Опубликовано 14 Ноябрь, 2024 - 16:14

В просмотре этого документального фильма у меня была личная заинтересованность. В молодости я встречалась с дагестанцем, и у нас был красивый роман, конец которого был трагичен: мой любимый человек погиб в автокатастрофе. Сложно сказать, как сложились бы наши судьбы, останься он жив. Он жил не в Дагестане, ездил в отпуск к родным. Традиций придерживался, но не был фанатиком.

 

Нам хорошо было вместе, и мы рассматривали вероятность вступления в брак. Но! Под вопросом была не только смена религии с моей стороны. Он мне говорил так: ".. мы можем стать мужем и женой в любой момент, я сделаю все для нашего счастья, но тебе будет непросто в этом браке". Я его очень любила, поэтому по молодости и отсутствию опыта не придавала особого значения этим словам: главное, быть вместе, а там и море по колено.

Объяснял это тем, что я не смогу носить одежду, к которой привыкла. Наш роман случился в начале 2000х (осенью 2002 он погиб), хиджабы тогда не были распространены так, как сейчас. В наши дни их носят 90% дагестанских женщин. Дело было не в хиджабе, а привычных для меня миниюбках, обтягивающих комбезах, платьях с декольте и тому подобных нарядах, подчеркивающих женскую красоту.

Статистику о хиджабах сейчас не изучала, вывод сделала из личных наблюдений. Также говорил, что нужно будет вести себя максимально скромно (сейчас я это понимаю примерно так: сидеть дома и не претендовать на выход в свет, при этом мужчине-то все можно). Ну и как минимум рождение трех сыновей. Те даже при условии невозвращения в горный Дагестан, были поставлены на мой взгляд достаточно жесткие условия, ограничивающие права женщины.

 

К такому мало кто отнесется с позитивом, особенно девушки, воспитанные в русских семьях. Однако было в нем то, чего сейчас встречается все меньше в наших мужчинах. Мужественность, брутальность (хотя на тот момент мне было 20, ему чуть больше), мужская сила (чемпион России по рукопашному бою), умение держать слово, готовность всегда протянуть руку (с ним и правда любое море казалось по колено), легкость в общении. Да вообще если б меня тогда попросили перечислить положительные и отрицательные качества, я б говорила исключительно о достоинствах, потому что видела только их. не потому, что была влюблена, потому, что они действительно были. В этом году, вернувшись из поездки с Дагестана, я решила посмотреть фильм, в котором рассказывается о судьбах дагестанок.

Несмотря на то, что прошло много времени с того опыта, он до сих пор в моем сердце, и мне интересно все, что связано с его родиной. Тем, кто любит читать, рекомендую две книги Марины Ахмедовой, поразивших меня и влюбивших в ее творчество. Там прекрасно описан быт, местные традиции, отношения мужчин и женщин, и главными героинями являются, конечно, представительницы прекрасного пола:

Хадижа. Дневник смертницы
Камень. Девушка. Вода

 

Документальный фильм "Они тоже мечтали"

 

Фильм был снят в 2020 г (где-то почему-то мелькает 2019, возможно, тогда были начаты съемки). Рейтинг по Кинопоиску достаточно высокий 8,1. Что вполне заслуженно, хотя бы благодаря очень красивым съемкам местной природы. И вот эта красота будто бы противопоставлена тяжелому, изматывающему, приводящему к преждевременному старению дагестанских женщин. Речь не идет о тех, кто живет в крупных городах.

 

У дагестанцев принято чтить местные традиции, это, безусловно, подкупает. К патриархальному укладу жизни можно относиться по-разному: да, у них он такой, да, права женщин по нашему российскому менталитету ущемлены, но они родились в этой республике, и другой жизни для себя не представляют. Что пишет автор проекта:

…Мне жутко нравится, как дагестанцы относятся к своему культурному наследию: они знают и гордятся своей историей, архитектурой, национальной кухней и одеждой. Скажем, в селе Кубачи женщины до сих пор ходят исключительно в пестрых широких традиционных платьях, а голову покрывают традиционным же белоснежным платком-казом. Это очень красиво, и они сами это понимают и гордятся этим. Вот и такое отношение к своей культуре и ее знание я бы перенять хотел с большим удовольствием.

