Опубликовано 24 Апрель, 2021 - 01:32

Всем bonjour!

 

За что мы все любим/не любим Дэвида Линча? За неоднозначность. Всегда. Он дает нам право самим трактовать то, что происходит на экране, и трактовок этих может быть множество. Безусловно, Линч - он не для всех, но это и к лучшему. Для кого-то мутотень, для кого-то восхищение, этот режиссер не оставляет равнодушным. Не скажу, что отношу себя к фанатам режиссера, но всегда уважала и уважаю его за самобытность. Он не изобрел велосипед, но его работы - это всегда сложная история, где нужно включать мозги. "Шоссе в никуда" хотела посмотреть очень давно, но сделала это только сейчас. Впечатлилась.

 

Общая информация.

 

Год выпуска - 1997.

 

Жанр - триллер.

 

Режиссер - Дэвид Линч.

 

Длительность - 135 минут.

 

Главные роли: Билл Пуллман, Патрисия Аркет, Бальтазар Гетти, Роберт Лоджа.

 

О сюжете.

 

Рене и Фред, на первый взгляд обычная супружеская пара, но это только на первый взгляд. Да, они пара и даже супружеская, но у них очень своеобразные отношения. Ложь, притворство - все это чувствуется в каждом моменте. Как совокупность, это выражается в напряжении, висящем, как Дамоклов меч.

Они живут в огромном особняке и внешне, их жизнь довольно благополучна, правда, умалчивается: как они дошли до богатства такого? Фред - саксофонист, изредка дающий концерты в различных ночных клубах. Это ли источник безбедной жизни?

Фред и Рене непохожи как земля и небо, хотя так сразу и не скажешь. Она... о да, она из тех женщин, что способны свести мужчин с ума. В нем намешано куча всего. Поначалу может показаться, что она такая легкомысленная простушка, только и делающая, что говорящая: да милый, конечно дорогой и мило улыбающаяся. Но стоит ей только понять, что она имеет власть над тобой, сразу просачивается сущность манипулятора. Она знает свою силу и пользуется ей. Ее сущность порочна, и не факт, что она сама до конца понимает: что она такое? Беззащитность и дерзость, сексуальность и детскость - она сложная и простая одновременно. Она - дьяволица.

Фред... в нем тоже понамешана куча мала, и эта куча намного сложней, чем сущность его жены. Внешне спокойный, но адски рефлексирующий, его неуверенность и подозрительность граничат с манией. Он как маньяк... не знающий, что он маньяк. Он странный, максимально закрытый. Любит жену до безумия и одновременно ненавидит в ней то притворство, которым она пытается скрыть настоящую себя.

Да, их семейная жизнь далека от идеала, и вообще возникает вопрос: а как эти двое людей нашли друг друга? Зачем они живут в том притворстве, которое создали вокруг себя? Любовь? Если только одностороння и очень больная. Страсть? О, тут тоже все сложно. У Фреда есть некоторые проблемы с исполнением супружеского долга, хотя он старается... часто и изо всех сил. Ее поглаживание его по спине и тихое: все нормально, ничего страшного - убивают его, особенно с учетом того, что в ее глазах он видит... насмешку. Что должен чувствовать мужик, который готов "сожрать" свою бабу, лишь бы она никому не досталась, чья страсть не знает границ? Ну, конечно же, он считает себя ничтожеством, фиговым импотентом, не способным удовлетворить любимую женщину. На этом фоне ревность становится материей, которую можно потрогать.

Однажды, рядом с утренней корреспонденцией Рене находит и какую-то странную кассету, посмотрев ее, супруги видят, что кто-то снимает их дом. Кто? Зачем?

Так происходит несколько раз и в итоге, на очередной записи, герои видят, что кто-то снимает их спящих. Получается, какой-то посторонний человек проник к ним в дом? Это пугает... настолько, что они решают вызвать полицию. Детективы не находят в доме ничего особо подозрительного, но обещают понаблюдать и принять соответствующие меры.

