Опубликовано 15 Апрель, 2024 - 21:19

В последнее время вижу много отзывов на легендарный советский фильм режиссёра Меньшова «Москва слезам не верит» с подробным психологическим разбором персонажей и критикой «абьюзивных отношений Кати» и т.п. Так как я очень любою это кино, решила поделиться и своим мнением.

Рабочее название картины «Дважды солгавшая», так как главная героиня Катерина не устраивает избранников то по поводу слишком низкого, то уже высокого социального статуса. В начале фильма она работает на заводе, в конце - директор уже другого завода.

Москва пятидесятых годов. Три молодые провинциалки приезжают в Москву в поисках того, что ищут люди во всех столицах мира — любви, счастья и достатка. Их судьбы складываются именно так, как предполагает характер каждой из девушек.

Катя живёт в общежитии с ещё двумя девушками: простой и скромной Антониной, которая звёзд с неба не хватает, а встречается с таким же простым Николаем с московской пропиской, а также Людмилой, которая считает, что «Москва - это большая лотерея, где можно выиграть всё и сразу». Конечно, ожидаемо ничего хорошего из такой «лотереи» у девушек не выходит, когда они однажды пытаются себя выдать за тех, кем не являются...

Показан рассчет как с одной, так и с другой стороны, показана и искренняя любовь, все как в жизни. Конечно, очень жалко было Катю, которая из-за своей доверчивости и доброты вот так попала... Но жизнь всё расставит по своим местам, и это хорошо показано во второй части фильма.Девушек по задумке режиссёра должны были играть другие (более знаменитые) актрисы того времени: Маргарита Терехова, Анастасия Вертинская и Галина Польских, но все отказались, посчитав такой простой «бытовой» сценарий неинтересным и выбрав другие проекты. В итоге все сложилось как сложилось, и к лучшему, на мой взгляд, если Терехову и Польских я ещё могу как-то представить в этом фильме, «воздушную» инопланетянку Вертинскую в роли практичной, приземлённой Людмилы, хоть убейте, нет. А вот Ирина Муравьева блестяще справилась со своей ролью, своим задором так оживив Людмилу, что не такой уж негативной она кажется в фильме, какой, наверное, была в сценарии. Неоднозначный персонаж... Спустя годы Муравьева и Рязанова сыграют вместе в другом очень успешном проекте - «Не родись красивой», интересные совпадения. В роли же Катерины Меньшов снял свою красавицу-жену Веру Алентову, но в других фильмах я её больше не припомню, возможно, потому что актриса отдала себя работе в театре.

Многие восхищаются гримерами, ведь актрисы сыграли во второй части себя через 20 лет, но на мой взгляд, тут больше работа костюмеров, сами же артисты не сильно изменились, так как им было далеко не по 20 лет, как героям фильма.

Во время съемок фильма Вере Алентовой было 36 лет, Раисе Рязановой — 35, Ирине Муравьевой — 30.

«Раскрасили» разве что Муравьеву, превратив ее в тетку с голубами тенями. Рудик в 40 лет вообще не поменялся со своей сединой, а Катя просто сменила сарафанчик по фигуре на более свободные и деловые костюмы, даже причёску ей не меняли.

Прекрасно показано, как девушкам всё же удалось покорить Москву, каждой своим способом: кому-то через замужество, кому-то через учебу и работу.


Владимир Меньшов вспоминал в интервью: «Москва для меня, жившего в Астрахани, была городом недоступной мечты, волшебным местом. И, приехав сюда в 1957 году, я не разочаровался ни в малейшей степени. И понял с первого взгляда - это мой город. Каждый, кто попадает сюда, делает все, чтобы остаться. Когда мне попался сценарий Валентина Черныха, пригодились воспоминания о завоевании мною Москвы, пригодилось мое восприятие Москвы.»

Почему важно, что роль Гоши исполнил Алексей Баталов? Сначала актёр отказался и режиссёр от безысходности хотел даже сниматься сам, но говорят, директор Мосфильма сказал ему, что «в такое лицо нельзя влюбиться». Я, в принципе, согласна и рада, что в итоге Баталов согласился, ведь на роль интеллигента Гоши он внешне подходит больше, плюс к тому времени он был уже популярен, поэтому в его герою не так критично относятся и прощают его косяки и наезды на Катерину. Иначе как объяснить феномен Гоши? Что в нем такого, что нужно наматывать сопли на кулак и причитать «как долго я тебя ждала»? А вот когда Гошу играет секс-символ отечественного кино, это зритель ещё понять может: любовь! И, конечно, личность самого актёра спасает Гошу, Баталов самый настоящий интеллигент-москвич из творческой семьи, не красавец, но с располагающей внешностью и харизмой. В итоге и Гоша получился таким, что ему многое прощается.

«У нас в доме побывали многие известные люди, – вспоминал Баталов. – Когда мне было семь лет, к нам впервые пришла Анна Ахматова. Когда она приезжала в Москву, для нее освобождали мою комнату. Мне всегда помогал пример бескомпромиссных людей, живших рядом. Как правило, все они были бедны материально, но компенсировали это духовным богатством. Ахматова, Зощенко, Пастернак, Бродский – я знал этих людей, видел их жизнь…»

Роль Рудольфа тоже интересная. Если в первой серии он вроде бы успешный молодой человек, оператор с «Останкино», то через 20 лет понятно, что ничего он не добился и остался всё тем же оператором с «Останкино». При этом он ищет себе выгодную партию и видимо, будет это делать до пенсии...

