О любимых произведениях можно говорить вечно. Ну или посвятить им отдельный выпуск на канале подкастов. Поэтому если хотите услышать то, что не могло войти в этот обзор по этому роману, добро пожаловать к прослушиванию!
Раньше я не была сторонницей перечитывания понравившихся произведений. Ну зачем? Ведь до нас успели столько великолепной литературы создать, что жизни не хватит все прочесть. Однако второй раз перечитывая понравившийся лет 10 назад роман, я поняла зачем.
Еще в студенческие годы я впервые слушала «Гроздья гнева» в формате аудиокниги. Помню, что тогда мне очень нравился голос, начитывающий текст, его интонация, понравился и сам сюжет, который в памяти засел как повествование о Великой депрессии в США. В памяти этот роман зафиксировался как история о силе духа человека, о несгибаемой воле и человечности в весьма тяжелых условиях.
Прочтя уже печатную версию романа спустя много лет, я прозрела – сколько же деталей я успела позабыть, сколько же тем и глобальных проблем не разглядела, потому что тогда не видела текста воочию, на сколько деталей не обратила внимание просто потому, что тогда была младше! И сколько удовольствия и инсайтов схватила я сейчас во время неспешного традиционного чтения! Сколько удовольствия получила от великолепного стейнбековского изложения! И после всего, что я успела прочесть у него (притча «Жемчужина», повесть «О мышах и людях», роман «Заблудившийся автобус», роман «Зима тревоги нашей», публицистическая работа «Русский дневник») я окончательно убедилась, Стейнбек пополнил ряды моих любимых писателей наряду с Моэмом, Ремарком, Гюго и Толстым.
Поэтому перечитывайте понравившиеся произведения, в этом есть смысл – проверено на себе!
Ну а для тех, кто еще не читал эту историю, расскажу, о чем она и что меня в ней так восхищает.
~~~~~~~~~~~~~~~~~~Сюжет~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
В центре сюжета история скитаний обычной американской крестьянской семьи Джоудов, землю фермы которых за долги экспроприировал банк, а их, как и сотни тысяч американцев, вынудил скитаться по стране в поисках работы и нового места, где можно было бы вновь свить гнездо. Путешествие их длится примерно с полгода, и за это время им в дороге попадаются разные люди, они встречают разное отношение к себе и к таким же крестьянам, они по-разному проявляют себя, многое в жизни им открывается заново, а в чем-то они убеждаются вновь.
Семейство Джоудов – немаленькая ячейка общества, но разобраться и запомнить их несложно (это вам не генеалогическое древо Форсайтов)). Обозначу главных персонажей:
Том Джоуд (отец),
Миссис Джоуд (мать),
Джон Джоуд (брат Тома, дядька для детей Джоудов),
НойДжоуд (взрослый сын, с особенностями умственного развития),
Том Джоуд (старший сын),
Эл Джоуд (16-летний средний сын),
Роза Сарона (19-летняя старшая дочь Джоудов),
Руфь и Уинфилд (погодки 9 и 8 лет, младшие дети Джоудов),
Конни (муж Розы, зять Джоудов),
Бабка и дед,
Джим Кейси (местный проповедник).
И вот эта вся немаленькая компания отправляется на стареньком грузовике «гудзоне» через всю Северную Америку к западным штатам в поисках лучшей жизни.
Особенно отмечу для себя важность и ценность безымянного, но такого значимого образа матери. В этом романе это мой любимый персонаж. Сейчас я уже пришла к тому, что именно такой должна быть женщина, имеющая семью. Не капризной воображалкой, надувающей губы и визгливо декламирующей, что «мужчина должен…», «идеальный мужчина – это люблю, куплю, поедем», «мужчина, который свою женщину будет баловать как ребенка» и прочую блевотную тупизну. А именно такой: сильной, видящей главное, держащей семью в крепких руках, сглаживающей когда нужно острые углы, а в нужные моменты дающей хорошего пинка мужу. И, пожалуй, этот роман окончательно убедил меня, что фундамент семьи – отнюдь не материальное благополучие, не престиж и не имя. А именно жена, мать. И к этому определенно стОит стремиться.
Ее высокое и вместе с тем скромное положение в семье придавало ей достоинство и чистую душевную красоту. Ее руки, врачующие все раны, обрели уверенность и твердость; сама она – примирительница всех споров – была беспристрастна и безошибочна в своих приговорах, точно богиня. Она знала: стоит ей пошатнуться, и семья примет это на себя как удар; стоит ей поддаться отчаянию, и семья рухнет, семья потеряет волю к жизни.
