Творение эпохи крайностей.
Помню, что в школе читать все три легенды было необязательно. Я прочитала и тогда уже подумала, что это пограничные точки. Причем их три. Ларра - крайний эгоцентризм, Данко - абсолютный альтруизм. И сама Изергиль - бескрайний пофигизм, беспечность в истинно цыганском духе. Причем пофигизм в контексте "того любила, другого любила". Из всего повествования можно понять, что и богатый жизненный опыт может быть всего лишь перечислением фактов, а состояние старой женщины - внутренне легким. По-моему, она ничего не поняла, но ей всего хватило,
Ларра, при отсутствии всякого опыта, как раз тяжел. Полное непонимание нравственности, в основе - пустота. Куда там Гитлеру. Печально, что сегодня детей именно так и учат - потакать своим желаниям и чуть что, впадать в раздражение. В 90-е, когда мы учились, похожие анти-идеалы были перед глазами. Но Ларра - злодейство именно на фоне отсутствия всякой социализации. Это не принцип, а именно необузданный порыв.
Порыв Данко, конечно, абсолютно сказочный. Это своего рода мечта стать Мессией. Можно ли сердцем осветить путь людям?
Вот откуда они - голубые искры в степи, что являются перед грозой!
Между тем вера в искренний порыв - пожалуй, лучшее, что в этой повести есть. Горький, который в самых разных аспектах старался объяснить людям, что "Человек - это звучит гордо", показывает величие отдельного человека на фоне привычной людской неблагодарности и короткой памяти. Надо помнить своих героев. И восхищаться тем, что достойно восхищения, даже если это просто легенда.
И, между прочим, простым языком можно писать очень даже красиво.