Официальное образование - это очень и очень спорный момент. Кому-то диплом оказывается нужен, а кто-то показывает его родителям, успокаивает их и потом использует как подставку для кружки. Ситуации бывают разные, как и дипломы.
Но если вы твёрдо решили встать на путь педагогики, то без диплома никак. Это буква закона. Без высшего педагогического образования мы не имеем права обучать и воспитывать детей.
Почему я выбрала педагогический университет? Все из-за моего учителя. Я сидела с открытым ртом на уроках этого гениального человека. Я полностью разделяла ее взгляды на обучение русскому языку. Мне хотелось стать таким же учителем. Мне хотелось подражать.
Кое-где я была неправа.
В университет я поступила легко, залетела в первой волне 14й по счету, хотя баллов было немного. Это был 2014 год. Первый год, когда выпускников на ЕГЭ проверяли как преступников, а в туалет мы ходили под конвоем.
В первые недели учебы единственный вопрос, который я задавала себе несколько раз в день - это "что происходит?"
Лекции и семинары были совершенно не похожи на уроки в школе. Плюс вся эта древность, от которой меня изрядно тошнило, она была везде, на всех предметах. Первый курс надо было просто пережить.
Пятерка на экзамене по языкознанию на первой сессии полностью определила мою любовь к лингвистике. Литература давалась сложнее. Мне было тяжело лить воду, потому что я предпочитаю конкретику
краткость - сестра таланта
На самом деле, первые 2 курса в университете не были определяющими для меня. Куча общих предметов в виде информатики, истории, иностранного языка, ТОСР (фишка нашего педа), математики, философии и проч. как-то не вдохновляла.
По-настоящему почувствовать себя учителем можно было только на 3 курсе, когда началась методика. Министерство образования очень жестокий эксперимент провело над нами. Мы изучали методику обучения русскому языку 1 семестр (это 22 лекции и едва ли меньше семинаров), к семинарам готовиться было тяжело - не было ни методического опыта, ни дидактического материала. Этот предмет у нас вел замечательный профессор. А после экзамена мы сразу же (в феврале) вышли на практику в школу.
Здесь я впервые разочаровалась. Если честно, у меня до сих пор начинается нервный тик при воспоминаниях об этой практике. Мне и моей напарнице дали класс, который в лингвистике был очень слабый. На фоне характеристик классов, с которыми должны были работать мои одногруппники, это выглядело как наказание. На конференции на мой вопрос "почему?" мне ответили, что ждут от меня творчества.
От человека с математическим мышлением ждут творчества. Смешно, правда?
Это была практика по русскому языку. 6 недель. 13 активных уроков, 25 оооочень слабых детей. Когда я проверила словарный диктант, который был в учебнике (подробнее об этом учебнике читайте здесь) и поставила 10/20 двоек, я легла на кровать и зарыдала.
Вторая практика была на 4 курсе в конце осени - начале весны по литературе. 4 недели, 6 активных уроков, много говорящих детей, спокойный и достаточно сильный класс. Хотя сейчас я понимаю, что дети на первой практике мне были намного ближе: я знала их всех по именам, они меня не боялись, подходили на перемене, я проверяла их тетради и ставила оценки. На второй практике все было формальным: я просто провела уроки, заполнила документацию и сдала ее на кафедру.
Четвертый курс особенный для студента. Он выпускной, надо писать диплом, а для студентов ИФМИПа это еще и 2 семестра боли. Здесь начинается СИНТАКСИС современного русского языка. молва о нем ходит с первого курса.
фрагмент из книги по моему диплому
К 4 курсу я себя уже зарекомендовала как гуру лингвистики (сам себя не похвалишь). Планка была высока. Пятерки ставятся на экзамене редко и лишь избранным.
Синтаксис состоит из трех частей: коммуникативный синтаксис, семантический и формальный. Третий изучают в школе, он же мой самый любимый. Синтаксис очень сложный, его можно сравнить с высшей математикой или еще чем похлеще. Чтобы его понимать, головка должна варить нехило. Все литературоведы знатно полетели. Наши семинары были похожи на пытку. У преподавателя разве что пар из ушей от злости не шел. Я и сама временами не шарила (сейчас-то я во всем разобралась). А в конце второго семестра мне хотелось биться вместе с преподавателем об парту и орать:
НУ ЭТО ЖЕ ЛЕГКО
Приближался час ИКС. Всем было страшно, а я все не могла решить, стоит ли бороться за пятерку или мне и четверки достаточно. В какой-то степени эта пятерка была делом принципа: у меня не было четверок по лингвистике в зачетке, но этот экзамен - рулетка.