~~~~~~~~~~~~~~~~~Особенности структуры романа~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
«Гроздья гнева» представляют собой повествование в 30-ти главах. Большие по объему главы (15-20 листов) рассказывают о скитаниях и трудностях семейства Джоудов, а после каждой такой большой главы идет совсем маленькая (1,5 – 3 листа), которая больше похожа эссе, на изложение этого трудного периода в Штатах в масштабах всего государства. Это очень похоже на то, как с большой высоты широкоформатной камерой идет съемка общего плана: вы наблюдаете перемещение потоков людей, смотрите сверху на поля, опустевшие фермы, наблюдаете за ситуациями, имевшими место в дороге благодаря замечательному языку Стейнбека. И тут же в следующей главе объектив этой камеры сверху фокусируется на одной семьей из многотысячного потока – семье Джоудов. И словно переходя в режим макро-съемки, камера выхватывает из потока уже только их, и вы наблюдаете уже лишь за ними. Потрясающий прием! В этом произведении я кайфовала и от него, и от полюбившегося красивого, простого и такого честного языка Джона Стейнбека.
- Мы живем в свободной стране.
- Пойди поищи ее, свободу. Мне один говорил: сколько у тебя есть в кармане, на столько у тебя и свободы.
А компании, банки готовили себе гибель, не подозревая этого. Поля, расстилающиеся вдоль дорог, были плодородны, а по дорогам ехали голодные люди. Амбары были полны, а дети бедняков росли рахитиками, и на теле у них вздувались гнойники пеллагры. Крупные компании не знали, что черта, отделяющая голод от ярости, еле ощутима. И деньги, которые могли бы пойти на оплату труда, шли на газы, на пулеметы, на шпиков и соглядатаев, на «черные списки», на военную муштру. Люди, как муравьи, расползались по дорогам в поисках работы, в поисках хлеба. И в сознании людей начинала бродить ярость.
Самая большая 26я глава по объему вот такая.
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~Важные идеи романа~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Необходимость единства. Здесь речь и о семье, как о минимальной единице общества, так и о целом народе, да и вообще обо всех людях на земле. Пока все живут сообща и держатся вместе, им ничего не страшно, ничего не угрожает. Задумайтесь, сколько всего было придумано за всю историю существования человечества, что могло бы нам всех разъединить: религия, национальности, исторические события, материальный уровень жизни. О расах намеренно не говорю, потому что это не изобретение человека и не подвластно ему, такими уж мы родились, однако у всех по жилам течет кровь, а тело держится на костях, так столь ли существенны внешние различия между нами? Но, как показывают последни6 события да и история в целом, расы тоже стали эффективным предлогом для манипуляции и стравливания людей.
Именно поэтому мать у Джоудов так всеми силами старалась сохранить всю свою большую семью. И эти ее старания и аргументы, почему стОит бороться за каждого члена семьи, все-таки убедили меня, что семья – это главная ценность. И перестали казаться заманчивыми перспективы из разряда «уехать бы куда-нибудь одной и жить, не отягощая себя проблемами родни, жить в свое удовольствие». Если вас посещали подобные желания и даже цели, прочтите «Гроздья гнева», возможно, вы измените свое мнение.
А что касается народа, то есть жителей по крайней мере одной страны с вами. Вот тоже, держись люди всегда вместе, никакая политическая или бизнес-элита не могла бы проворачивать свои отвратительные планы. У них все как раз и держится на том, чтобы почаще стравливать людей друг с другом и успевать распихивать по карманам прибыль на фоне общей неразберихи. Только оглянитесь вокруг, навскидку просто переберите суть конфликтов между разными группами общества в стране, где живете, и поймете, как радуются и подсчитывают барыши те, кто сверху, в то время когда вы «ведетесь» и с энтузиазмом накаляете искусственно созданный ими конфликт.
Во всех нас была святость, когда мы жили одной семьей, и все человечество было свято, пока оно было едино. Но святость эта покинула нас, лишь только какой-то один дрянной человек ухватил зубами кусок побольше и убежал с ним, отбиваясь от остальных. Вот такой человек и убил нашу святость.
Утопические, конечно, призывы, но вдруг кто-то что-то переоценит и агрессии станет чуть меньше. Чуть меньше будем играть на руку заинтересованным особам. Ценность земли. У меня никогда не было собственной земли. Ну если не считать участка бабушки с дедушкой, после которых земля перешла к дяде. И я как-то не могла прочувствовать все то отношение, которое ощущают крестьяне к земле, с которой они кормятся. И здесь Стейнбек наглядно мне показал, чтО для людей значат их клочки земли, которые не просто выступают в роли ресурса для заработка, а без преувеличения становятся частью жизни, ее реальной составляющей для полноценной жизни.
