18+ НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) (ПРОИЗВЕДЕН, РАСПРОСТРАНЕН И (ИЛИ) НАПРАВЛЕН) ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ КУРАЕВЫМ АНДРЕЕМ ВЯЧЕСЛАВОВИЧЕМ, СОДЕРЖАЩИМСЯ В РЕЕСТРЕ ИНОСТРАННЫХ АГЕНТОВ, ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА КУРАЕВА АНДРЕЯ ВЯЧЕСЛАВОВИЧА, СОДЕРЖАЩЕГОСЯ В РЕЕСТРЕ ИНОСТРАННЫХ АГЕНТОВ.
Опубликовано 28 Июль, 2014 - 18:10

Всем привет, друзья! С вами ††Ищущи醆, и мы ищем хорошие книги : )

Сегодня я хотел бы поделиться с вами впечатлениями о такой работе как "протестантам о православии", написанной диаконом Андреем Кураевым, известным своими неоднозначными высказываниями и хорошо подвешенным языком. А также он человек, которому не клади палец в рот, и он способен вести диалог/дискуссию с разными людьми или представителями религиозных конфессий. С протестантами, в том числе : ) Если это потребуется, разумеется.

Перевод, а уж тем более истолкование всегда зависят от духовного опыта человека.

Что мне импонирует в его работах (не только в этой) - он всегда аргументирует свою позиции, ссылается на Библию и святых отцов Церкви, и никогда не выдает свое частное мнение (если оно звучит) за мнение всего христианства. То есть мы как сторонние читатели всегда можем увидеть где он говорит и рассуждает как конкретный человек со своим собственным мнением. А где он говорит именно как богослов и представитель Русской Православной Церкви, чьи интересы он представляет или защищает.

Как однажды заметил Честертон, настоящего человека узнать нетрудно - у него боль в сердце и улыбка на лице.

В этой работе он уже во введении прямо говорит о том, что несмотря на столь "вызывающее" название, книга предназначена не только для протестантов, но и для православных читателей, в том числе. И потом добавляет, что, скорее всего, она предназначена в первую очередь для "своих". Чтобы у них было более твердое понимание веры, и почему православные почитают иконы, а баптисты нет. А то действительно получается, что зачастую так называемые сектанты, о которых обычно говорят с пренебрежением, знают о Библии куда больше, чем так называемые православные.

Без Ветхого Завета Евангелие непонятно. Непонятно оно становится прежде всего оттого, что в отрыве от предыдущей истории оно становится случайной импровизацией далекого Бога, который оставил сотворенное Им человечество после первой же случившейся неприятности. Люди остались в руках и на воспитании у бандитов. Но затем, когда дети позрослели и выросли, Бог вдруг вспомнил о них и пришел их навестить. Уместно ли этом случае молитвенное обращение к Нему — «Отец!»?

Протестантам также предлагается работа для ознакомления, так как в ней Кураев дает ответы на наиболее частные нападки и критику в сторону православия. Возможно, что я сужу со своей колокольни, но мне нравится спокойная готовность автора "ответить за иконы" и другие "бесполезные" с точки зрения разных христианских современных ответвлений ритуалы и традиции, которые не несут в себе никакого мистического смысла, и которые выполняются скорее как данность, нежели как нечто сакральное и несущее в себе смысл.

Итак, православная литература, в отличие от протестантской, обращена к человеку, уже осознавшему себя христианином. Оказывается, мало христианином стать. Гораздо сложнее бывает — им остаться: возвращаются сомнения, душевная пустота и окаменелость.

