Всех приветствую. С 9 ноября мир таки увидел новый скандальный сериал "Слово пацана. Кровь на асфальте" о 80-х годах, о перестройке и конечно о казанских ОПГ. Я совершенно случайно о нем узнала, когда стала мелькать реклама с новым проектом с участием Ивана Янковского. До этого как-то слава прошла мимо меня. А потом я как окунулась в мир диких каменных джунглей и меня было уже не остановить.
На данный момент вышло 3 из 8 серий.
Мне 36, но когда я спросила свою маму слышала ли она что-то о Казани и ее криминальных кругах, то она с огромным ужасом вспоминала, что даже в довольно сдержанной и фильтрованной прессе СССР прогремел, как взрыв, разгул преступности именно в столице Татарстана и уже оттуда стало ползти по всей России-матушке.
Вокруг сериала разгорелся колоссальный скандал когда только съемочная группа собиралась все организовать в Казани и под давлением общественности им не дали это совершить и съемки перенесли в Ярославль. Самое парадоксальное, что мотивация была - "Для недопущения повтора взрыва активности ОПГ". В этот момент я чуть чаем не подавилась. Серьезно? То есть взрослые люди на полном серьезе считают, что съемки фильма в данном сюжетном ключе смотивирует волну агрессии?
От того, что они не дали снять "Слово пацана. Кровь на асфальте" на родине, не остудило пыл администрации - сериалу быть.
Платформа
Wink, START и другие
Страна
Россия
Жанр
драма
Режиссер
Жора Крыжовников
Продюсер
Фёдор Бондарчук, Дмитрий Табарчук, Максим Рыбаков, ...
В главных ролях
Иван Янковский, Рузиль Минекаев, Леон Кемстач, Елизавета Базыкина, Анна Пересильд, Анастасия Красовская, Сергей Бурунов, Юлия Александрова, Антон Васильев, Никита Кологривый
Я помню как нас классом, где-то 7-8 класс, отвели всей параллелью в кино. Мы были счастливы: класс, не надо платить, бесплатно и в кино. Тем более в наше время это была редкость, а не повсеместная реальность. Так вот тогда нас отвели не на модный фильм - я честно не могу вспомнить что это было и какое название - но суть в том, к чему приводят "Давай опробуем наркотики? А тебе слабо? Да че такова?" и пр. Знакомо , не правда ли? Лично на меня этот фильм произвел максимально сильное впечатление и каких-то попыток что-то пробовать у меня не было. Это к вопросу возрастных границ. То есть нам было по 12-13 лет, а там были и секс, и наркотики в кино. Я не пропагандирую снижать планку данному сериалу, но и не считаю, что такие фильмы про ОПГ стоит показывать лет в 18. Пфф, да там уже поздно о чем-то просвещать.
К вопросу о Романтизации криминала.
Недавно у меня была дискуссия на тему "а стоит ли вообще снимать кино по типу "Бригады", "Бандитский Петербург" или "Жизнь по вызову", ведь по сути они рассказывают не о жизни ученых или писателей, учителей или работников завода, то есть не пропагандируют работу на благо общества, они описывают жизнь в криминальной среде наркотиков, бандитизма и проституции.
Так как по мне они как раз и показывают Куда приводят мечты по дороге легких денег. Да, собственно, ни к чему хорошему. Смертность, искалеченные судьбы и отнюдь не счастливая жизнь. О том же самом и "Слово пацана" - о том, что если пошел в банду, то выход оттуда чистым и здоровым заказан, вперед ногами или в тюрьму, есть еще минимальный процент выживших и не севших, но большинство все же оказываются в не самом выгодном положении.
Кто такой Жора Крыжовников?
Человек, который снял Ёлки, Самый лучший день, Горько обе части, Звоните Дикаприо, Лёд 2. То есть кроме предпоследнего в основном комедии, мелодрамы с флером драмы, но не более, а тут такое! Неожиданно и кажется, что все - можно не ждать отличного сценария и режиссерской работы. А оно о как и развернулось на 180 градусов, жестко кидая в зрителя отрезвляющих кусков грязи с машин обычных работяг.
Хитро, что подается раз в неделю по серии - это в первую нам свезло и подарили залпом 2 штуки, но суть настолько плотно набита в каждой серии, что в какой-то момент ты жмешь на кнопку "СТОП", чтобы отдышаться и понять - а ведь раз в 7 дней достаточно.
Что по сюжету?
Есть классический умный мальчик Андрей из неполной семьи, где он играет на пианино, мама растит его и младшую сестренку одна, поскольку бати уже нет с ними. А мужчина теперь лишь он. А его щемят парни из группировки, ставят на счетчик и пр..
Есть пацан Марат, который живет в довольно хорошей квартире с интеллигентной мамой, но также без отца - может он и есть генетически, а точнее Бурунов - Володенька - его играет, но никакого фактического влияния не оказывает, но в ожидании чуда - возвращения брата из Афганистана - Вова в исполнении Ивана Янковского.