Экзамен я сдала на 5, едва не завалив его на 4. Но с тех пор прошло 4 месяца, а я до сих пор переживаю тот триумф, и эту фотографию я буду хранить вечно:
Диплом я писала по литературе, как бы это ни было странно. Просто я не могла позволить себе выйти из университета просто лингвистом, я ведь учитель русского языка и ЛИТЕРАТУРЫ. Поэтому решила, что бакалаврская работа будет по литературе, а магистерская по моей любимой грамматике (по морфологии или синтаксису).
Таким был мой четырехлетний университетский путь. Но ведь отзыв не только об этом.
Про сам университет невозможно рассказать все. Он состоит из факультетов и институтов (да, это очень странно, что внутри университета есть институты, и у них есть даже директора, кроме декана). Я училась в институте филологии, массовой информации и психологии.
Кроме будущих учителей (ПО ФО), у нас учатся еще журналисты и "чистые" филологи. А еще каждый год к нам приезжают студенты из Италии, Бельгии, Кореи и Китая. Львиную долю, конечно, составляют студенты из Поднебесной. Они учат русский язык, у нас даже есть специальная аудитория русского языка какого-то китайского педагогического университета.
Кроме нашего факультета (да, наш институт можно называть факультетом), иностранцы обитают на ФИЯ (это само собой) и у историков. Там культурологи учат китайский/японский на выбор (со мной жила одна студентка с исторического, учила китайский. Шиси - это рабочая программа, я на всю жизнь запомнила).
Еще у нас есть студенты из бывших советских республик. Подавляющее число из Казахстана. Они учатся с нами, получают такой же диплом, кто-то даже получает гражданство РФ. Я уже не говорю о студентах из наших республик. Тувинцы, буряты - обычное дело. В общем, универ многонационален.
Моя одногруппница на 3 курсе за свой счет ездила на обучение в Италию на полгода. А для студентов ФИЯ это может быть проспонсировано университетом.
Научная жизнь
Возможностей здесь куча, как и всяких конференций.
Я честно их избегала 4 года. Ну не нравится мне научная деятельность. Я, кстати, получила культурный шок, когда увидела, сколько в универе науки. Она везде, ее пихают во все щели, заставляют писать статьи и тезисы. А я просто хотела получить высшее образование.
За все время я посетила где-то 2-3 конференции, а выступила лишь раз, еще у меня было 4 публикации в научных сборниках, 2 третьих места по плаванию на межвузовских соревнованиях. Этого с лихвой хватило, чтобы поступить на магистратуру, но об этом позже.
Конференции были всякие, и не очень научные. Была одна, где нам рассказывали, что язычество плохое, а христианство хорошее. Знатно горело не у меня одной тогда:
Спортивная жизнь у нас не айс, по моему скромному мнению. В школьные годы чудесные я занималась плаванием, и мне хотелось продолжать это в университете. Но в НГПУ это никому не нужно.
Здесь чествуются только лыжи и легкая атлетика (терпеть не могу ни то, ни другое). Когда я выпросила, чтобы меня отправили на соревнования, и заняла там призовые места, они себя пяткой в грудь били, какая я молодец, а НГПУ 7 лет не появлялся в протоколах. Ну сами понимаете.
На 4 курсе ситуация с плаванием несколько изменилась. В наш пед поступило несколько пловцов, мы даже смогли выступить в эстафете. Правда, ничего не заняли, потому что в других универах учатся действующие пловцы, мастера спорта и тому подобное.
Но я все равно считаю себя первопроходцем. Вот такая я молодец (сам себя не похвалишь)
Преподавательский состав
За всех преподавателей не скажу, их порядка тысячи в университете. Не смогу даже рассказать обо всех преподавателях ИФМИПа. Но кадровый состав действительно хороший. Нас учили профессионалы.
За 4 года нас учили 1 ассистент, 3 старших преподавателя, а остальные доценты и профессора.