Этим мне работа и понравилась. Что немаловажно для книги подобного формата - здесь присутствует даже легкий и ненавязчивый юмор. Иначе говоря, Андрей не вступает в жаркую дискуссию, обвиняя оппонентов в ереси, а достаточно мягко, но в то же время объясняет позиции своей религии, и позволяет себе еще легкие уколы в сторону протестантизма. Мне особо нравится упоминание про лопатки, которые должны носить на поясе все любители ссылаться на необходимость буквально исполнять заветы Библии (а значит и Ветхого Завета, который в некоторых тезисах действительно любят цитировать противники православия)

Мы не должны ничего ставить выше Христа, так как и Он выше нас ничего не ставил. Святитель Киприан Карфагенский

Многое про книгу я сказать не смогу. Прежде всего потому, что у меня на руках достаточно старая версия, в то время, как мне известно, выходило несколько обновленных версий с дополнительными лекциями и новыми ответами на вопросы, которые появлялись во время профессиональной деятельности и публичных выступлений автора. Но я рад даже такой книжонке, так как найти некоторые работы сейчас очень сложно.

От глотка свежего воздуха может заныть зуб со вскрывшимся нервом. От глотка чистой Вечности может болезненно закричать душа, привыкшая прятаться от Света.

Так что если вам интересна эта тематика, друзья, то обязательно почитайте "протестантам о православии". Никакого навязывания тут нет. Только доброжелательная беседа и попытка разъяснить о том, почему православные верят именно так, а не иначе. Если бы речь шла, например, о совершенно другой религии, то я уверен, что Кураев и весь диалог построил в несколько ином ключе Но так как речь идет про христианские течения, то нечто общее между взглядами на Христа и Его жертву все-таки сохраняется.

Осталось только рассмотреть расхождения и попытаться понять откуда они возникли и почему.

Аннотация:

Эта книга с 1997 года выдержала 8 переизданий, переведена на болгарский и сербский языки.
Настоящее переиздание впервые изменено и дополнено автором. Главное, что эта книга поменяла отношение к Православию у многих протестантских проповедников, некоторые из которых не без ее влияния пришли в Церковь.
И хотя название книги обращено к протестантам, но и православный читатель, ознакомившись с ней, многое поймет в своей вере. Дискутировать с баптистами нужно не всякому. Но знание о том, зачем причащаются христиане и почему они молятся перед иконой, полезно для любого православного.

В рамках этой работы поднимаются общие вопросы и критика православия со стороны протестантизма. Это важно, тут не идет речь про католическую церковь, с которой у православия расхождения на несколько иных уровнях догм и пониманий центра вселенной или идей Троицы. С протестантами разговор несколько иного характера, поэтому пускай немного понимающий в этой теме читатель не удивляется "банальным" вещам, которые приходится озвучивать Кураеву.

Переводчики Евангелия на китайский язык, например, пришли к выводу, что единственный способ перевести знаменитый стих Евангелия от Иоанна «В начале было Слово» — это написать «В начале было Дао», употребив название, принятое в даосизме для жизненного принципа, управляющего миром.
А как перевести «Я — Хлеб Жизни» для народов, которые не едят пшеничного хлеба и живут только рисом? Хлеб там подается только в ресторанах для европейцев, и потому для китайца буквально переведенное «Я хлеб жизни» звучит так же, как для русского «Я — гамбургер жизни». Пришлось переводить по смыслу, а не словарю: «Я — Рис Жизни».

В частности, например, то, что православные не поклоняются иконам как идолам. Через образы святых или самого Христа идет лишь передача любви тех, кто изображен на этих самых иконах. Но почему-то действительно находятся те, кто обвиняет людей в поклонении вещам. Прошу не путать с почитанием, которое можно сравнить с бережливым отношением к семейным архивам, которые люди только не спешат выкидывать на мусорку, так как в Библии запрещено создавать образы или поклоняться им.