После просмотра этого фильма судьбу дагестанок не поромантизируешь. Пугает то, что одна из героинь в открытую говорит, что ее мечтой было родиться мужчиной. Не в плане желания сменить пол, конечно (это кстати на Кавказе и не встретишь, наверное), а в плане более легкой жизни что ли. Испокон веков их мужчины воевали, в аулах оставались одни женщины, которые были вынуждены вести хозяйства. Такой уклад заведен очень давно. В книге, которую я указывала выше, девочка забавно рассказывала о том, как однажды она увидела ходящий стог сена, а потом под ним она рассмотрела юбку своей бабушки(. Женщины таскали на себе эти стога, носили на плечах тяжелые кувшины с водой. Я летом попробовала подержать один такой пустой кувшин - романтично выглядит, а тяжело то как, даже когда он не наполнен.

В фильме показаны судьбы женщин из горных аулов, и важно отметить, что несмотря на то, что съемки велись относительно недавно, речь идет больше о начале 2000 х. Те сейчас есть надежда, что жизнь дагестанок стала чуть легче: к примеру, условиях предоставления медицинских услуг стали лучше. Но! это понять можно только, посмотрев на ситуацию изнутри.

 

Факты

  • Жанр: документальный

  • Страна: Россия

  • Режиссёр: Александр Федоров

  • Музыка: Дмитрий Романович

  • Длительность: 68 мин

  • годы выпуска 2020

Создатель фильма так описывает его идею:

 

«Дагестан – место с огромной историей и перемешиванием огромного количества культур. Если ты хочешь, чтобы тебя уважали в том же Дагестане, ты должен есть дагестанскую еду, а не грызть чипсы у них на кухне, одеваться в соответствиями с их культурой и так далее… .

Если совсем коротко, то будет так: я узнал, что дагестанские женщины невероятно крутые, сильные, выносливые и благородные. Но какой же невероятной ценой им это дается! Я общался с многими. И у большинства из них была очень тяжелая жизнь, из которой, однако, они вынесли очень много мудрости. Мне кажется, что дагестанские мужчины (да и русские тоже!) могут очень многому у них поучиться. Именно поэтому мне очень хотелось показать моих героинь невероятно красивыми не просто визуально, а душевно…

Основной посыл был не только показать тяжелый физический труд, который ложится на плечи женщин, в то время как мужчина либо зарабатывает деньги (на этом акцент вообще не сделан, но ведь на что-то же живут семьи с учетом того, что участь их женщин сводится к одному - быть матерями, женами, домохозяйками). В фильме затрагивается вопрос о плохом уровне здравохранения. В аулах не было как таковой помощи роженицам, рожали сами, надеясь на волю всевышнего. Семьи бедные, ездить в крупные центральные города особо не на что, да и платить тоже. И вот в 1994 врач-гинеколог открыла благотворительную больницу, где услуги дагестанкам из аулов предоставлялись бесплатно.

 

 

В фильме сказано, что некоторые женщины шли пешком из удаленных аулов, чтобы получить помощь в этой больнице.

 

В центральном Дагестане проживают женщины разных национальностей: аварки, кубачинки, лачки, годоберинки, дидойки. В 1994 году акушер-гинеколог Айшат Магомедова открыла в центре Махачкалы благотворительную больницу для них. Ее волновало положение горянок в селах Дагестана, где нет дорог, газа, воды. Согласно местным традициям, весь физический труд в семейном хозяйстве ложится на женщину. В центральном Дагестане проживают женщины разных национальностей: аварки, кубачинки, лачки, годоберинки, дидойки. В 1994 году акушер-гинеколог Айшат Магомедова открыла в центре Махачкалы благотворительную больницу для них. Ее волновало положение горянок в селах Дагестана, где нет дорог, газа, воды.