Утро после вечеринки, Фред идет за почтой и снова видит очередную кассету, включив ее, он наблюдает себя... убивающего собственную жену. И это последнее, что помнит мужчина. Когда сознание возвращается к нему, он понимает, что приговорен к смертной казни и сидит в одиночной камере. Признает ли он себя виновным? Нет, он вообще не до конца понимает, что и как произошло, его мучают жуткие головные боли, можно сказать, что он находится в состоянии какого-то транса...

Обычное утро в тюрьме. Охранник делает обход, проверяя все ли нормально с заключенными, дойдя до камеры Фреда он обнаруживает там... другого человека. Какая-то даже паника охватывает не только мужчину, но и все руководство тюрьмы. Как объяснить это происшествие? Куда мог деться заключенный из одиночной камеры? Как он мог пропасть? Кто тот человек, что сидит теперь там?

Личность "неизвестного" быстро устанавливают. Пит - молодой паренек, привлекавшийся когда-то по малолетке за не слишком серьезное преступление. Собственно, с того времени, ничего особо криминального за ним не числилось. Все это, конечно, здорово, но молодой человек находится в какой-то прострации и не может объяснить: как он тут оказался? Руководству тюрьмы ничего не остается, как выпустить паренька на волю, да установить за ним слежку. Должна же быть хоть какая-то связь?

Пит возвращается домой, но все окружающие замечают, что он сильно изменился. Бесшабашный, веселый, дерзкий, любящий приключения... теперь он стал задумчивым, тихим. Пит пытается вернуться к нормальной жизни, но эта история не отпускает его, а тут еще и родители намекают, что в ту ночь случилось что-то странное...

 

Так что же произошло на самом деле? Кто убил Рене? Куда делся Фред? Как Пит оказался в камере? Как будут развиваться события и чем все закончится? Это нам только предстоит узнать.

 

Основной жанр картины - триллер, и таки да, это явно не подделка. Вообще, в последнее время чуть ли ни к комедиям стали лепить ярлык триллера, и это бесит ужасно. В данном случае, фильм держит в напряжении от начала и до конца, что вообще круто. Вроде бы и не происходит ничего особо страшно-мощного, а ты сидишь и тебе не по себе. Ух, как я это люблю. Несколько раз даже думала: а на какой фиг так поздно стала смотреть фильм?

 

Условно картину можно поделить на две части: история Фреда и история Пита. Они практически равнозначны по времени, и, по началу кажется, что просто параллельны, и только в конце становится понятно: что это было и как это связано? И даже не так: сразу понимаешь, что это за тема, но только в конце пазл складывается окончательно.

 

Фильм абсолютно будничный и серый, впрочем, как и большинство у Линча. Антураж - явно не то, на что он делает ставку. Локаций немного, как и динамики, это фильм про подумать, а не про побегать. Иногда бывает, что серость утомляет, но здесь она также уместна, как и все остальное. Не знаю, снят ли фильм на пленку или цифру, но перед нами как будто документальное кино.

Линч, как всегда, скромненько так говорит, что история довольно прямолинейна, типа и голову ломать не о чем, и он отдает трактовки на суд зрителя: пусть каждый увидит то, что хочет и поймет так, как хочет. Думаю те, кто смотрел фильмы Мастера знают, что о них можно дискутировать часами, и именно потому, что есть о чем. Очень много деталей, которые в конечном счете и являются ключами к разгадке. Такие фильмы заставляют работать мозги, ты включаешься. Линч не умеет снимать простое кино, вот просто не умеет, поэтому он и гений, в своем роде. В его башке так много "задумок", что по итогу всегда получается занимательная мутотень. Вроде и ничего особенного, но чувствуется стиль, многие пытаются ему подражать, да ток не получается ни у кого.

