Никогда не пишу отзывы, но тема такая наболевшая, отнявшая столько сил и нервов и у ребенка, и у меня... ОГЭ-2018. Начну с того, что я сама педагог, преподаю в школе иностранный язык уже много лет. Подрос сынок, пришло время сдавать экзамены. Сын - отличник, все 9 лет слежу и контролирую его учебу и, конечно, подготовку к ОГЭ. Помимо русского языка и математики, выбрал информатику и географию. К экзаменам подошел уверенный и подготовленный, особого беспокойства не проявлял, так как держать себя в руках умеет - спортсмен. И, вот, 29 мая - русский язык. Высидел почти всё положенное время, вышел спокойный и уверенный, рассказал о хорошем тексте изложения и хорошей теме сочинения, что накануне с учителем эти темы прорабатывались и затруднений у него не вызвали. Так как русский у него всегда был стабилен, мы что называется, расслабились и перевернули страницу. Сын готовился к следующим экзаменам, а мы ждали результатов. И что же? 30 баллов, 3 балла грамотность, оценка "3". Сказать, что мы все были в шоке - ничего не сказать. Судя по расшифровке, основные ошибки были в блоке "грамотность". После первых эмоций и слез, взяли себя в руки и подали апелляцию, чтобы хотя бы увидеть свои многочисленные ошибки. Если в отсутствии речевых мы и сомневались, то вот по поводу орфографических и особенно пунктуационных сомнений практически не было. До рассмотрения апелляции оставалась целая неделя, так что времени для изучения критерий было предостаточно. За неделю пришли результаты остальных экзаменов - все "5", так что уверенности у нас прибавилось, верилось, что произошла какая-то техническая ошибка и на апелляции все станет на свои места.
И вот, час "Х" настал. Заседание конфликтной комиссии проходило в Краснодаре, каждому району назначили определенное время. Встречали нас на пороге указанного учреждения весьма радушно, формировали группы из ребят и их родителей. Первым этапом стало опознание работы - работа была, действительно, моего ребенка. Рассмотреть ее не дали, объяснили, что вся дальнейшая процедура ожидает нас позже. Затем провели нас в большой актовый зал, детей усадили за первые ряды, нас попросили сесть сзади. На сцене заседала комиссия, по обе стороны зала - эксперты. Председатель представилась сама и представила всех членов комиссии. Затем сразу же зачитала результаты перепроверки работ. Хочу отметить, что в нашей группе - 20 человек - НИ ОДНОМУ ребенку не подняли баллы, у всех остались прежние результаты. Собственно, уже ничего изменить было нельзя. Но детям дали шанс подойти к экспертам с тем, чтобы им пояснили их ошибки. По факту нашей работы: из всех найденных (согласно первому протоколу) ошибок, а именно: 2-3 орфографических, 3-4 пунктуационных, 2 грамматических и 5 речевых - нам показали только 5 речевых (две из которых оооочень спорные), две грамматических и одну орфографическую. Что соответствует совсем другим баллам! Согласившись с речевыми (хотя, сделать это было нелегко... Например, фраза "учитывая сказанное выше" была признана грубой речевой ошибкой, и на мои вопросы о том, как же нужно было сказать по-другому, правильно, я получила ответ: "Учитывая вышесказанное"), попросила показать орфографические, еще хотя бы одну, и пунктуационные - 3-4 запятых. Эксперт погрузилась в чтение, просила ее не отвлекать и время от времени негромко говорила, что их (ошибок) почему-то нет (???). На мое предложение, в таком случае, добавить баллы по этим критериям, эксперт направила меня за другой стол, сказала быть как можно более вежливой и очень просить другого эксперта пересмотреть работу, что от ее мнения сейчас все зависит. Ну что ж, я с самого начала вела себя максимально корректно и сдержанно. Присев за другой стол, я поняла, что все давно решено. На нас с сыном даже не взглянули, принялись снова читать работу, хватались за головы и охали, переглядывались и приговаривали - "пожалели ребенка". На мои прежние вопросы - покажите ошибки - никаких, НИКАКИХ ответов я не получила. Нам так и не показали вторую орфографическую, нам так и не показали НИ ОДНОЙ запятой. И на мой повторный вопрос о баллах за эти два критерия я услышала следующее: "Работа совершенно безграмотна! Какие еще критерии вы хотите? Здесь все по нулям!" Я не отступала, просила уточнить, почему снижены баллы за орфографию, за пунктуацию? На что мне ответили: "Ваше время истекло, вы и так нарушили регламент (ЧЕМ???), вас проводят". Вот так.
Вывод - апелляции по результатам ОГЭ в Краснодарском крае проходят совершенно обезличенно, ребенок и его точка зрения экспертов не интересует. И даже чисто человеческое обращение родителя (пожалуйста, остальные экзамены у ребенка сданы на отлично, срывается аттестат особого образца) не имеет никакого отклика. Ни о какой лояльности нет и речи, дети через одного выходят сот слезами. Что хочу посоветовать? Сдавать экзамен с первого раза, чтобы не повторять наш горький опыт. Ничего, кроме потерянного времени, нервов, энергии, вы, скорее всего, не получите.