Отчетливо помню, как еще вначале сумела угадать, что предложенные факты видятся под неправильным углом, жертва-художник вовсе не собирался делать того, что от него предполагалось, ибо к чему? И потому причину преступления, и виновного, соответственно, раскрыла еще до середины. Это мне до сих пор лестно.
Если по делу, ретроспективное убийство (второе название этого романа) у А. Кристи встречается не так часто. Особенности – нет никаких горячих улик, только участники событий и их воспоминания, полу стертые временем. Запрос - девушка обращается к Эркюлю Пуаро, чтоб тот доказал непричастность ее матери к убийству отца; притом что сама женщина в суде себя не защищала, и ее повесили. Здесь всплывает проходящая во многих детективах тема наследственности, в которую сама А.Кристи верила; девушка собирается замуж, но не готова продолжать род убийц. Тут уж придется помочь.
Набор персонажей даже не карикатурный, он местами абсурден. В дом, где растут малолетняя дочь и свояченица-подросток, притащить любовницу, чтоб позировала для картины – та еще мораль! Жена терпит, вокруг нее увиваются два брата-соседа, друзья детства! За всем этим с неодобрением наблюдает пуританская гувернантка – кстати, самая в этой компании приличная особа. В атмосфере кипящих эмоций и детского эгоизма большинства участников и состоялось преступление. Видимо, такое у автора представление о художниках и круге их общения. Неудивительно, что всех персонажей привязали к считалке о поросятах; очередная демонстрация любви леди Агаты к схематизму и использование для этой цели стишка-считалки.
Такова данность с первых страниц, и далее поднимается дело, всех допрашивают по отдельности и вместе. Конечно, дело раскрывается, однако тут надо отдать должное реалистичности автора: Пуаро раскрывает правду, но вряд ли это аргумент для правосудия.
В качестве гимнастики для серых клеточек очень даже подходит.