Смерив желание забраться на гору повыше и орать подобно суслику из того видео, я решила написать отзыв. Признаюсь, в начале просмотра он задумывался совсем не таким.
Для тех, кто боится ужасов как и я, могу сказать, что ужасы - это слишком громко для фильма. Есть пару скримеров (резкое появление монстра в кадре), несколько кровавых сцен, которые за счёт темноты картинки не выглядят настолько пугающими, но всё остальное не пугает, только настораживает.
Сюжет
Не буду говорить, что сюжет стар как мир и ничего нового режиссёр не придумал. Я смотрела на фильм как на отдельное оригинальное произведение, так как сравнивать оригиналы и ремейки всегда гиблое дело. О чём же история?
В мрачные и загадочные 1800-е годы агент по недвижимости Томас Хуттер получает неожиданное приглашение от таинственного графа Орлока, который проживает в величественном, но зловещем замке в Румынии. Имея на руках задачу подготовить документы для сделки, Хуттер погружается в атмосферу странностей и тайн, которые окутывают его нового клиента. Примечательно, что граф планирует приобрести дом неподалеку от Томаса, что вызывает у агента настороженность, особенно учитывая ночной образ жизни Орлока. Чем больше Хаттер изучает своего загадочного партнера, тем сильнее его подозрения, что граф может быть не просто эксцентричным аристократом, а настоящим вампиром.
Визуал
Первым дело хочу отметить гнетущую атмосферув картине. Интерьер, костюмы, причёски, украшения - всё говорит нам про эпоху, в которую происходят события и передают культурный слой того времени.
Операторская работа на высшем уровнем. Каждый кадр и его плавность говорят об опасности, что ждёт за углом.
Чувство напряженности не покидает тебя, хоть сюжет не нов и предсказуем. Пейзажи и архитектура отдельное восхищение.
Каждый кадр нам говорит, как мелок, жалок и бессилен человек перед высшими силами. Чувствуешь невольное давление и могущество природы и властную руку Носферату, сжимающую горло.
Фильм затягивает и окутывает при просмотре. Он густой как кровь, тянется как патока, но при этом проходит очень быстро. При этом я хочу разделить фильм на 3 части и рассказать о них отдельно, но сначала об актёрах.
Каст у фильма вполне себе звёздный, хотя благодаря качественному гриму не всех можно узнать сразу.
Эллен Хуттер (Лили-Роуз Депп)
Эллен - девушка со странностями.
Ещё в детстве она страдала припадками и видела своеобразные сны. Однако, выйдя замуж, всё поутихло, но предчувствие беды было с ней всегда.
Разлука с мужем открыла старые раны и девушка начала сходить с ума. На мой взгляд Лили-Роуз Депп отлично отыграла роль дамы, связанной с чертовщиной.
Она выглядит измученной, истощённой и уставшей, какой и должен быть её персонаж. Она бледна и взгляд тяжелый. Мне казалось бы странным видеть розовощёкую актрису в этой роли.
Томас Хуттер (Николас Холт)
Томас ради благополучия новоиспечённой жены отправляется в очень сомнительное путешествие ради заключения сделки по недвижимости.
Однако в договоре на кону стоит не только старое поместье, но и его возлюбленная.
Мужчина находит в себе силы побороть зло и сохраняя рассудок стремиться вернуться к Эллен.
Эта роль в очередной раз доказала, что Николас Холт актёр разноплановый. Я слежу за ним ещё с тех далёких времён, когда он снимался в Skins/Молокососы.
Его комедийная роль в "Великой" меня ничуть не смутила и в "Носферату" на экране я видела героя ленты, а не актёра.
Билл Скарсгард (Граф Орлок)
Загадочный и мрачный граф, живущий в тёмном замке и ведущий ночной образ жизни.
С первого его появления в кадре чувствуешь дискомфорт, будто он рядом сидит. Грим очень запоминающийся.
Взгляд Билла Скарсгарда создал половину ужаса в образе.
Да и сам образ графа как вампира вполне в духе того времени. Я рада, что он выглядел так мерзко, как разлагающаяся плоть, а не как Эдвард Каллен. Это бы убило и без того спорную картину.
Билл в очередной раз доказал, что способен перевоплотиться в абсолютно любое непонятное существо и мастерски его сыграть.
Собственно, это основной любовный треугольник, а остальные герои лишь подспорье.
Деление картины на части
Первым двум третьим фильма я поставила бы 5 звёзд. Прекрасно было всё, эстетика в каждом кадре.
Я смотрела с открытым ртом. К слову, здесь ещё сыграла моя любовь к такому антуражу. Я люблю картины на тему средневековья, замков, алхимии, демонологии, культов и легенд.
Люблю образность и намёки в кадре. Например, тень когтистой руки на лице главной героини как бы говорит нам, что она во власти чудища или мрачный силуэт на занавесках.
Или же начавшийся дождь в ту минуту, когда герой понимает, что должен пойти на очень сомнительное дело. Безмолвные детали - это чудесно.
Поэтому для меня больше половины фильма великолепны и в начале я думала, что отзыв мой будет однозначно хвалебный, но...
Последняя часть фильма вызвала у меня бурю противоречивых эмоций. Несколько сцен были откровенно неуместны и шокирующие. Вот они ниже:
Так близко знакомиться с Носферату мне не хотелось
И нет, это не кровавые сцены. Здесь больше по психике бьёт осознание того, что именно происходит.
В фильме отсутствует романтизация образа вампира, оттого финал истории вписывается в рамки того времени, но поражает современного зрителя.
Налёт времени
Чтобы объяснить последнюю часть фильма и даже оправдать, нужно обратиться к истории. Вампиры в истории изначально выступали как козлы отпущения. То смертность младенцев в Риме нужно оправдать, то туберкулёзную панику в Новой Англии. Это был собирательный образ дьявольщины, болезни, чумы и всего того, что человек ещё не мог объяснить.
На момент повествования в фильме, вампиры уже выступали собирательным образом всех ужасов и греха. Сексуальная подоплёка финальной части обусловлена тем, что христианство табуировало секс ради удовольствия и считала, что плотские желания от лукавого.
Позже появились рассказы на грани похоти и ужаса, но в момент действия фильма мозг общественности уже был разгорячён запретами и от того финал выглядел именно так, как есть.
Похоть считалась страшным грехом и велением дьявола, особенно для женщины, которая всю историю хоть в чём-то, да виновата, поэтому нам и показывают, что люди, охваченные Носферату, прибегали к извращенной похоти.
Здесь хочется похвалить фильм за то, что отказались от романтизации и показали стык нового времени, где существует наука и старого, где традиции и запреты по-прежнему сильны.
Но всё же я прибегла бы к образности и символизму, чтобы передать суть и сгладить финал картины.
Итог
От контраста повествования складывается впечатление, что снимали картину два разных человека. Вся жесть пришлась на финал, от чего больше половины фильма может показаться очень затянутыми и скучными для зрителя, хотя их можно было наполнить историей Носферату и Эллен Хуттер. Нам дали пару коротких фраз, что они связаны давно, но про эту связь больше ничего не рассказали, а жаль.
Я не жалею, что посмотрела фильм. До шедевра он не дотягивает, есть спорные моменты, которые не хочется второй раз видеть в картине, но посмотреть разок можно. Хочу выделить отдельным жирным плюсом, что в картине нет темнокожих актёров, как это сейчас принято в каждом фильме. Правда, спасибо, а то я ещё от "Ведьмака" Нетфликса не отошла. Кстати, советую почитать это обзор, а также другие: