давно хотела посмотреть культовый фильм Дэвида Кроненберга "Автокатастрофа" 1996 года с Джеймсом Спейдером, и узнать, в чем же его культовость.
Автокатастрофа / Crash 1996
Сервисы определяют фильм как триллер и драму, но, по-моему, это прежде всего крипи-эротика или лайт-порно. По-моему, Джеймс Спейдер не в "крипи" не снимается, или это уже самое его присутствие делает любой фильм с ним "крипи"? Не знаю, но все, что я с ним видела, как минимум странненькое)
Нужно отметить, что Кроненберг начинал кинокарьеру с темы болезненной модификации человеческого тела, практически утвердив жанр боди-хоррора ("Муха" - его творение!), очень любит авто- и мотогонки.
- Мы модифицируем тела людей...
С другой стороны, режиссер явно вдохновился откровенно фетишистской тревожной короткометражкой 1971 года по рассказу Дж. Балларда
Фамилия Джеймса на автостоянке
(эту же фамилию носит Джеймс в фильме Кроненберга, если что)) под названием Crash! Короткометражка есть на ютуб, если захотите посмотреть, в "Автокатастрофе" есть явные отсылки к ней. Так что, получается, Кроненберг создал компиляцию из посыла Балларда и собственных интересов, гиперболизировав сексуальный аспект.
Сюжет по моей версии без спойлеров
Порнорежиссер Джеймс Баллард устраивает аварию, в результате которой погибает пассажир другой машины. Позже Джеймс в больнице встречает водителя - жену погибшего (Гелен - Холли Хантер, звезда "Пианино" Джейн Кемпион), которая тоже проходит реабилитацию, и странного мужчину (Вон - Элиас Котеас), который обсматривает его с головы до ног. В итоге Джеймс и его жена Кетрин (Дебора Кара Унгер) оказываются в компании людей разной степени покалеченности (Розанна Аркетт и другие), переживших аварии, и которых эти самые аварии и все, что с ними связано, дико возбуждают: они смотрят видео с краш-тестами, фотографируют места аварий, разыскивают машины, побывавшие в авариях, занимаются реконструкцией аварий со знаменитостями, мастурбацией на троих
Автокатастрофа / Crash 1996
и сексом на всем этом фоне во всех возможных комбинациях...
ВПЕЧАТЛЕНИЕ
Конечно же, я посмотрела фильм из-за Спейдера в том числе. Но он хорош в этом фильме только потому, что в нем много обнаженных сцен, из которых становится ясно, что в молодости это был просто безупречно красивый мужчина.
Автокатастрофа / Crash 1996
Автокатастрофа / Crash 1996
Автокатастрофа / Crash 1996
Правда - я никогда не видела кого-то настолько красивого, всегда найдется хоть что-то, что не дотягивает или портит внешность, но молодой Спейдер - это нечто (немножко глазки в разные стороны, но это только добавляет загадочности))). Немного жаль, что он застрял в своем сексуальном образе - невооруженным взглядом заметно, что вся его карьера построена на эксплуатации его сексуальности в откровенно недотягивающих фильмах: дурацких триллерах, провальной фантастике и глупых экшнах-детективах. И надо сказать, только на нем эти "произведения" и держались - как бы плох не был фильм, как правило, от Джеймса невозможно оторваться.
Однако тут его образ получился не таким завораживающе притягательным, как обычно - пришлось поделиться и главной ролью, и харизмой с Воном, персонажем Элиаса Котеаса, главным идеологом культа аварий, который отлично изобразил стандартного фрика-маньяка середины 90-х с вечно приоткрытым ртом и бешеным взглядом,
Автокатастрофа / Crash 1996
- Авария - это нечто созидательное, высвобождается такая энергия, которой не достичь никаким другим путем...
Женские образы в фильме - будто собрание влажных мечтаний подростка 90-х: абсолютно объективированные блондинка, брюнетка и полуженщина-полуробот, которых распределяют и сочетают в разных комбинациях и сценах для разнообразия восприятия этих кукол из секс-шопа.
Жена Джеймса, Кетрин, - типичный женский образ фильмов из 90-х: безвольная, отстраненная, даже роботичная голубоглазая блондинка с отсутствующим взглядом,
Автокатастрофа / Crash 1996
Автокатастрофа / Crash 1996
манерно и медленно изрекающая какие-нибудь банальности и извиваясь шеей, достающая грудь в любой непонятной ситуации
Автокатастрофа / Crash 1996
и собирающая губки в гузку... Понятно, что в этом и состояла ее актерская задача, тогда это было круто, сейчас - дешево и банально.
Гелен - внешне такой себе антипод Кетрин - угловатая сухая резкая брюнетка, в остальном - такой же объектизированный образ.
и она представляет собой плохую покалеченную девочку, нечто вроде слатти-садо-мазо-роботессы, вроде бы, довольно популярный, эксплуатируемый по полной в фильмах и комиксах возбуждающий мужчин образ.
Саундтрек от любимого композитора Кроненберга - Говарда Шора подходяще неопределенный и тревожный, по одному нему можно понять период, когда снят фильм.
О СМЫСЛЕ
Если в короткометражке Балларда это глубокая рефлексия по поводу восприятия человеческой психикой неизбежной реальности сосуществования с механизмами, их очеловечивания (кто не видел мужчину, ассоциирующего машину с женщиной так или иначе? кто не испытывал странные ощущение в самолете или рядом с огромным составом, несущимся на большой скорости?), осмысления нового опыта, связанного с авариями и со всей автомобильной инфраструктурой - философская работа, то у Кроненберга о смысле говорит Вон, определяя его как переживание мощной энергии аварии, в том числе сексуальной, которая невозможна в какой-либо другой форме:
автомобильная авария является оплодотворяющим, а не разрушительным событием, освобождающим сексуальность, опосредующую сексуальность тех, кто умер с интенсивностью, невозможной в любой другой форме. Испытать это, прожить это - мой проект...
С другой стороны, кажется, что народ просто развлекался, делая подобную крипоту) 1990-е (а если быть точным, то период с конца 80-х до начала 2000-х, но и сейчас проскакивают такие произведения, например, "Маяк" с Уиллемом Дефо, 2019) именно и славятся бессмысленными странными фильмами о всякого рода отклоненцев потому, что столько странного еще не было снято тогда - на первый план выходит образ маргинала, психопата, фрика, становится модным снимать подобного рода видео безо всякого смысла с одной только целью - завлечь, поразить, смутить и возбудить зрителя, такой себе залипательный олдскульный тик-ток)) Подобные фильмы можно долго перечислять: "Сердце ангела", "Американский психопат", "Секретарша"...
Если бы в фильме не снялся Спейдер, о нем вряд ли бы кто-то помнил. Именно он обеспечивает этому фильму тройку) На Каннском фестивале фильм получил специальный приз жюри «За мужество, смелость и оригинальность» - не знаю, в чем там мужество, а смелостью, наверное, было выдавать порно за художественный фильм, зато оригинальности фильму точно не занимать, потому рекомендую - иногда не нужно думать, лучше просто отвлечься)
Спасибо!
Еще фильмы тут - они разные, и документальные, и игровые, но всегда хорошие и необычные.