На нашем факультете 2 основные кафедры: СРЯ и литературы. Я из-за тематики диплома больше тусила на кафедре литературы. Иногда чувствовалось некоторое противостояние между кафедрами. Для меня кафедра литры более душевная, чем СРЯ. Туда можно было спокойно зайти. Я как-то раз сидела и спрашивала научного руководителя про диплом, а она мне сказала, что у меня туфельки красивые. Но как преподаватель и научный руководитель она чудесная. Ни у кого так не горели на лекциях глаза, как у нее.
У многих были свои любимые преподаватели. У меня таких несколько. Каждый из них вдохновляет на что-то. Один профессор так классно рассказывал стихи наизусть, что я потом выучила поэму "Двенадцать" Блока. Правда, меня никто не хочет слушать(
Все преподаватели любят свое дело, многие рассказывают интересно, издают свои сборники и пособия, без проблем отвечают на вопросы, легко идут на контакт. Конечно, занимаются научной деятельностью.
Из всех преподавателей на нашем курсе я бы не хотела встретиться всего с двумя. Честно, я бы и на синтаксис еще ходила с удовольствием. И на морфологию. И на историю зарубежной литературы, и еще много куда. А какой у нас был латинский язык... Нам преподаватель постоянно говорила:
вот будем изучать на 3 курсе... с теми, кто выживет, конечно...
А потом она уехала в Китай и ничего больше у нас не вела.
На 3 курсе историческую грамматику у нас вел профессор из НГУ. Такой профессор всех профессоров. Прям как из анекдота. И с длинной бородой.
Много нам рассказывал про культуру России (связанную с письменностью), читал с нами тексты на древнерусском, переводил. На 4 курсе водил нас в ГПНТБ (я же писала выше, что самое интересное после 2 курса началось). В этой библиотеке мы смотрели на древние книжки, у нас была целая экскурсия. Не без фотосессии, конечно.
Прочая атрибутика университета
Пару слов про сайт. Вот честно, программисты, которые его писали, не зря получили деньги, и вообще не зря хлеб едят. Все очень четко, понятно, удобно. Ну как я говорю, наш сайт даже слабоумный осилит, хотя поначалу абитуриенты там теряются. Единственная проблема - он иногда падает. Особенно расписание во время учебы. Оно очень долго грузится с телефона. Но это уже не программистов косяк.
Про общежитие хорошие слова трудно подобрать. Я не живу там полтора месяца уже, а мне до сих пор мерещатся тараканы. Их действительно очень много. Антисанитария дикая. Они живут даже в духовках плит. Зимой в общаге холодно. В этом году я лечила трахеит. Плохая проводка, многие электроприборы нельзя. А в 2015 году я своими глазами видела пожар. Спасибо только за нормальный интернет, низкую стоимость проживания и близость к учебным корпусам (могла себе позволить начать одеваться за 10 минут до начала пары).
Про еду. Вкусно только в главной столовой, но туда не пробиться. Перемена 40 минут, а очередь километровая, а я еще и училась в другом корпусе. В местных буфетах старалась не есть. Еда не вызывала доверия, тоже огромные очереди. Старалась носить еду с собой. В связи с этим во время практики в школе у меня случился еще один культурный шок: в школах в разы дешевле и вкуснее. С университетской едой не сравнится.
Инфраструктуру можно описать как среднюю. До поликлиники нужно ехать, но у нас был профилак, где каждый день принимает фельдшер и лечит бедных студентов. Рядом много магазинов, мой любимый - Горожанка (судя по статистике Рокетбанка, за 1,5 года я там оставила 50к). Недавно открылся пункт СВ Wildberries, есть ДНС, SuperMag и проч.
Пробки, конечно, бывают адовые на въезде с Большевички. Уехать на левый берег можно только на маршрутке или с пересадками, как и в сторону Академгородка. Но это уже претензии к Министерству Транспорта Новосибирска. Но им нет дела до этой проблемы, походу.
Диплом я получила в этом году. Учиться несложно, если это делать регулярно. Филологи много пишут и читают. Я думала, что лет 5 после выпуска читать не буду, но, оказывается, любовь к чтению - это навсегда.
После вручения заветной корочки я подала заявление в магистратуру. На данный момент известно, что я прохожу на бюджет. 10 августа будет приказ на зачисление. Я выбрала все ту же филологию, но теперь я надеюсь, что через 2 года и 5 месяцев я получу диплом "чистого" филолога и стану преподавателем русского языка как иностранного.