 

Музыка подобрана просто гениально, она настолько вписывается в события, происходящие на экране, что только удивляешь такой удачной подборке. Музыкальный ряд сопровождает весь фильм, здесь есть как фоновые, так и реальные мелодии. Фоновые темы тихие, но очень напряженные, они создают соответствующую гнетущую атмосферу. Безусловным хитом является песня Дэвида Боуи I'm Deranged, она звучит как в титрах, так и по ходу фильма. Опять же, даже этот саундтрек делает фильм стильным. Помимо этого нас будут ждать и Rammstein (обожаемые мной), и Marilyn Manson, который также засветится в эпизодической роли. Музыка разная, ее объединяет одно - она круто подобрана и является мощным дополнением картины.

 

Как таковых "страшилок" в творении нет, но и то, что является лишь намеком на это - пугает. К примеру, всего лишь грим актера, который играет альтер эго главного героя, честно, у меня вызывает дрожь. Не знаю, возможно, и внешность играет свою роль, но, казалось бы, всего лишь набеленное лицо, а эффект... Наверное, самой зрелищной сценой можно назвать момент с башкой, которая въехала в стол. Опять же, это не страшилка, но лицо актера крупным планом, эти капли крови, да и вообще сам факт, что смерть воспринимается довольно цинично...

Картине в этом году будет уже 24 года, и для своего времени, мне кажется, там довольно много откровенных сцен. Связаны они, прежде всего, конечно, с Патрисией Аркет. Конкретно секс показан довольно невинно, я бы сказала, с позиции психологической неудачи, но голого тела актрисы будет много. В частности, грудь будет фигурировать довольно живенько. Что мне нравится? Естественная демонстрация Аркет себя. Такой подход больше характерен для европейского кино, за что обожаю его. Европейцы воспринимают свое голое тело как часть профессии, поэтому и демонстрация его получается не натужной. Американское же кино пытается все "заблюрить" и идеализировать. Но не в этом случае. Я вообще ловила кайф от того, что видны недостатки внешности актеров, что говорит о том, что перед нами живые люди. А живые люди несут с собой живые эмоции. Вернемся к Аркет. Она молодец, обнаженной она была также естественна и органична, как и одетой. Это дорогого стоит.

 

Операторско-режиссерский тандем выше всяких похвал. Знаю, что Линч любит контролировать все до мелочей, и, наверное, это мешает, но сработались они с Питером Демингом отлично, за это говорит и то, что режиссер работал с оператором еще на нескольких своих проектах. Как повторяла уже несколько раз, картинка абсолютно будничная, но серость тоже нужно уметь снимать, и здесь она отображает суть происходящего. В картине очень много крупных планов и вот они-то и являются основным украшением творения, ибо отображают эмоции главных героев, а как ни крути - это психологическая заморочка. Да, показать что-то - это основная задача актера, но и уметь уловить то, что показывает актер - тоже великое мастерство.

 

Критики, в свое время, неоднозначно приняли работу, и их можно понять: здесь намешано много даже для Линча. Мне все эти психологические головоломки не кажутся лишними, но, тем не менее, не все смогла объяснить до конца. Есть моменты, которые мне остались непонятными, но, как мне кажется, суть я уловила. Или не так: в своей голове я построила историю. Возможно, она не та, что хотел рассказать Линч, но он велел нам интерпретировать как хотим.

 

Как я люблю говорить, если антуражу ноль, вся надежда на актерскую игру и она здесь превосходна. Все, даже второстепенные персонажи подобраны удачно, но, безусловно, это бенефис трех актеров.

 

Патрисия Аркет - звезда всей этой истории и главный ее монстр. Честно, вообще не знакома с творчеством актрисы. Возможно, и смотрела какие-то работы с ней, но они не остались в памяти. Для меня несомненно одно - это сильная актриса, умеющая быть разной, я - открыла ее для себя. В этом фильме восхищаюсь ей. Не идеальные зубы и фигура, ее нельзя назвать откровенной красавицей, но эта женщина умеет работать с лицом: мимика жесты и особенно ее фирменный взгляд серо-голубых глаз - она бесподобна.

