Опубликовано 15 Сентябрь, 2024 - 19:32

несколько дней
    305 €/$ на одного

Когда мы собирались на Кубу, друзья мужа попросили его привезти сувениры. Чем славится этот остров? Ромом да сигарами. Вот нас и попросили привезти и то, и другое

и можно без хлеба.

Для покупки логично было ехать в Гавану, а мы отдыхали на Варадеро. Чтобы совместить приятное с полезным, мы купили экскурсию в Гавану. Муж также решил, что нам нужно обязательно посетить место, где делают сигары, потому что он раньше курил и ему было крайне интересно, и, хотя я не была в восторге, ибо никогда не курила, но не противилась. Надо так надо)) И хорошо, что я поехала, оказалось, что эта экскурсия тоже интересна. Точнее, не столько экскурсия, сколько места....Природа Кубы - это отдельная песня)

Итак, экскурсия "Кубинский дуэт: Гавана и Пинар-Дель-Рио"

Название экскурсии от туроператора и обещания

за 2 дня от туроператора Anex.

Как сказал экскурсовод, это самые востребованные места для посещения, и для 12 часов времени не хватало, чтобы наслаждаться Кубой, а не бежать галопом по Европам, потому сделали 2 суток. Эти вариации есть по дню, сами выбирайте.

Цена : на одного стоила 305€/$ , для ребенка 230€/$, но для детей я совсем не рекомендую это путешествие: тяжело, и не будет интересно детям в 1 день точно.

День недели : экскурсия идет по четвергам (на момент написания отзыва).

С собой взять загранпаспорта (ночуем в отеле в Гаване), головной убор, воду, обязательно удобную обувь, деньги, можно взять перекус и сменную одежду. Захватите кипятильник и капсулы для кофемашины Wink Поясню ниже))

Утром была хорошая погода: океан, птички, ящерицы, солнышко - все как обычно. (В сезон дождей, как вещал интернет.) После завтрака нас встретил гид, и через несколько минут мы сели в наполовину заполненный автобус (небольшой, мест на 15 всего). После заехали еще в один отель и забрали семью из 4 человек.
Путь был долгий, от Варадеро до Гаваны около 138км, почти 3 часа езды. Хорошо, что я взяла с собой кофточку: в автобусе кондиционер дул немилосердно.
По пути останавливались полюбоваться на смотровой площадке красотами и размяться.

Гавана лично меня особенно не впечатлила, чтобы хотелось туда вернуться, но на один раз она того стоила. Ниже объясню.

Вам рассказать об этом дне? Хронология нарушена: мы видели Капитолий,

прошли у памятника голой женщины с каблуками на петухе

, видели памятник "Разговор"

, заходили в один из старейших 5-звездочных отелей Гаваны

где бывали и бывают многие знаменитости

на территории которого гуляют павлины

, послушали про Хемингуэя, который полжизни, 7 лет, жил в гостинице (нормально, да?!), потому что там его посещала любовница...и иногда муза, видели город со смотровой площадки с Иисусом

(одни дома, окруженные океаном. Чтоб я так жил),

заходили в оборонительную башню с маленькими тоненькими окошками для обстрела и/или отстрела,

поднимались на смотровую площадку мемориала Хосе Марти,

бережно охраняемого летающими вокруг грифонами...

Вид с мемориала

О да, самое главное, нас отвели в магазин акцизных товаров с вполне нормально стОящим ромом (разных цветов),

с кофе и ненормально дорогих сигар, сигарет, сигарилл (это три разных товара!)

и папирос.

Когда мы туда пришли, специально обученный человек как раз начал крутить такие сигары, и нам рассказали, как это делается, хотя это была часть второго дня)

Это все (в 1 день) было познавательно, но!

