«Три мушкетёра» Александра Дюма — это классический приключенческий роман, который стал символом французской литературы. Я читала его, когда мне было лет 14-15 и вот спустя много лет, захотелось перечитать.
Моим фаворитом у Дюма остаётся Монте-Кристо, но и 3 мушкетёра по-своему хороши. Конечно, всем уже известен сюжет, но я всё же напишу.
Сюжет
Действие происходит во Франции 17 века. Эта книга рассказывает о смелых и верных друзьях — мушкетёрах Атосе, Портосе, Арамисе и д’Артаньяне.
Сюжет разворачивается во времена правления короля Людовика XIII и великого кардинала Ришельё. При наличии во Франции короля, все бразды правления в своих руках держит кардинал. Между этими двумя идёт негласное соперничество, и мушкетёры из их гвардий постоянно устраивают стычки.
Главные герои сталкиваются с опасными приключениями. Они демонстрируют смелость, верность и преданность друг другу, а также готовность пожертвовать собой ради блага своей страны.
Мои впечатления
Дюма мастерски описывает уклад жизни мушкетеров 17 века, это позволяет полностью погрузиться в атмосферу романа. Книга написана (и переведена) лёгким и живым языком, что делает её доступной для широкого круга читателей.
Поначалу мне казалось, что это роман для молодых читателей. Слишком уж всё утрировано: непобедимые дружеские связи, чрезмерная преданность, готовность умереть ради «великой миссии».
Ближе к финалу поняла, что это всё-таки чтиво не для подростков, просто я привыкла ко всяким триллерам с мрачными подробностями. Здесь никакой жестокости нет, возможно, цензура 19 века не пропустила. Приходится читать между строк.
Очень нравится, что в романе много стоящих цитат о жизни и человеческих характерах. Кроме того, есть юморные моменты, описанные таким серьёзным тоном, что хочется смеяться ещё больше.
Что я поняла про Д’артаньяна
Самый противоречивый персонаж – Д’артаньян. Не все его поступки так благородны, как он заявляет. Юноша из Гасконии – края, где почитают, прежде всего, кардинала. Перед дорогой отец напутствует ему уважать кардинала и короля и не продавать свою лошадь необычной масти.
И что же сделал молодой человек? При первой же возможности он продал лошадь, подаренную отцом. А когда Д’артаньян понял, что служить одновременно и кардиналу и королю невозможно, он выбрал сторону короля.
И ведь можно было бы просто вступить в гвардию и спокойно служить. Но нет, так не достичь ни славы, ни звания. Поэтому Д’артаньян, быстро оценив ситуацию и сделав свою ставку, выступил на стороне королевских мушкетёров. При первом же случае он показывает себя сорвиголовой, и именно благодаря этому юношу заметили.
А его поступок с миледи вообще отвратителен. Где же та дворянская и мушкетерская честь? В темноте выдать себя за другого мужчину и переспать с женщиной – ну как вам это? Конечно, миледи – ужасный человек, но каждый отвечает только за свои поступки.
При первом прочтении я не уловила всего происходящего, во мне ещё не было столько циничности, сколько сейчас. А Дюма-то, оказывается, многое оставил «за кадром», не написав напрямую: было так-то и так.
Читая трех мушкетёров впервые много лет назад, я смотрела на сюжет глазами главных героев. Я заочно считала кардинала Ришелье мелким интриганом, а главных героев – храбрыми и преданными мушкетерами, мешающими грязным интригам. Сейчас я вижу, что кардинал – человек незаурядного ума. В своих поступках он чаще руководствуется политической выгодой и благом для государства, чем личными целями. Хотя история с подвесками – пример, что даже очень умного человека можно задеть насмешками. Но мне понравилось, что несмотря на то, что четыре мушкетёра мешались под ногами кардинала, он не приказал избавиться от них, а Д’артаняна, наоборот, даже повысил в звании.
Вывод
«Три мушкетёра» — это книга, которую стоит прочитать. Она увлекательная, сюжет не топчется на месте. Несмотря на то, что книга толстенькая, читается легко, и написана (т.е. переведена) красивым языком. Её можно читать уже в средней школе, чтобы использовать роман как пример дружбы и смелости в сочинениях по русскому языку. Но во взрослом возрасте на многие моменты смотришь по-другому, так что я рекомендую её перечитать, как и всякую классическую литературу.
Другая стоящая художественная литература:
Театр. Сомерсет Моэм
Ребекка. Дафна ДюМорье
Тень ветра. Карлос Руис Сафон
Преступление и наказание. Фёдор Достоевский