...Раздражение, которое вызывают у протестантов наши иконы, просто необъяснимо ни с точки зрения христианского богословия, ни с точки зрения христианской этики. Это раздражение - страсть, духовная болезнь. Ее надо сознательно и целеустремленно преодолевать в себе. И в качестве первого шага я предложил бы протестантам отнестись к православным как к детям. Дети нуждаются в картинках? Ну, вот и православные тоже чувствуют себя теплее, спокойнее в окружении священных картин. Если протестантам угодно, пусть они считают православных детьми, «немощными в вере», привычки которых, по завету ап. Павла, надо принимать «без споров о мнениях» (Рим. 14, 1). И протестант, обличающий православную старушку в том, что она «кланяется идолам», по правде, не умнее того, кто вырывал бы из рук ребенка книжку с картинками.

Что, в принципе, верно. Но ведь тут совершенно иное понимание "почитания" и "образов", в которых критики обвиняют православие, вместо того, чтобы попытаться понять для чего на самом деле нужны иконы, и почему некоторые образы столь любимы и почитаемы в Церкви. И коль уж говорить о крайностях, то разговор идет не о частном понимании КОНКРЕТНОГО человека, который в меру своей необразованности действительно может поклоняться иконам как некому божеству. Речь идет об УЧЕНИИ Церкви, и это равнозначно тому, чтобы обвинять протестантов в том, что среди них есть насильники или маньяки.

Ну есть же? Есть. Значит они все плохие.

По выражению о. Сергия Булгакова, святые - «гении религиозности». Этим он подчеркивает, что судить о том, что может дать человеку стяжание духовного опыта, необходимо не по неудачникам и не по падениям, а по вершинам. Как о смысле музыки мы судим не по ресторанным шлягерам, а по Моцарту и Баху, как о сути живописи мы составляем представление не только на основе комиксов - так и о духовном подвиге надо судить не только по знакомой прихожанке.

Уделено внимание и тому, почему несмотря на запрет почитать кого-то отцами, в Церкви есть такая старая добрая традиция, направленная по отношению к священнослужителям или монахам. Как и Кураев, я не вижу никаких противоречий в этом, но, в отличие от меня, он замечательно объясняет причину и истоки такой традиции. И вполне логично объясняет и доказывает то, что тем самым мы не нарушаем никаких заповедей или запретов Спасителя.

Поэтому сначала нужно провести различение: что именно в Ветхом Завете было педагогического, а что — онтологического? Без чего не смог бы израильский народ дожить до дней Иисуса Христа — а без чего вообще никакому человеку не приблизиться к Богу? Все в Писании – от Бога. Но что Бог прописал как лекарство именно для этого человека и его дома, а что для жителей совсем другого континента и другой эпохи? Что было лишь исторически необходимым и потому осталось на той древней странице истории и было перелистнуто вместе с нею, а что надисторично, потому что просто человечно.

Как и апостолы, которые даже в Деяниях взывали к "отцам". Но это почему-то критиков православия не смущает, хотя они любят ссылаться на Библию и цитировать удобные для них моменты. Вот только если хвататься за первоисточники, то нужно не вырывать фразу из контекста, а цитировать текст полностью. Который тогда начинает играть совершенно в другом свете : ) И часть вопросов отпадают сами по себе.

И книги Ветхого Завета отнюдь не равноценны книгам Завета Нового. Педагог и учитель — не одно и то же.

Но пожалуй, что наиболее важным и фундаментальным разделом в работе является объяснения причастия и других таинств Церкви. В частности, измученный многими вопрос о том, что ребенка нельзя крестить в детстве (вырастит и сам выберет себе веру. А я не хочу его принуждать или решать за него). Мне очень нравится приведенные здесь доводы. Нравятся доступностью и легкостью их объяснений, потому что я свое время мучился и пытался выстраивать какие-то сложные и богословские схемы, которые бы объясняли необходимость крещения младенцев.