Считаю, что для таких экскурсий нужен соответствующий гид, который по-настоящему болен своей профессией, умеет не просто передавать информацию, а играть интонацией, увлекать повествованием... Увы, у нас был вполне веселый и интересный БАрбаро (с ударением на 1 слог), но мне как гуманитарию было категорически неестественно слышать его полуломаный русский: иногда у некоторых слов он "глотал" концовку, половину я не слышала, потому что пыталась разобрать, о чем была другая часть фразы, к тому же он иногда начинал длинное-длинное предложение, уходил в предысторию и забывал, о чем говорил вначале. Не скажу, что Барбаро плох, но это не мой гид, потому что мне в этот раз почему - то сложно было "переводить" сказанное. В итоге, когда мы с мужем обсуждали эту экскурсию, он мне говорил что-то, что озвучивал гид, а я будто первый раз слышала! Это моя проблема, вину не перекладываю, звезду не снижаю)

Изначально нас хотели заселить в один отель, но так получилось, что гиду предложили нас заселить в соседний, где мы обедали, и он согласился. Я не была внутри того отеля, который был в планах, но тот, в каком мы в итоге оказались, мне очень понравился.
При заселении давали пароль к Wi-Fi, но когда приезжаешь поздним вечером, а уезжаешь ранним утром, нет желания серфить на страницах интернета, и мы даже не взяли бумажку с данными.

Обедали вкусно, но никакого салата не предлагалось, а напиток был один на выбор (больше - за дополнительную плату), но человеческий по объему: жестяные баночки пепси, фанты, пива и что-то ещё.

Ужинали мы в том же отеле. Сначала принесли вкуснющие тосты с 2 упаковками масла (упаковки, как в самолёте, маленькие Smile), а так как я себе не позволяю эту мегакалорийную пищу, то тут съела с большим удовольствием (на отдыхе можно). Потом на выбор суп и второе. Причём суп куриный оказался пюре с косточками! Кубинцы - славные ребята, у них свой толк в приготовлении кулинарных изысков)
На десерт вазочка с фруктовым салатом.

Номер оказался небольшим, но очень симпатичным. Я наконец-то помылась как человек: с хорошим напором и горячей водой (ибо в нашем отеле в Варадеро насос качал, видимо, из Москвы и, наверное, через Китай). В шкафу были халаты! На столе стояла... Паба-ба-бам... Кофемашина! Первый раз в жизни такое вижу)) И пакетики чая!! Капсул не было и чайника тоже)) Но вы же захватили их с собой?! Предупреждён - значит, вооружён!)

Утром нас ждал простой завтрак из нарезанных фруктов, булочки с маслом, тарелки с несколькими видами сыров и колбас (на любителя, конечно, после московской еды) и неограниченных чая-кофе (чай пакетированный, кофе свежесваренный, кубинский!). Ни яичницы тебе, ни омлета.

Перекусив, мы отправились в долину Виньялес.

Погода начала портиться, и минут за 30 до приезда полил дождь. Я с уже подпорченным настроением сидела, потому что понимала, что при дожде промокну, а под кондиционером мокрая и заболею не дай бог... Но как только мы приехали, дождь закончился! Минута в минуту! Что-то невероятное, но факт!
Мы спустились в одну из пещер

, погуляли там, покатались на лодочке по подземной речушке и увидели свет в конце туннеля пещеры.

Там опять шёл дождик... Но пока мы доплыли туда, он снова закончился! Потрясающе!

Рядом летали десяток бабочек и одна колибри (!), а если бы мы не отвлеклись на небольшой водопад,

увидели бы вторую, оранжевую колибри)
Далее нас отвезли к фреске,

но нам с мужем ещё понравилась роща с бананами.

Жалею, что не сорвали и не попробовали, потому что на Кубе есть сорт зелёных сладких мини бананов) Вдруг это был он?!)

Потом мы поехали на обед в открытое кафе, где за стол на 7-8 человек поставили тарелку с резаными фруктами, плов, отварной картофель и мясо. На десерт дали...сладкую холодную рисовую кашу с корицей. Точнее, всем дали, а про меня забыли (у официанта не хватило рук взять за наш стол 8 тарелок, и он взял 7). Но мне очень хотелось попробовать, что же это за десерт такой необыкновенный, если половина за столом его съела, и я попросила официанта мне тоже принести...
Кубинцы - славные кулинары)) Но я, как и предполагала, кашу холодной есть не могу, потому что для меня это прежде всего каша, и такой приторной она тоже не должна быть.

После обеда нас ждала смотровая площадка Лос Хардинес,

где мы купили самую вкусную на Кубе пина-коладу.