А сколько было пафоса и претензий к Кате, что она «обманула его с этими профессорскими квартирами», то есть он явно даёт ей понять в конце первой части, что говорить им больше не о чем, раз она не профессорская дочка. Символично, что встреча через 20 лет проходит в том же парке на той же лавочке, только теперь он в положении просящего, а Кате с ним говорить не о чем. Тем не менее, Рудик беспардонно влазит снова в Катину жизнь, такое бы упорство в карьере, но нет, такие прошибут лбом стены, добываясь своего не трудолюбием и талантом, а хитростью и нахрапом.И тем не менее, фильм не о мужчинах, а о женщинах. О трёх разных женщинах, трёх по-разному сложившихся судьбах и о женском счастье, которое все три подруги искали. И, конечно, счастье это невозможно без мужика в доме, это явно внушается через экран, ну, время было такое, когда успешность женщины оценивалась исключительно успешностью её личной жизни. По этой логике, самой счастливой должна быть Антонина, но так ли это? Неспроста нам показывают её во второй части исключительно в бытовых заботах, так и напрашивается предположение о том, что где-то в этой теории обман... По современным меркам успешны все три женщины: одна добилась успеха в карьере, сама вырастила дочь, другую муж обеспечивал и оставил квартиру, третья почти сразу выскочила за москвича и занимается домом и детьми. Думаю, ничего не поменялось, и тема «завоевания Москвы» актуальна и сейчас. И сейчас есть и Кати, и Тони, и Людмилы, и Рудики, только антураж сменился. Картина же в итоге получила «Оскар» и всенародную любовь не только в своей стране, хотя понять «загадочную русскую душу» по этому фильму иностранцам вряд ли под силу, например, были вопросы, почему директор предприятия живет с дочерью в «однушке», ездит на машине, которая ломается и т.д.

Фильм стал очень популярным в США, американцы восхищались self-made-героиней, которая сделала карьеру и осуществила свои мечты. При этом Гошу, которого превозносили советские дамы, жители Штатов совершенно не поняли

Но нам там всё понятно, ведь это было время, когда «сначала холодильник купят, потом на телевизор будут копить», как сказала одна из героинь. Режиссёр отлично передал приметы времени: и свадьба, которую празднуют дома, и перевязанные книги при переезде, и белые носочки с туфлями, и жизнь в общежитии с одним телефоном на вахте, и новаторство на заводах при «строительстве коммунизма». И это не депрессивное время, каким, оно, возможно, было в реальности, а время молодости и надежд (самого Меньшого в том числе). Вместе с потрясающим музыкальным сопровождением получился замечательный фильм о Москве 50-ых, который хочется пересматривать и пересматривать.

Достоинства
  • Душевный
  • Жизненный фильм
  • Замечательные актёры
  • Музыкальное сопровождение
podobedovaрекомендует
Читать все отзывы 104
Comments.
Все комментарии
Авторизуйтесь для комментирования
Оставить комментарий
16.04.2024
Приятно было прочитать, спасибо за отзыв!
16.04.2024
Пожалуйста 🥰
16.04.2024
Обажаю этот фильм.
16.04.2024
Вот и я его очень люблю (как и другие советские фильмы).
17.04.2024
Тоже очень люблю этот фильм с детства! Он шикарен всем, просто надо понимать, что в нём показаны несколько другие нравы того времени. Тоже думаю, что благодаря Баталову образ Гоши воспринимался намного лучше. Сыграл бы кто другого типажа, может, его бы ещё в СССР критиковать начали) А вообще, уверена, что любят не за что-то определённое: человек чем-то необъяснимо цепляет и всё. Поэтому иногда писаные красавицы долго одиноки, а так называемые дурнушки купаются во внимании, хотя и неочевидно, чем они привлекают.
17.04.2024
Да-да, харизма решает! По мне, Баталов привлекательный мужчина, что-то в нем всё-таки есть... и даже родители киношной «Александры» дали добро на съёмки, когда он к ним приехал просить, такая у него была популярность.
17.04.2024
Да, тоже знаю об этом факте. Но Баталов правда был невероятно обаятельным Smile
17.04.2024
Я ассоциирую его больше с ролью Бориса в «Летят журавли», чем с Гошей в «Москве». Вот там его герой больше ему подходит.
17.04.2024
Я никак не посмотрю этот фильм Laughing out loud Мне он ещё очень нравится в фильмах "Большая семья" и " Дорогой мой человек " Smile
18.04.2024
Несмотря на все испытания героинь, каждая из них по-своему счастлива. Фильм очень тёплый, душевный, жизнеутверждающий и подтверждающий, что мужественных мужчин всё-таки больше, чем проходимцев. Кино из категории «смотреть обязательно!»
18.04.2024
Так и есть! Даже Людмила «неисправимая оптимистка» живёт в гармонии с собой и не унывает.
Другие отзывы
Читать все отзывы 104
Смотрите также