Еще я надеюсь, что буду писать магистерскую диссертацию по своему любимому формальному синтаксису у того самого преподавателя, который вселяет ужас даже среди перваков. И сейчас мне действительно интересно писать статьи и выступать на конференциях.
По поводу карьеры учителем. Я решила вернуться в свой родной город и устраиваюсь сейчас в школу, где я училась. Я надеюсь получить классное руководство у пловцов, потому что это было моей мечтой.
Я тоже училась в педагогическом. Только это был художественно-графический факультет. И у нас тоже было много китайцев... они на русском знали только "здравствуйте", "спасибо".. и "я не понимаю"))) Бедные преподаватели... Удачи вам, чувствуется, что вы на Своем пути.
Так приятно читать о молодых учителях. На Айреке знаю как минимум двух девушек, которые преподают и очень любят свое дело. Глядя на всех вас вселяется вера в будущее, что все-таки есть шанс у нашего образования выйти из застоя. Вы большие молодцы. У меня подруга учитель, тоже русский язык с литературой. И тоже про синтаксис этот ваш рассказывала
А я тоже могу быть учителем - у меня диплом геофака СПбГУ, и методика была, и практика педагогическая, и психология. Но школа - это совсем не мое, да и детей не люблю.
Я в школе очень любила русский и литературу и тоже мечтала стать преподавателем этих предметов, но ушла в юриспруденцию, и кажется не зря! Столько морфологии и синтаксиса я бы не выдержала))
Было интересно почитать, ведь я тоже училась на филфаке. Запуталась, куда Вы пойдете работать, то ли в школу, то ли в преподы. Преподавание русского языка как иностранного сейчас ооочень перспективное направление. Правда, насколько я знаю, обучают этой методике лишь в ведущих вузах страны, но можно заказать у них пособия за деньги. Хотя так было на момент моего окончания магистратуры, возможно сейчас ситуация изменилась.
Через месяц начну работать в школе учителем русского языка и литературы. Через 2,5 года надеюсь стать преподавателем рки. Диплом магистратуры позволит мне учить русскому иностранцев. Направление РКИ сейчас везде есть, не проблема найти, но я решила остаться в своем вузе
Без высшего педагогического образования мы не имеем права обучать и воспитывать детей.
Это не правда. Без педагогического образования вполне себе можно преподавать, даже в университете, студентам, для этого нужно иметь диплом специалиста или магистра по преподаваемой дисциплине. Например, юристы могут преподавать практически любой предмет, начиная от теории государства и права, до криминалистики. У меня три диплома о высшем образовании, мне 25 лет)) И все три пригодились!)))))
Откройте закон об образовании. Там черным по белому написано, что для работы учителем нужно высшее педагогическое или учитель должен в данный момент его получать, или у учителя должна быть переподготовка. Если вы работаете в школе без педагогического образования, то вы это делаете до первой проверки
У меня юридическое образование. Я занимаюсь разработкой нормативных правовых актов, неужели Вы думаете, что я не в курсе элементарного? откройте статью 46 названного Вами федерального закона. И Вы увидите, что право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование (отвечающие квалифтребованиям). Далее, что Вам поможет познать данный вопрос - профстандарт, утверждённый приказом Министерства труда и соцзащиты РФ (номер 544н). Так вот согласно указанному мной приказу, должность учителя может занимать любой специалист, то ест человек с проф.средним образованием или высшим образованием, соответствующей предмету. Подвожу итог: учителем может быть любой человек, который имеет среднее и высшее образование, а что он имеет право преподавать школьникам, это зависит уже от направления, по которому он учился. Юристы, например, могут правоведение в школе преподавать. Конечно, профессионалы пойдут лучше в университеты, без педобразования они смогут преподавать студентам (по той же аналогии, что я привела выше). Пожтому мало быть педагогом, нужно изучать законы. Преподаватель должен знать хотя бы о нормативной базе в своей области. Согласны?))))))
К сожалению да. Труд учителя в нашей стране не очень оплачивается, хотя эта профессия одна из наиболее важных для страны. На мой взгляд будущее за Интернетом. Вам нужно найти заработок через сеть.