Везде и у нас в отеле кокосовое молоко не взбивают, а тут взбивали! Мы гуляли, пили и наслаждались невероятными красотами)

P/S. В таких местах, смотровых, чтобы сходить в туалет, принято давать чаевые, 1 доллар. Ёлки - палки, 100рублей, чтобы посетить не самое чистое место...

Ну и напоследок нас ждала фабрика табака. Как я поняла, это обычный участок, принадлежащий какому-то человеку, который 90% урожая отдаёт государству (на Кубе с этим жёстко), а 20% оставляет себе (есть всем хочется). Откуда-то, когда мы приехали, вышел дедушка и принялся крутить сигары (интересно, а руки он помыл перед этим? Вы же этого не видели...), и мы во второй раз посмотрели, как делается этот товар. Здесь же можно его купить, и это дешевле, чем в гаванском магазине, ибо нет акцизных наклеек. Но поторгуйтесь, возможно, уступят.
А в отзыве об отеле Кубы я писала лайфхак, как купить оригинальные сигары, но дешевле, чем в магазине и на фабрике)
Вы скажите мне, мол, это вполне могут быть ненастоящие сигары, а крученые из бананового листа, просто наклейки на них налепили с акцизом. А я вам на это отвечу: а где доказательство, что в магазине не банановые листы вместо табака? Тогда вы скажете, что магазин государственный, и там обманывать не должны. А я отвечу, что, допустим, там не обманывают, но ведь дедуля на фабрике без акциза вполне мог крутить из банана)
Думайте сами, решайте сами)

Незаметно подкрался вечер, а тот день пришёл к логическому завершению. Мы сели в автобус около 17ч, но в этот раз ехать нужно было гораздо больше, потому что долина находилась совсем в другой стороне от Варадеро и Гаваны, потому в отеле мы были чуть после 21ч.

На обратном пути останавливались у рынка, где продавались фрукты. Советую манго. Кубинский фрукт очень сочный и вкусный. Есть несколько видов (желтый очень волокнистый, мне больше понравился красно-зеленый).

Когда ехали в отель, снова начался и снова закончился дождь. Какой он здесь невероятно чуткий и шёл, только когда мы имели крышу над головой) Нам бы в Москву такой понимающий, чтобы не было

Я перессорился с дождём...

Итого, экскурсию "Кубинский дуэт: Гавана и Пинар-Дель-Рио" за 2 дня советую (но без детей). На Кубе своеобразная атмосфера знакомого многим СССР, ретро автомобили, множество интересных мест, где, конечно, стоит хоть раз побывать.

Вам запомнятся бедность народа и его дружелюбие, старенькие домики и большие участки высокопоставленных людей, невероятная красота флоры

и милейшая фауна. Вместо пауков, клещей и мышей вы увидите игуан, ящериц и крабов. Вас поразят пещеры с прохладой и высыхающие на глазах лужи благодаря жаркому солнышку. Вас удивят, восхитят, порадуют в эти дни)

Например, в старейшем отеле растёт неприхотливое и вроде обыкновенное растение, назовём его недотрога (настоящего имени не знаю): раскинувшее листики во все стороны, оно не привлекает к себе внимания.

Но стоит нам дотронуться до его стебельков, как они сворачиваются, и растение становится непушистым.

А тут ещё и воздух (океанный?) морской, располагающая температура (30 градусов с большой влажностью не воспринимаются так же тяжело, как в больших столицах у нас), фрукты, растущие на деревьях, когда манго и кокосы сами падают под ноги... Сказка!

Гавана - к посещению! Ради атмосферы, колорита, которого больше вы нигде не встретите. Долина Виньялес - к посещению! Ради необыкновенно красивой природы и очень вкусной пина-колады. Фабрика табака в Пинар-Дель-Рио - к посещению (для образовательного момента).

Хороших вам путешествий, мои дорогие!

• Движение - это жизнь, много ходим
  • Колорит Гаваны своеобразен
  • Кормили прилично
  • Места поразительно красивые
  • Познавательно
  • Ретро автомобили, на которых будете кататься
  • Увидите быт простых кубинцев
  • Хороший номер в отеле
  • В автобусе очень холодно
  • Гида нельзя выбрать
  • Детям будет тяжело и скучно (в1 Гаване)