Забирайте все что есть, всю рухлядь, и платите пять долларов. Вы покупаете не только эту рухлядь, но и жизнь, которая стала рухлядью. Мало того, в придачу к этому пойдет и моя злоба. Вы покупаете долгие трудовые годы на палящем солнце, вы покупаете горе, которое не выскажешь никакими словами. Но не забывайте одного, мистер. Вы получите премию за эту рухлядь и за гнедых коней, за моих красавцев; эта премия — комок злобы, которая будет расти и расти в вашем доме и когда-нибудь принесет плоды.
И самое главное для меня. Это книга о человеке. О человечности. О человеческой трагедии. Не о целом народе в свете событий государственных масштабов. А именно о конкретной семье и личностях ее составляющих. На примере членов этой семьи показана трагедия каждого из нас, у которого рано или поздно случается такой перелом, который рвет все нити с прежней жизнью. Но тем не менее, несмотря на всю тяжесть описываемых обстоятельств и беспомощность человека перед ними, эта история еще и о надежде, о вере в человеческое, в человека. Описываемые события неоднократно воскрешают в сознании мысль, что любая беда – не повод и не оправдание для жестокости и какого-то нравственного падения личности. Нужда не всегда превращает в животных. «Гроздья гнева» - это еще и о борьбе. Не обязательно с «капиталистами» или «красными коммунистами». Иногда – с собой – просто чтобы не ныть, не жалеть себя и при этом оставаться личностью. А как часто приходится слышать оправдания, мол, с волками жить – по-волчьи выть. Нет, нет и еще раз нет! И пример семьи Джоудов еще раз напоминает о том, что у такого принципа нет будущего. Не стоит им обманываться.
Если у тебя беда, если ты в нужде, если тебя обидели - иди к беднякам. Только они и помогут, больше никто.
Люди приходят с сетями вылавливать картофель из реки, но охрана гонит их прочь; они приезжают в дребезжащих автомобилях за выброшенными апельсинами, но керосин уже сделал свое дело. И они стоят в оцепенении и смотрят на проплывающий мимо картофель, слышат визг свиней, которых режут и засыпают известью в канавах, смотрят на апельсинные горы, по которым съезжают вниз оползни зловонной жижи; и в глазах людей поражение; в глазах голодных зреет гнев. В душах людей наливаются и зреют гроздья гнева – тяжелые гроздья, и дозревать им теперь уже недолго.
~~~~~Почему же случилась Великая депрессия в сельском хозяйстве Америки?~~~~~~
Да, знаю, что этот процесс катком прошелся не только по крестьянам-земледельцам США. Но в этом отзыве я не буду пытаться объять необъятное и в многочисленные страницы текста (который тогда вряд ли кто прочтет, а так еще есть шанс) впихивать вырванные из истории сведения о банковских процессах, биржевом крахе, техническом прогрессе и политических гонках деятелей того времени. Все это было бы некомпетентно, смешно, да и не всегда правильно. Раз уж в романе идет речь об обычных крестьянах, разберемся, что стало причиной их мытарств. Потому что лично у меня по ходу чтения романа возникали некоторые вопросы, в которых я на тот момент не разобралась.
Итак, почему у крестьян отбирали землю, и они становились арендаторами?
Да, изначально фермеры восточных штатов именно владели землей, честно отобранных у индейцев, которых, как вы помните, потом определили в резервацию и заткнули рот. Но после Первой мировой войны в США начались проблемы с переизбытком произведенных товаров. Раньше, во время войны на территории Европы, американцы в поте лица работали над производством всякого рода продукции, чтобы поставить ее в Европу и заработать. Для этого существенно расширялись пашни и разные сельские угодья, возделывались и земли, на которых раньше выращивали культуры для скота, возделывавшего землю. С появлением и распространением техники потребность пахать землю лошадьми и мулами отпала, а потому можно было пустить в общее дело и эти участки.
Но после войны спрос на экспортные американские товары резко пропал. А огромные площади территорий под угодья остались. Начался процесс перепроизводства. Да и к тому же, вырученные деньги фермеры вкладывали в техническое оборудование для обработки и сбора урожая, брали кредиты на это в банках. А потом, как водится, с падением цены на эти продукты да плюс еще с неурожаем конца 20-х-начала 30-х годов, когда была засуха, мощные пылевые бури, фермеры оказались в глубоком минусе да и в долгах. Вот за эти долги банки-то и отнимали их землю, когда-то отнятую у индейцев (бумеранг кармы прилетел или так сложилось экономически, хз). И владельцы земли становились арендаторами.