Но, как часто случается в нашей стране (Дагестан здесь показан ярким примером, но, уверена, что подобное могло случиться и в других регионах) благотворительность, с которой взять нечего, никому не нужна. И больница была закрыта в решением суда в Махачкале.

 

Доктор Айшат вскоре скончалась, а само здание, где когда-то оказывали такую нужную помощь горянкам, находится в заброшенном состоянии. Те по факту это здание оказалось никому не нужным: Просто сотрудники учреждения не смогли платить арендную плату, а власти на местах решили отобрать здание силой закона.


О работе больнице с теплом вспоминает бывшая сотрудница, она же посещает разрушенное здание и показывают создателям фильма, что от него осталось. Когда-то здесь буквально творили добро, а сейчас это полная разруха чуть ли не в центре столице Дагестана.

Безумно трогают рассказы о конкретных женских судьбах. Вот, к примеру:

Одна женщина, Ася… Она мечтала стать актрисой. Но, не сложилось, конечно. Времени не хватало даже на обычное счастье, потому что много времени уходило на семью, работу. Эта ведь проблема большинства дагестанских женщин: отсутствие возможности задумать о том, кем ты хочешь стать, невозможность сделать хотя бы один шаг в этом направлении. И вот она говорит о своих мечтах у меня в фильме. И в этот момент она – уже актриса! Вот это реально трогает, конечно. Я очень счастлив, что помог ей хотя бы ненадолго стать тем, кем она всю жизнь мечтала…».

Что понравилось: то, что далеко и незнакомо, безусловно манит. Возможно, у меня интерес поддерживается личным опытом, который оказался для меня очень важным и во многом я до сих пор на него опираюсь, как бы это парадоксально не звучало бы. От красоты дагестанской природы дух захватывает, и она прекрасно показана в этом фильме. Частичное знакомство с бытом, конечно, через призму восприятия создателей проекта, которым удалось показать тяжесть женской доли. Не думаю, что она была как-то преувеличена.

 

Из минусов:

Ну и в качестве вывода: феминисткам очень понравится. Есть о чем поговорить: угнетенные женщины, живущие будто бы в рабстве на своих женских половинах. Это все отчасти так, но это их традиции, их религия. Мне кажется, что по сюжету этого фильма нельзя утверждать, что женское население Дагестана очень несчастно. Я знаю вполне довольных дагестанок, у которых светятся глаза, да голова покрыта хиджабом, но уверяют, что это их собственный выбор. Они не находятся под прессингом своих мужчин (это впечатление основано на ощущениях, что там происходит внутри семьи я не знаю). Среди представителей каждой национальности есть достойные люди и моральные уроды, и условия жизни, если рассматривать наш огромный мир бывают разными.

В фильме "Они тоже мечтали" используется много старых фотографий 90-х годов и ранее. Тогда жизнь была сложной везде, не только в Дагестане. В российской глубинке тоже можно было снять подобные кадры, от которых волосы дыбом.

 

В качестве итога могу сказать, что посмотреть фильм стоит. Он достаточно тяжелый, но вполне смотрибельный даже для особо чувствительных особ. Есть то, что преувеличено для художественного эффекта, есть данные, которые давно устарели, но в целом судьба женщин показана достаточно правдиво. Сужу по общению с местными, книгам, которые я прочитала и которые написаны на реальных событиях. Рекомендую!

Достоинства
  • Высокое качество съемки
  • Затрагиваются важные темы
  • Нужный фильм в наше время
  • Освящает серьезные проблемы
  • Пробивает на эмоции
bestideasрекомендует
Читать все отзывы 4
Comments.
Все комментарии
Авторизуйтесь для комментирования
Оставить комментарий
я смотрела, хороший правдивый фильм
14.11.2024
И мне понравился)
15.11.2024
Спасибо за рекомендацию!
15.11.2024
😇 я рада, что получилось заинтересовать)
Другие отзывы
Читать все отзывы 4
Смотрите также