Совсем скоро наступит, пожалуй, один из самых мистических дней в году - летнее солнцестояние. Этот день издавна считался знаковым и всегда был окутан пеленой тайн и страшных загадок. Именно поэтому посмотреть что-то новенькое из жанра фолк-хоррор было как никогда кстати. Я большой фанат этого жанра и поэтому довольно ревностно отношусь к поиску и анализу подобных лент. Мои поиски увенчались довольно успешно. Разжигайте костры и благодарите за урожай Солнце дорогие друзья. Отправляемся на праздник в английскую глубинку раскрывать жуткие секреты тихой деревни. Чтобы лучше понимать такие фильмы давайте сначала обратимся к определению этого жанра и главным составляющим на которых он основывается. Будет очень длинно, сразу прошу меня простить. Но я очень люблю под микроскопом, подробно разбирать любопытные фильмы под всеми углами. Надеюсь, Вам будет познавательно и увлекательно. А может сегодня вечером вы захотите посмотреть этот фильм, чтобы пощекотать себе нервишки накануне приближающегося летнего равноденствия =) Поехали!
Адам Сковелл, писатель, режиссер и создатель блога Celluloid Wicker Man, в своей книге «Folk Horror: Hours Dreadful and Things Strange» изложил несколько фундаментальных черт фильмов ужасов в жанре фолк-хоррор: изоляция, ландшафт и мораль. Локации, показанные в таких фильмах, должны быть отделены от «внешнего мира», либо показана изолированная по культурным или национальным особенностям группа (община или секта ). Так как местность, как правило, изолирована, ее пейзаж особенный: нетронутая природа или лес с остатками древних святилищ. При этом обособленной группе, живущей на особенной территории, присуща специфическая мораль, которая всем остальным представляется антиморалью. У этих людей особые, в том числе, дохристианские или антихристианские верования. «Поскольку действие большинства классических фолк-хорроров происходит в Британии или Новой Англии (США), то источником мировоззрения персонажей часто становятся кельтские верования, вернее их сохранившиеся фрагменты», — заключает историк кино В. В. Кондаков.
Как и другие представители жанра " Лукавый" пугает нас более изощрённо. Здесь вы не увидите никаких скримеров или банальных клишированных приёмов из фильмов ужасов начала 2000-х от которого не хочется ничего кроме как зевнуть. Тягучее напряжение и тревога, вот что будет сопровождать нас на протяжении почти 2-х часов. Итак, посмотрим что нам приготовил режиссёр Уильям Брент Белл.
Сюжет.
Молодая женщина-викарий Ребекка переезжает вместе с мужем и дочкой в небольшую, идиллическую английскую деревню вдаль от городского шума. Женщина берет на себя работу в местной церкви. Сначала жизнь семьи идёт своим чередом. Ребекка довольна приходом, своей верой в Бога и как она справляется со своими обязанностями несмотря на пробегающие признаки назревающего кризиса веры.
Жители деревушки любят своего викария и женщина радуется новой жизни, в окружении прихожан и новых знакомых, с которыми у неё построились тёплые отношения. Однако, разумеется в любой бочке мёда так или иначе находится своя ложка дёгтя. В данном случае это местный житель по имени мистер Джоселин Абни.
Этот зловещий человек пугает Ребекку и он явно хранит жуткие тайны. Грубый, странный человек-отшельник бросает викарию негласный вызов. Среди горожан он позиционируется как авторитетный и властный человек, поэтому для Ребекки он является своеобразным антагонистом и прямой угрозой.
Город готовится принять праздник урожая и на улицах царила радостная и не предвещающая ничего плохого атмосфера. Тот самый мистер Абни перевоплощается в одного из героев местного фольклора ,маска которого уж очень напоминает изображение валета из колоды карт. Получилось довольно жутковато. Кстати, на кадре ниже, слева человек явно отсылает нас к одному из ключевых героев кельтского фольклора - Зелёному Человеку. Якобы, этот герой должен изгнать Владыку Хаоса на празднике Урожая, но этим ли по легенде он занимается на самом деле ? Или здесь также правда скрывается под маской иллюзии?
Однако, в один момент дочка Ребекки бесследно исчезает посреди праздника. Девочка исчезла и не вернулась домой. Теперь викарию нужно понять куда пропала её дочь и как её вернуть... Не менее странным было то, что Ребекка случайно узнаёт, что сын мистера Абни также пропал во время того же самого праздника урожая ровно 12 лет назад. Домой мальчик ,также никогда не вернулся.
Постепенно она начинает замечать странности в поведении местных жителей и они становятся всё более и более подозрительными и пугающими. Ребекка понимает что она и её дочь стали целью какого-то жесткого культа и все находятся в опасности. А главное что же стоит среди полей и ждёт? О ком твердят все местные от мала до велика ?
