Опубликовано 4 Ноябрь, 2024 - 21:04

Мне всегда очень интересно читать мемуары людей, которые были непосредственными участниками эпохальных событий. Да, их точки зрения могут кардинально отличаться друг от друга, но тем ценнее увидеть события глазами находящихся "по разную сторону баррикад" и составить своё мнение, пусть даже и отличное от общепринятой точки зрения.

События двадцатого века драматичные, удивительные, открывает Юрий Грымов нам сквозь призму времени в изложении их основных участников - Ольги и Михаила Чеховых, которые свой творческий путь начинали ещё в Российской империи, а потом судьба разбросала их по разным континентам и государствам, но позволила соприкоснуться с самыми одиозными и яркими людьми столетия и оставить о них многочисленные воспоминания.

Концепция спектакля строится вокруг основных ярких эпизодов жизни Ольги и Михаила, но это не последовательное классическое повествование, а именно отрывки из самых знаковых событий, участниками которых они были. Грымов не делает спектакль к манере многих современных режиссеров акцентным: вы не найдете в нём ни выделения счестливых моментов светлыми костюмами, нет гротеска в изображении отрицательных персонажей, чтобы подчеркнуть их зловещие личности, нет в нём и ярко выраженного морального и нравственного посыла от режиссера к зрителям. Грымов лишь показывает события с точки зрения их участников, позволяя нам самим определиться в формировании отношения к его персонажам, их поступкам, действиям и словам. Но делает он это в присущей ему манере максимальной откровенности, без приукрашивания и реверансов в какую бы то ни было сторону.

Образ Ольги воплощали на сцене сразу две актрисы: Мария Орлова в период ее становления и Анна Каменкова в состоявшемся возрасте. Обе актрисы очень ярко, эмоционально, пылко и проникновенно показали жизнь своего персонажа, его внутреннее состояние, чувства и переживания. Особенно хочется отметить сцену чаепития с Гитлером, когда весь зрительный зал буквально замер, неотрывно наблюдая за действиями актеров.

Михаила Чехова сегодняшний обыватель практически не знает, хотя он был чрезвычайно одаренным человеком, актёром и режиссером, развивавшим и внедрявшим систему Станиславского за рубежом. Александр Горелов показал нам Чехова в юности: только что вступивший в брак с богатой наследницей, но ещё не готовый для роли семьянина, гуляка, повеса, друг Вахтангова и Станиславского. Тем разительные контраст с Михаилом в зрелости, которого блестяще сыграл Александр Борисов: солидный, серьезный, состоявшийся человек, в котором тем не менее иногда можно разглядеть того прежнего мальчишку.

В целом, спектакль довольно тяжёл для восприятия из-за своей предельной откровенности: особенно тяжело смотрятся сцены расстрела, персонаж с жёлтой звездой на одежде, сцена на болоте с волками. Не стоит посещать его, если вы ждёте лёгкий пересказ богемной жизни театральной и кинематографической публики. Это спектакль намного глубже, в нём присутствует трагизм, в нём нет иронии и сатиры, у него собственная философия.

Из спектаклей Грымова, как мне кажется, этот наиболее серьезный, даже концептуальный, пронизан философией режиссёра. Его не стоит смотреть, если ранее вы не были знакомы со спектаклями Грымова. Но в то же время для его поклонников эта постановка - настоящий подарок, в котором воплощено всё то, с чем ассоциируется режиссер.

Достоинства
  • В основе - реальные исторические факты
  • Великолепная игра актеров
  • Впечатляет
  • Потрясающая режиссура
Недостатки
  • Нет
utilita2013рекомендует
Читать все отзывы 10
Comments.
Все комментарии
Авторизуйтесь для комментирования
Оставить комментарий
Другие отзывы
Читать все отзывы 10
Смотрите также