Ревущие двадцатые ознаменовались динамичным развитием социальной и культурной жизни. Именно в двадцатые годы творили Илья Ильф и Евгений Петров, Эрих Мария Ремарк и, конечно, испанские деятели абстрационизма, сюрреализма. Самым известным из них является, безусловно, Сальвадор Дали, который, как оказалось, не только писал картины, но и снимал кино. Фильм "Андалузский пёс" за его авторством был просмотрен мной ещё много лет назад в рамках более глубокого погружения в испанскую культуру того периода.
Ну...Если не кривить душой, то не совсем за авторством Дали. Художник был очень дружен с режиссёром Луисом Бунюэлем, вместе с ним и Федерико Гарсией Лоркой входил в Студенческую Резиденцию в Мадриде. И вот однажды решили два друга, а почему бы нам не снять абсурдный фильм, основанный на наших, как вы думаете, чём? Сновидениях! Сняли. Назвали "Андалузский пёс".
В первый кадрах можно увидеть самого
Луиса Бунюэля, сосредоточенно точащего бритву под аргентинское танго. Если вы думаете, что режиссёр собирается побриться, то глубоко ошибаетесь. Спойлерить не буду, это надо видеть. А ещё лучше - не видеть.
Дальше начинается лихорадочный бессвязный бред. Падающий с велосипеда парень, рука, из которой выползают муравьи, отрубленная кисть и прочие никак не связанные друг с другом кошмарики. Время от времени на экран вылезают различные надписи на французском языке, но зритель видит всё то же самое: непонятных людей с непонятной драмой, руки с муравьями, трупы. А, и парня, таскающего за собой рояли с мёртвыми ослами. Подробности я скринить не стала, они довольно противные. Кто-то, возможно, углядит тут тайный смысл, мол, осёл-то символ "Рези", той самой Резиденции, где и подружились
Дали,
Лорка и
Бунюэль, однако я бы не стала этого делать, и сейчас объясню причину.
Видите ли, люди любят символы и загадки. Скучно жить в насквозь материальном мире, хочется в таинственном покопаться! На мой взгляд, Дали и Бунюэль никакой загадки сюда не вносили, и их воспроизведённый на экран поток сознания так потоком сознания и остался. Известные талантливые дядечки, как сейчас говорят, блестяще затроллили общественность, нашедшую в "Андалузском псе" тучу гениальных замыслов. Нет их здесь. Занавески синие, синие, чёрт возьми. А не настроение у художника плохое. Я уверена, сними идентичную картину дядя Петя и дядя Вася из соседнего подъезда, она бы не имела подобного резонанса.
Итак, чистое имхо, но "Андалузский пёс" - один большой троллинг. Если хочется ознакомиться с творчеством Луиса Бунюэля, то советую посмотреть документальный фильм "Лас-Урдес". Ну а поклонникам гениального безумца прямая дорога в музей Сальвадора Дали, там действительно можно окунуться в атмосферу сюрреализма. Фильму поставлю двойку за музыку.