Это спектакль не про Антона Павловича Чехова, как я подумала, прочитав название.
По аннотации я поняла, что спектакль про Михаила Чехова - племянника великого писателя и не менее великого человек: одного из лучших учеников Станиславского, актера, выдвинутого на «Оскар», режиссёра, основателя собственной актёрской школы в Голливуде, которую практикуют в Америке по сей день, учитель Мэрилин Монро, Марлон Брандо, Клинт Иствуд и еще сотни известных имен.
Но увидев спектакль я была удивлена, что речь идёт даже не про Михаила. Повествование в большей части строится от лица его жены – Ольги Чеховой. Потрясающая, сильная, непотопляемая, харизматичная женщина со сложной, яркой и интересной жизнью. Звезда немецкого кино, любимица Гитлера, государственная актриса Третьего рейха. В её жизни были такие периоды, что хотелось волком выть, но она ничего не боялась, смело шла вперед, преодолевала всё и вся. Приехала в Германию из советской революционной России и не просто выжила, а стала там звездой, получила богатство и признание. И там в Германии она стала называться фрау Чехов!
Повествование в спектакле не линейное, обрывочное. Нам рассказывают о жизни Ольги (Мария Орлова -становление, Анна Каменкова – эпоха) и Михаила Чеховых (Александр Горелов -становление, Александр Борисов -эпоха) через отдельные воспоминания, жизненные сцены, знаковые эпизоды. Получается очень живо, динамично, меняются люди, место, время. Зрители как будто собирают кусочки пазла, которые соединяясь с личным опытом, взглядами, воображением, складываются в уникальную художественную реальность происходящего. Для артистов - это, пожалуй, непростая задача, быстро перенастраиваться, переходить от одного события к другому. Модерн - авторский театр. Вот всем - интерьере, буфете, правилах и традициях, и конечно, в спектаклях чувствует лицо режиссёра, его авторский почерк. Даже сценографию и музыкальное сопровождение к большинству спектаклей Юрий Грымов подбирает сам. Этот спектакль не исключение. Юрий Грымов придумал и воплотил способ, как можно соединить обрывки совершенно разных историй, происходящих в разных декорациях, в разное время и в разном месте, которые прямо или косвенно связывает лишь одно – Ольга Чехова. Сценическое пространство погружается во тьму. И, подобно фонарику, световые лучи освещают и проявляют нам какую-то картину. Декорации полностью отсутствуют. Есть только полые кубы без двух боковин. И они в зависимости от сцены многократно трансформируются в разные объекты. Как в детстве, для ребенка в игре одна палка может быть чем угодно. Сейчас она ружьё или шпага, а через минуты уже ракетой взмывает в небо. Музыка и звуки сливаются в унисон с актёрской игрой, световым повествованием, усиливая смысловую нагрузку, эмоциональную сторону происходящего, позволяют зрителю глубже и полнее прочувствовать момент, дорисовать картину. Слышишь звук капающей воды – и стол на сцене мысленно переносится в подвалы Лубянки. Всплеск воды и душераздирающий крик -понимаешь, что мужик утонул, ушёл под лёд зимой или может завяз в топком болоте, это уже индивидуальное восприятие. Есть много интересных метафорических решений. Например, люди в пиджаках и без голов олицетворяют безликую толпу, ходящую за Чеховым. Ольга Чехова в зрелом возрасте в исполнении Анны Каменковой надевает такое же платье, какое было на актрисе, игравшей её в юности, и вот мы уже перемещаемся в прошлое, в её воспоминания. Красиво летящие сверху воздушные шары – мысли, мечты, грёзы. И резкое, болезненно-оглушительное лопание этих шаров – крушение иллюзий, планов. Бесподобные Лев из Metro Golden Mayer и статуэтка Оскара, в исполнении актёров, переносят нас в Голливуд. Костюмы преимущественно выдержаны в черно-белой гамме, на которой ярко и эффектно смотрятся цветовые акценты. Например, красные флаги революции, триколорные (белый, синий, красный) воздушные шары, ярко-розовое платье Мэрилин Монро. Его скорее можно отнести к историческому, биографическому жанру. Он основан на реальных письмах, диалогах, архивах. В нём нет вымышленных действующих лиц. Не зря есть выражение – «нарочно не придумаешь». Жизнь - писатель весьма изощрённый и с огромным воображением. Меня привлекают истории, основанные на реальных событиях. Когда ты осознаёшь, что это было на самом деле, все переживаемые эмоции утраиваются. Да и в целом это интересно, узнать для себя что-то новое, лучше понять историю, слегка приподнять свой уровень образованности. Кроме Михаила и Ольги Чеховых в спектакле появляются такие личности как Мэрилин Монро (Маина Чижевская), Адольф Гитлер (Александр Горелов), Лаврентий Берия (Алексей Багдасаров), Константин Станиславский (Константин Конушкин) , Ева Браун (Василиса Кашуба). Мне было безумно интересно, как изобразят, сыграют этих знаменитых людей. Получилось очень узнаваемо и точно. Понравилась неуверенная в себе Мэрилин Монро, закомплексованная , но таящая в себе огромный актёрский потенциал. Она не знала материнской любви, жила в разных приёмных семьях и детских домах, подвергалась насилию. Михаил Чехов для Мэрилин был другом, отцом, единственным человеком, кто верил в неё, раскрывал её талант. Александр Горелов исполняет в спектакле сразу две характерные роли - Михаила Чехова в молодости и Адольфа Гитлера. Я прочитала об этом в аннотации к спектаклю перед началом. Но во время спектакля не вспомнила об этом, не узнала в Гитлере молодого Михаила, настолько разными были эти образы! Такой живой, темпераментный, открытый Чехов и скукоженный , жалкий, омерзительный, скользкий Гитлер. На мой взгляд, получился спектакль для настоящих гурманов, ценителей искусства, эстетов. Роскошь, которую я всем желаю себе позволить!