Что, собственно, происходит на Литургии? Человек просто присутствует при совершении Христовой Жертвы? Он просто уведомляется о ее принесении, или эта Жертва (голгофская, равно как и литургическая) непосредственно касается его самого и внутренне меняет его? Вершинная молитва Литургии (эпиклесис) просит: «Господи, ниспосли Духа Твоего Святаго на ны и на предлежащие Дары сия». Как видим, эпиклесис не есть лишь молитвенное призвание, совершаемое только ради таинственного преложения хлеба и вина. Эпиклесис есть также моление о том, чтобы все истинно приобщились к тайне Тела Христова. Человек, люди, собравшиеся в Церковь, – это первенствующий, важнейший предмет литургического освящения. Мы составляем «материю Таинства». Мы вошли в храм просто людьми. А должны стать Церковью – Телом Христовым. И мы просим о том, чтобы через хлеб и вино, пресуществленные в Тело и Кровь Христа, Господь соделал нас Телом Христовым.

Так что тем, кто интересовался вопросом и смыслом крещения (чем оно отличается в мистической интерпретации у православия от протестантов), почему каждое воскресение ведется богослужение и Литургия в Церкви, которая является не только воссозданием Тайной Вечери Спасителя с апостолами, но прямым присоединением последующих христиан к этому таинству, здесь будет предоставлен взвешенный и развернутый ответ.

Пятый принцип герменевтики я бы сформулировал словами Карла Маркса: «Эволюция человека — ключ к анатомии обезьяны». В переводе с дарвинистского языка на богословский: Библию надо читать «по–еврейски», то есть — с конца. Библию нельзя читать с первой ее страницы, с первых ее книг. Не книга Бытия должна стать первым знакомством с Писанием, а Евангелие от Матфея (причем желательно советовать людям сразу начать читать ее со второй главы — пропустив ничего не говорящие начинающему читателю списки предков Христа).

Да, вы можете с ним не согласиться, так как на ваш взгляд это неправильная философия или неверные догмы. Но это база православия, и в задачу Андрея входит рассказать её, а не убедить каждого читателя в её безусловной истинности.

От выбора человека, от тонкости его духовного зрения, от духовного вкуса и опыта зависит, на какой именно странице Библии он узнает себя (тем самым "понимая", то есть, наделяя ее своим лично пережитым смыслом)

Отдельно упомяну такую сложность, как формирование Библии как сборника священных текстов, вошедших в каноническую версию. Кураев весьма лаконично, но в то же время взвешенно объясняет азы этого несомненного интересного явления как создание общей Библии, на что у христиан ушло несколько веков перед тем, как у нас появился официальный и установленный всеми поместными Церквями вариант.

Мы живем в мире образов, в мире отражений, в зеркалах, повсюду расставленных нашей культурой.

"Протестантам о православии" - хороший и интересный "диалог" православного и умного человека со всеми, кто пожелает приобщиться к этой теме. Да, в основе книги легли ответы на вопросы протестантов, но здесь есть также и общая информация о православии. Так что всем, кто заинтересуется этой темой, не могу не пожелать приятного чтения.

От меня только максимально высокая оценка и рекомендация к изучению материала. Спасибо всем, кто заглянул на огонек, друзья. Надеюсь, что еще увидимся. Берегите себя!

††Ищущи醆рекомендует
Читать все отзывы 2
Comments.
Все комментарии
Авторизуйтесь для комментирования
Оставить комментарий
* тоже шепотом* я знаю , я тоже один из них. Хотя некоторые доходят до этой грани) К сожалению. Но их единицы, Слава Богу))
13.02.2015
Шепотом: православные не поклоняются иконам.) Точнее, поклоняются не иконам. Но со стороны - да, можно подумать и именно это. А отзыв хороший.
13.02.2015
Вот и хорошо - и то, что один из... Smile , и то что единицы тех, которые доходят до грани. Да, Слава Богу!
И вообще я люблю ранние работы Кураевы. Они полны здравых идей. Особенно где он про Православие и Спасителя рассказывает. Эээх !
13.02.2015
Да, работы прекрасные, и помогли многим, и это не просто слова. Как бы там ни сложилось, а что есть, то есть.
Другие отзывы
Смотрите также