Жан Кокто - личность по-настоящему многообразная. Он перепробывал себя почти во всех видах искусства: снимал фильмы, рисовал, писал. Кокто даже выпускал модные коллекции и сотрудничал по молодости с Сергеем Дягилевым &co. Однако для нашей страны его творчество практически "не дошло". О его личности знают в основном киноманы и поклонники Русских Сезонов. Книги Жана практически не издавались в странах СНГ. Но, как говорится, случился праздник и на этой улице. Издательство "Аст" выпустило пару его произведений под одной обложкой.
Сама же книга представлена в мягком формате, знакомом многим людям. Ничего особого про дизайн самой книги сказать не могу. Это стандартный "покетбук"
На обложке, кстати, изображен один из рисунков автора
На обратной стороне находится краткая информация о Кокто. Ну, и маркер серии "эксклюзивная классика"
Как я уже говорила ранее, в книгу входят два произведения Кокто. Первое(которое, кстати, понравилось мне намного больше)- это роман "Ужасные дети". Второе - пьеса "Адская Машина". Части книги разделены стандартными надписями на целый лист.
Оба этих произведения связаны тем, что в них показаны запретные любовные отношения. В "Ужасных детях" это патологическая зависимость сестры и брата. В "Адской машине"- инцест между сыном и матерью.
"Ужасные дети" это роман о взрослении двух детей- Поля и Элизабет. Между ними небольшая разница в возрасте. С самого детства они привыкли все делать вместе: делить комнату, принимать ванну, играть в игры. Герои настолько зависят друг от друга, что просто не представляют жизни в одиночку. Их не смущает даже различие полов, ведь оба они в душе являются детьми. Элизабет, например, может раздеться догола перед своим братом.
Казалось бы, у них двоих идеальные отношения. Что еще может быть плохого? Однако процесс взросления не стоит на месте. Рано или поздно герои должны будут покинуть дом, найти работу, создать свою семью. В то же время их обоих преследует призрак Детской, собирательный образ их всех лет, проведенных вместе. Он заставляет Поля и Элизабет еще сильнее зависеть друг от друга. Ситуация также усложняется многочисленными любовными связями героев. Смогут ли Поль и Элизабет победить призрак Детской? Или же они до конца своих дней будут связаны узами странной любви, явно выходящей за грани кровной? Об этом, собственно говоря, читайте в самом романе.
"Ужасные дети" - это произведение весьма специфическое. Оно очень красивое и метафорическое. Но в то же время в нем настолько лихо закручен сюжет, что порой даже сложно понять происходящее. Возможно, это часть хитроумного авторского плана. События из детства Поля и Элизабет идут медленно, в них словно проживается каждая секунда. Когда же их взрослая жизнь несется подобно лошадям на скачках. Эпизоды сменяются один другим, и читатель вместе с героями не может к ним адаптироваться. Но здесь, как говорится, хрен его знает. То ли это действительно авторская задумка, то ли простое совпадение.
Теперь же перейдем к пьесе "Адская машина". По сути это пересказ мифа об Эдипе. Но с одним большим отличием. Все действующие герои вынуждены играть роли одного ироничного божественного сценария. Кто-то из них не хочет быть частью этого злого умысла. Кто-то, наоборот, зная о происходящем, старается умолчать об этом. Печально понимать, что чья-то жизнь может быть распланирована богами от момента рождения и до самой смерти. Повезет, если человеку уготована счастливая судьба воина и мужа. Но что если твое предназначение заключается в убийстве отца и женитьбе на матери? На этот вопрос, собственно, нет ответа.
Кстати, пьеса "Адская машина" действительно ставилась в 20 веке. В издании даже представлена афиша, в которой роли распределены по актерами
Здесь имеется даже небольшое предисловие с эпиграфом.
К самому же авторскому стилю стоит привыкнуть. Кокто использует много метафор вроде Даржелоса, пронзившего сердце Поля снежком, словно стрелой Купидона. Или квартир, каждая из которых говорит об их обитателях. В тексте можно встретить множество сложных и длинных предложений. Впрочем, в этом и заключается авторский шарм.
В общем, эта книга наиболее полно дает представления о всем творчестве Кокто. Спойлер: почти во всех его произведениях можно встретить отсылки к мифами, гомосексуальность, запретные отношения и смерть. Это видно как в кинематографе, так и в литературе. Вообще, не советую знакомиться с его работами человеку с чрезвычайно консервативными взглядами. Остальным же желаю приятного путешествия в этот красивый и трагический мир Жана Кокто. Книга вас точно не разочарует.
P.S. В 1950 году роман "Ужасные дети" был экранизован. Можете также посмотреть фильм, если читать вдруг окажется лень.
Он практически никому в снг и не известен)) Недаром маркер "эксклюзивная классика" повесили. Там и тираж у книги недольшой, всего 4к экземпляров. И допечатывать скорее всего не будут. Но почитайте книгу