мы медлим?
Персонажи как личности в этом фильме отсутствуют, как и отсутствуют связи между ними. Диалоги написаны нормально, но без этой связи они выглядят очень натянуто, как будто персонажи только-только разгрузились в купешке поезда до Адлера, и им нужно занять чем-то время.
Сюжет такой же, как и персонажи - Криптон уничтожают коты с клизмами, уцелевшие криптонцы устраивают замес на Земле, дабы обитать на ней. Кал-Эл хочет обитать с людьми, Зод хочет обитать в копии Криптона за земной подложке, их интересы расходятся, и минут 20 они то месят друг друга, то тупо играют соперником в баскетбол.
Что мы имеем в сухом остатке:
банальный сюжет
отсутствие внятно прописанных персонажей
плохое раскрытие главного героя
зрелищный махач в конце
очень красивая картинка
Генри Кавилл
Супермен наконец-то обзавелся системой оповещения, и больше не спешит, когда бежит спасать мир. Теперь он надевает сначала трусы, а потом штаны
...Интересно, а если бы Супермен был российским Колей Кентовым, он бы носил семейники в бело-красный горошек?
Итог
Фильм стоит смотреть, если хочется глянуть "фильм о мужике в красных трусах", "фильм об ОБОЖЕМОЙ ЭТО ЖЕ СУПЕРМЕН!!!" и фанатам Снайдера. Как супергеройское кино, фильм крайне слабый, сырой и очень простой, и его спасает только визуальный стиль Снайдера и симпатичная мордашка Генри-спасибо-что-без-усов-Кавилла.