Весьма необычное и потрясающее произведение. Мне понравилось.
Сначала отвращение. Потом одобрение. Сомнения. Непонимание. Восхищение.В такой последовательности далось мне знакомство с этим произведением.
Одна из ключевых составляющих фундамента описываемого мира - аффирмации работают.
Веришь, потому что тебя так сформировали, воспитали. Обоснование сомнительными причинами того, во что веришь по другим сомнительным причинам, - вот как надо определить философию. Люди верят в Бога потому, что их так воспитали.
Населению с детства прививается ряд аффирмаций, которые относятся к процессу программирования сознания. Люди становятся теми, кем их запрограммировали, кем их вывели генетически.
62400 повторений - и готова истина. Идиоты!
...для трагедий необходима социальная нестабильность. Теперь же мир стабилен, устойчив. Люди счастливы; они получают всё то, чего хотят, и не способны хотеть того, чего получить не могут. Они живут в достатке, в безопасности: не знают болезней; не боятся смерти; блаженно не ведают страсти и старости; им не отравляют жизнь отцы с матерями; нет у них ни жён, ни детей, ни любовей - и, стало быть, нет треволнений; они так сформированы, что практически не могут выйти из рамок положенного.
Здесь уединение вредно. Мать и отец - оскорбления. Поэзия технологична. Чувство влюблённости пусто перед взаимопользованием.
...и каждый счастлив там, и никто никогда не грустит и не злится, и каждый принадлежит всем остальным...счастье там всегда, всегда...
Одна из освещаемых проблем - попытка противостоять общественным устоям, нормам, некоей религии; попытка познать иные грани чувств и эмоций.
Безумие чувств заразительно.
Презирающих тебя сам встречай презрением.
Поэтому на кон ставятся противоположные суждения. Вот пример двух сторон:
...попробовать бы, что получится, если застопорить порыв, отложить исполнение желания...
Не откладывай на завтра то, чем можешь насладиться сегодня.
Речь не о двух сторонах медали, а о чём-то явно большем.
Счастье и добро здесь обязательны. Хмурость и сумятица под запретом, под осуждением.
Как бы интересно стало жить на свете... если бы можно было бы отбросить заботу о счастье.
...лучше уж несчастье, чем... фальшивое, лживое счастье...
Вера в счастье как Высшее Благо исключает углубление и облагорожение человеческого сознания, и обогащение человеческого знания.
Наука опасна и благотворна. Наука может развиваться бесконечно и невзирая ни на что. Она направлена не только на решение насущных сиюминутных проблем. В ней знание - верховное благо, истина - высшая ценность; всё остальное - второстепенное, подчинённое. В цивилизованном мире упор с истины и красоты переведён на счастье и удобство. Ведь именно истина с притягательной красотой теряют смысл в военных условиях, например. В войну люди хотят тихую жизнь и готовы пожертвовать удовольствиями.
Философия - отыскивание сомнительных причин в обоснование того, во что веришь инстинктивно!
Из этого в произведении предлагается поразмыслить - что есть я и что значит быть самим собой.
- Цивилизованному человеку нет нужды переносить страдания. ...целомудрие рождает страсть, рождает неврастению. А страсть с неврастенией порождают нестабильность... Прочная цивилизация немыслима без множества услаждающих пороков. ...Цивилизация абсолютно не нуждается в благородстве или героизме. Благородство, героизм - это симптомы политической неумелости. В правильно организованном обществе никому не доводится проявлять эти качества. Для их проявления нужна обстановка полнейшей нестабильности. Там, где войны, где конфликт между долгом и верностью, где противление соблазнам, где защита тех, кого любишь, или борьба за них - там, очевидно, есть некий смысл в благородстве и героизме.
- Вам бы именно слезами сдобрить вашу жизнь. А то здесь слишком всё дешево стоит. Разве нет смысла и радости в жизненных грёзах?
- Смысл есть, и немалый. Время от времени необходимо стимулировать у людей работу надпочечников.
Наверное, то какая-то непонятная мне мода - заканчивать произведения так, как закончилось всё тут. Слабость, трусость. Невероятной силы произведение с невероятно неприятным завершением, которое в корне радикально и противоположно меняет впечатление от прочтения.
- Тебе что, нехорошо? У тебя вид совсем больной! Съел что-нибудь неподходящего?
- Я вкусил цивилизации. И отравился ею; душу загрязнил. И ещё, я вкусил своей собственной скверны.
Моё итоговое впечатление. Это произведение оказало на меня колоссальное впечатление. Я размышляла о прочитанном где-то месяца полтора, и буду вспоминать ещё, пожалуй.
Вряд ли порекомендую кому-либо это чтение. Всё дело в концовке - она перечёркивает всё удовольствие вообще. Лучше посмотреть какую-нибудь экранизацию. Пусть экранизации упрощены, но суть этой антиутопии в целом уловить можно.
Но, при случае, я порекомендую это произведение в контексте разговора о счастье, о равенстве людей и об отрицании негативного опыта. Ведь люди в этом произведении могут жить счастливо только благодаря наркотику.