История условно разделена на 4 части, точнее 4 дня , которые повторяют условную последовательность событий в рамках праздника урожая. Всё, конечно, же должно закончится дарами, точнее жертвой для того самого, кто стоит среди полей.
Это деление на главы выглядит очень стильно и здорово. Если честно, то было бы интересно найти значение символов, которые открывают эти условные части фильма, ведь в таких хоррорах практически не бывает случайных деталей, авторы часто прибегают к зрителю именно с помощью скрытых символических значений. Первая уж очень напоминает руну старшего футарка Иса, что означает лёд. Но это значение я никак не могу связать в фильмом, поэтому скорее всего это что-то другое.
На мой взгляд фильм прекрасно вытроен композиционно. Сначала в картине преобладают тёплые оттенки, веселье и приближение большого праздника, затем даже визуально с каждым днём картинка становится всё более мрачной и приглушенной и по цветовой палитре, и по происходящим событием. Чаще всего в кинематографе экспозицией считаются только первые карды фильма, но здесь авторы сознательно распределяют её на протяжении всего хронометража. Здесь мы довольно часто будем сталкиваться с длинными и медленными кадрами, съемками, встречаться с отсылками на происходящее. Так, например в начале фильма долгое вступление, показывающее нам жуткие мотивы истории, которая нас ждёт , будет перекликаться с некоторыми кадрами в середине фильма. Так, сначала только зритель погружается в гнетущую атмосферу один на один с собой , а уже потом мы переживаем эти подробности вместе с Ребеккой.
Фильм чередуется меланхоличными и тягучими событиями, которые очень эффективно создают некомфортное настроение, поднимают уровень тревоги. Это достигается и отличным звуковым сопровождением, гнетущими звуками, этническими, гипнотизирующими мелодиями. При всём при этом звук усиливает эффект именно там, где это нужно больше всего. Во время фильма у меня почему-то было чёткое ощущение, что за мной кто-то наблюдает. Хотелось даже обернуться и удостовериться в этом.
Хотелось отметить как детально и атмосферно оформлены локации. Как много различных деталей создатели добавили в ленту. Насколько я поняла съемки проводились в живописном английском графстве Хартфордшир. Начиная от книг с жуткими картинками в стиле "Молота ведьм" , до оформления масок, городских улиц и жутких лесных чащ с тайным пристанищем того кто стоит среди полей. Правда по поводу масок у меня есть некоторые вопросы. Уж очень сильно они напоминают классические венецианские маски. Такое чувство что в эти моменты ты смотрит "Призраков в Венеции" с Пуаро.
Я даже останавливала фильм, чтобы рассмотреть фотографии и картины чуть более внимательно. Это опять же диктуется тем, о чём я писала ранее. Здесь везде могут скрываться детали не сразу видные невооруженному глазу. Но если быть внимательным и вдумчивым, то вполне можно получить более полную и раскрытую историю.
Ребекка очень импонирует как персонаж. Она смелая, открытая и светлая девушка, которая готова на всё ради своей семьи. Приятная внешность, хорошая актёрская игра. В общем-то что же нужно ещё ? Огромная сила материнской любви живёт в этой женщине.
Довольно интересным для меня была линия противопоставления и противостояния между христианством и язычеством. В данном случае оно было сжато до уровня личности, Ребекки и мистера Абни. Когда вера Ребекки ослабла, и началось это противостояние. Кто будет сильнее Бог или Хаос?
Несмотря на огромное количество негативных отзывов, я откровенно считаю, что фильм удался. Да, возможно это не фильм откровение, которое как-то по новому кардинально ломает законы жанра и переосмысляет философию язычества и сектанства, но он получился достойным внимания. Он чуть менее концептуален и эпичен чем культовое "Солнцестояние" Ари Астера, на которое он, безусловно очень похож. Хотя после этого фильма настолько тяжелого морального состояния у меня не было. После "Солнцестояния" мне хотелось сидеть и молча смотреть в стенку от осознания всей жути, которые я смотрела на протяжении больше двух часов. Я получила именно те эмоции, которые обычно и обещают зрителю постхорроры. Жутко, атмосферно и тревожно. Каждому своё, поэтому если Вам фильм не понравится, это тоже вполне нормально.
Готовы ли вы зайти к нему и увидеть его лицо?
Про другие фолк-хорроры которые я люблю и уважаю можно почитать вот тут. Очень надеюсь, что было интересно. Благодарю за внимание.
Первая руна означает застой, задержку. Возможно, это и хотел передать автор. Отзыв очень впечатлил, хоть я и не смотрю больше ужасы, но кратким пересказом довольна на все 100!