Банки, справедливости ради стоит сказать, тоже особо не «наваривали» на этой земле. Тогда образовалась длинная-длинная цепочка, кто кому дал, кто кому должен и кто стоит в самом начале этой цепи. Захотите разобраться, ныряйте в огромнейшую летопись Великой депрессии в США.
А я пока еще раз с удовольствием повторю о своем восторге от романа «Гроздья гнева» и буду всячески его рекомендовать всем любопытным ценителям классики!
Если интересно еще мое мнение о текстах Стейнбека:
Спасибо за отзыв! Было приятно вспомнить сюжет романа) Очень люблю Стейнбека! И особенно этот роман - редко литература заставляет так задуматься над жизнью, раскрыть одновременно столько важных аспектов общества и человеческих ценностей.
Думаю, что Стейнбек у меня самый любимый автор потерянного поколения.
Забавно, но и мне в процессе перечитывания было приятно вспомнить сюжет романа. За 10 лет в памяти осталась лишь примерная сюжетная линия. Да, Стейнбек хорошим писателем был и, судя по Русскому дневнику, хорошим человеком.
О, для меня особую важность (как критерий) играет то, что когда перечитываешь книгу (особенно ту, что понравилась), ее ценность в собственных глазах только увеличивается. Ведь мы не воспринимаем сюжет весь и сразу - такой он человеческий мозг, то отвлекся, то уснул, то не понял) Да и воспринимаем мы через призму собственного опыта, который также меняется.
Классно, что "Гроздья гнева" выдержали у Вас "переатестацию"))) Я частенько вспоминаю об этой книге, тоже планирую перечитать. А также хочу почитать его Русский дневник - у Вас на него отзыв тоже очень хороший)
Спасибо за прекрасный отзыв! Я человек читающий, но вот с творчеством Стейнбека не знакома. Почитаю обязательно. Для меня один из моих личных критериев качества литературы: хорошие книги, это те, которые хочется перечитывать. При этом всегда открываешь какие-то новые грани!
Одна из книг, после прочтения которой ком в горле. Я, когда закончила читать, ещё долго переваривала и мыслями много раз возвращалась. А вот другие произведения Стейнбека мне не зашли почему-то.
Мммм...не знала, что все повально бросились читать Стейнбека. Там же даже ни слова о темнокожих, с чего бы тогда? Я, честно, взялась за него, утомившись аристократическими проблемами Саги о Форсайтах хотелось чего-то приземленного и человечного.
Ну так так и есть же на самом деле, чего юлить и лукавить? Я тоже порой в восторг, порой в ужас прихожу, сколько всего еще достойного и интересного нужно прочесть. Но тем не менее мой немногочисленный опыт перечитывания говорит только о пользе этого дела
Спасибо за отзыв! На днях открывала эту книгу, устала от прекрасных, но долгих описаний природы и погоды на несколько страниц, и закрыла... Попробую еще раз, может, вчитаюсь
Да, у него там тематика повествования чередуется. Глава про Джоудов, глава- или размышление о проявлении Великой депрессии, или картины природы тех краев. Колорит так сказать. К своему стыду, не слышала о таком авторе. Это классик?
буду вчитываться, очень хочу со Стейнбеком подружиться, пока читала только его "Путешествие с Чарли в поисках Америки" Йейтс вроде считается американской классикой, это писатель чуть более позднего периода, он на 24 года младше Стейнбека. По его "Дороге перемен", например, снят одноименный фильм. Мне он кажется тонким, ироничным, психологичным и слегка депрессивным. Не знаю почему, но есть ощущение, что чем-то напоминает Стейнбека, хотя сравнивают его обычно с Джеймсом Джойсом (которого еще не читала). Мне показалось, вам он может зайти
Спасибо, что пишите. такие отзывы. Благодаря этому отзыву я вспомнила какое неизгладимое впечатление произвел на меня этот рома Стейнбека. За давностью лет я забыла его название, а вот свои эмоции от прочтения - нет.Я читала его в девяностые и тогда по радио и телевидению были слышны сетования власти о том, что рабочая сила в нашей стране крепко привязана к месту проживания, маломобильна.И как раз в романе о вынужденном переезде за работой.
Вам спасибо, что читаете. Отчасти обратная связь и отклик от людей поддерживает мое желание писать сюда))) так бы давно бросила уже несоразмерны затраты сил, времени и 5 коп. от ресурса