И вот в один день их сводит судьба в лице учителя, чтобы Умник натаскал Гопника - в этот момент и завязывается пламенная дружба, не в кровь, а челюсть.
Вообще сама подача настолько органично вписывается, что сидишь и головой понимаешь какой их ждет кошмар, но в моменте они максимально милые мальчишки- еще дети совсем, которые дурачатся, учатся друг у друга, но пока еще живы и добры сердцем.
Андрею было сказано не лезть, но ежедневные избиения заставили его попасть в банду, где есть дискотеки и посиделки у костра за картошкой, а есть и наряды милиции за избиения и кражи.
А вообще сериал основан на книге Роберта Гараева "Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970–2010-х".
Если вы выросли в России в конце XX века, то в вашей жизни были уличные драки. Эта книга о тех, кто сделал насилие своим кредо: бил и попадал под раздачу — профессионально, ежедневно, беспощадно. Это пацаны, участники бесчисленных молодежных группировок, наводнивших поздний Советский Союз. Первым городом, в котором явление стало по-настоящему массовым, была Казань. Роберт Гараев, автор этой книги, попал в «Низы», одну из местных банд, еще в средней школе. Спустя 30 лет он решил выяснить, откуда взялся казанский феномен — полторы сотни подростковых группировок, что сначала «делили асфальт» в драках район на район, а затем начали массово истреблять себе подобных, — и как вспоминают те суровые дни сами пацаны, бывшие сотрудники милиции, адвокаты и простые жители города, обезображенного страхом и жестокостью. Это единственная книга, целиком составленная из голосов выживших — и желающих рассказать правду.
Постановка или подстановка?
Вообще атмосфера, музыка - Юра Шатунов и его "Седая ночь" или "КИНО" и прекрасная "Перемен", Мираж и прочие стандарты музыкального олимпа вставлены в оригиналах и это божественно! Да-да, для ребенка 80-х годов, я росла под эти песни и они только добавляют шика происходящему, именно музыка оживляет кино. Одежда - я не буду дико придираться, но в сути своей подобрана отлично, ровно как и дизайн в квартирах и общая обстановка - все с педантичной достоверностью.
Актеры.
Если Леона Кемстача я видела впервые, но мальчик безумно симпатичный, красавчик, аж жалко, что такому моську били, максимально спокоен, но как у него бьют эмоции на лице - просто бомба.
А вот Рузиль Минекаев уже попадался в поле моего зрения в сериале "Смычок" - отличное дарование и дивным анфасом и прекрасной игрой. Колкий взгляд и ненависть - одно неправильное слово и вот тебе лучше уже быть на другой стороне улицы.
Иван Янковский и его Вова получились, как в "Американской истории Х" герой Эдварда Нортона, который побывав в тюрьме, очень сильно переосмыслил свою жизнь или Дым от Антона Кузнецова в "ЮЗЗЗ", когда тот вернулся из тюрьмы, и решил что надо что-то менять.
Вот и здесь он по возвращении пусть не стал юристом, но и не примкнул к одной из банд.
Герой Антона Васильева - Ильдар - вышел максимально непонятным, когда и сюскается с парнем, а потом решит ему показать кнут в туалете. Законно? Безусловно нет, но он решил, что имеет право.
Также здесь есть любовные линии, но если честно вариант у Андрея мне вообще не понравился, а вот у Марата в паре Айгуль в исполнении Анны Пересильд - дочери прославленной Юлии и Алексея Учителя.
В плане мата - ну как вам сказать: с одной стороны и не о балете речь, а с другой я рада, что его на минималках.
На протяжении всего происходящего видим и быт отдельно взятых семей, и посвящение в банды, а еще - что бывает, если кто-то не успеет убежать от противоборствующей. Сколько искалеченных судеб, убитых детей и подростков, Казанский феномен - феномен подростковой жестокости и мотивации переходить из милых теплых квартир на улицы.
И если поначалу все обыгрывается, как шутки с подбитыми глазами ,а не как преступление, совершенное группой лиц по предварительному сговору, то дальше - хуже.
Период, когда родители с устаревшими взглядами не смогли дать детям понимание о мире, о том, как чуть старшие рассказывают насилие в системе, оно по их мнению должно быть, а вера в светлое будущее улетела с Мишкой на Олимпиаде. О том, что у подростков все черное или белое, нет полутонов, есть свои и чужие, а последних надо бить, а лучше ногами, поэтому лучше быть хоть в какой-то банде. Отчаяние никогда не приносит счастья, а вот насилие всегда порождает насилие и закручивает спираль ненависти.
«Слово пацана. Кровь на асфальте» — это криминальная, социальная драма о том, куда приводит как раз таки романтизация жизни плохих мальчиков и сколько из них выживает и понимает что такое хорошо, а что такое плохо.