Вот она белокурая милашка, преданно смотрящая в глаза, вся такая беззащитная и ранимая, но проходит секунда и перед тобой роковая красотка, сексуальная дьяволица, чей лукавый взгляд вызывает бурю эмоций. Как писала в самом начале, ее героиня и проста, и сложна одновременно. Как по мне, все же, ее роль замешана на сексуальном подтексте: она объект вожделения, именно из-за нее происходит все то, что происходит. Линч - гений, что выбрал Патрисю Аркет на эту роль, даже не могу представить никого другого на ее месте.

На момент съемок актрисе было 30 лет, и да, видно, что это уже не юная особа, но это не мешает, наоборот, даже морщинки играют в копилку образа. Повторюсь, мне нравится, что режиссер не идеализировал актеров, показывая недостатки их внешности. Не знаю, похожа ли актриса на свою героиню в жизни, но по таким женщинам, как ее героиня - сходят с ума. Собственно, этот фильм это и доказывает.

 

Билл Пуллман - еще одно безусловное украшение картины. Вообще, мне жаль, что у актера так мало хороших ролей. На мой личный вкус, из него получился бы первоклассный злодей не хуже Николсона или Олдмана. В нем это есть. Казалось бы, симпатичный мужчина и ничего такого в нем нет, но блин, его взгляд дичайшего маньяка... пробирает на дрожь. Ему очень подходит роль рефлексирующего субъекта, он органичен, он правдоподобен. Он мерзкий и жалкий одновременно, показать психологические "аномалии" вообще чудовищно сложно, как мне кажется. Пуллман страшил меня весь фильм, за что ему большое спасибо. Еще большее мерси Линчу, который взял его на эту роль.

Бальтазар Гетти - мне кажется, нужно быть большими оригиналами, чтоб назвать своего сына таким именем, честное слово. Имя Бальтазар у меня ассоциируется с фильмом "Константин: повелитель тьмы", был там такой демонический персонаж. Гетти и был, и есть самый молодой из всей тройки, но он явно не затерялся на фоне других. Такой наивный, молоденький, пребывающий в прострации паренек, и не симпатичный особо. Актеру здорово удалось показать нормальность в сонме ненормального. Еще лучше ему удалось показать детскую страсть по отношению к героине Аркет. Если герой Пуллмана показывал одержимость с позиции взрослого мужчины, то тут, на контрасте, страсть юношеского рода, но не менее сильная. Основная ценность актера в том, что он также, как и другие, сумел показать разные грани личности и, прежде всего, мимикой, что очень сложно. Ухватить и повторить эту тему за Пуллманом - сложно, но Гетти справился отлично.

ИТОГ: о чем для меня этот фильм? О том, что одна роковая женщина и больная психика могут сделать с человеком. А еще о том, что какие реальности себе не придумывай - все равно все закончится плохо, потому что свою сущность не изменить. Каждый найдет для себя что-то свое и в этом ценность картины. Да, я увидела то, что мне понравилось, но пять баллов не поставлю из-за " лишней загруженности", которую сложно связать. В любом случае, от моей оценки фильм не станет хуже.

Для мисси TOG:

 

Рейтинг:

 

КиноПоиск - 7,5.

 

IMDb - 7,6.

 

На этом у меня все, на связи была Наташа.

 

Давайте вести себя плохо!

 

Всем пока и удачи в жизни!

NataliENVрекомендует
Читать все отзывы 11
Comments.
Все комментарии
Авторизуйтесь для комментирования
Оставить комментарий
Один из моих любимых фильмов, пересматривала много раз Smile с удовольствием прочла ваш отзыв Smile
24.04.2021
Обязательно посмотрю, спасибо за отзыв
25.02.2024
Потрясающий отзыв.
Полностью согласна со всем написанным, особенно про Патрисию Аркетт, я от нее тоже в данном фильме в восторге. Действительно ее героиня настоящая дьяволица, одновременно в ней и детскость и агрессивная сексуальносиь и коварство.. Музыкальное сопровождение бесподобно, я также обожаю Rammstein, но помимо них в фильме была обалденная музыка и точно подходящая под события.
Обожаю "Шоссе в никуда", на мой взгляд шедевр.
Другие отзывы
Читать все отзывы 11
Смотрите также