Опубликовано 18 Апрель, 2024 - 16:49

  • Опыт использования:
    один раз

Твин Пикс - культовый сериал от режиссёра Дэвида Линча настолько часто встречается в качестве каких-то отсылок, пасхалок во всяких фильмах, сериалах, играх, что я даже удивлена, почему я не посмотрела его раньше. Но мне думалось это что-то скучное (я даже Секретные материалы невзлюбила или Lost, хотя они тоже были популярны). Но подруга оказалась прям фанаткой сериала и очень сильно его расхвалила. Так что вот вам моё мнение - зрительницы, посмотревшей Твин Пикс с первого по третий сезон разом в уже взрослом возрасте.

Первый и второй сезон невозможно не отделить от третьего, ведь первые два сняты подряд, а третий снят спустя почти 25 лет, в самом сериале проходит ровно 25 лет с последних событий. Так что после выхода третьего сезона даже ярые фанаты пересматривали первые два. Но даже с выхода третьего сезона прошли (с ума сойти...) семь лет, не верится, что даже третий сезон уже не новый.

Подлинное искусство
В первую очередь хочется сказать, что Твин Пикс для меня шикарен и великолепен тем, что он не то, чем кажется. На самом деле мир Твин Пикса в полной мере может даже и не быть понятным. Он как загадочный мир, созданный художником на картине - полон заложенных художником образов, полон созданных зрителем интерпретаций и полон элементов, которые не понятны ни художнику, ни зрителю, они просто существуют и картина остаётся прекрасной сама по себе, даже если не всё в ней понятно. Порой, взглянешь на сложное произведение искусства спустя много лет после первого раз, когда уже "и чувствуешь и мыслишь по иному", и произведение раскрывается с новой стороны. Я думаю, к Твин Пиксу я ещё не раз вернусь в далёком будущем. Это сериал на все времена и для всех возрастов (кроме детского).


Мне нравится, что Дэвид Линч (как режиссёр) и Марк Фрост (как сценарист) оставили выбор самим зрителям разбираться и интерпретировать происходящее в сериале. При просмотре не нужно искать объяснения именно от авторов, иногда можно примириться со своими теориями и поразмышлять. А как интересно обсуждать сериал с другими посмотревшими! Строить совместные теории или ставить предположения друг друга под сомнение. А поразмышлять есть над чем...

Кто убил Лору Палмер?
В первом сезоне начало уже жуткое, но далёкое от мистики. Я вот тут недавно писала отзыв на Солтбёрн и сравнивала его с Гарри Поттером, то есть такие произведения, когда начинается всё красочно и безобидно, а потом медленно и постепенно переходит в жестокость, триллер или хоррор. Твин Пикс отчасти схож с ними, но тут нагнетание иное. Нам буквально с первых минут показывают страшное событие - громкое убийство девушки Лоры Палмер в тихом городке штата Вашингтон. Мы сразу погружены в холодную, неуютную обстановку, ведь убита юная девушка, родители скорбят, друзья и подруги в ужасе. Нам тоже не по себе, но есть прочная почва под ногами - рациональность. Поначалу нам всё понятно, но очень медленно, постепенно начинается нагнетание мистики, сюра, абстракций, и мы, вместе с авторами, всё сильнее теряем связь с реальностью. Абсолютная потеря произойдёт уже в третьем сезоне, но в далёком 1990-м году первый сезон начинался как обычный детектив об убийстве.


Первые два сезона, несмотря на такую жестокую завязку, ценились многими за тихую и спокойную жизнь в городке, да, на фоне убийства, но а сейчас мы что живём иначе - хотя всё и крутится вокруг такой трагедии, мы всё равно видим как герои решают какие-то свои задачи, влюбляются, ссорятся, мирятся, происходят какие-то интриги и распутывается клубок маленьких загадок. Но фоном над всем этим тайна самого Твин Пикса наоборот, запутывается в гигантский клубок, который взорвёт мозг именно в третьем сезоне, который совсем не будет похож на старый добрый Твин Пикс.
С течением первого и второго сезона мы постепенно раскрываем шкафы персонажей и оттуда падают скелеты. Даже сама Лора Палмер - образцовая ученица, дружелюбная и красивая девушка, добрая со всеми, имеет свои тайны. Тайны, пробирающие до мурашек. И тайны эти мы собираем нелинейно, по кусочкам. Часть информации раскрывается и вовсе за пределами сериала - в отдельном фильме "Твин Пикс: Огонь, иди со мной", а также в вырезанных сценах - всё это обязательно к просмотру для заинтересованных фанаток сериала. Так и личность Лоры Палмер будет более понятна, собственно фильм о ней.

Почему мистика Твин Пикса уникальна
Первый сезон самый понятный, одновременно пугающий, но уютный (я до сих пор нет-нет, а замечтаюсь о том, чтобы поселиться в таком маленьком американском городке, где все свои, все знакомы, и работать в какой-нибудь кофейне. Только чтобы всё обошлось без убийств. Вот только я там точно буду загадочной приезжей чужачкой). Практически все вопросы, которые там появятся - будут раскрыты. Детективное расследование будет продвигаться, проблемы решаться. Но во втором сезоне мы уже глубже погружаемся в мистический мир Твин Пикса.

Как и настоящая мистика (существуй она в реальности) - мистика в сериале непонятна, оттого больше пугает и не вызывает уюта. Обычно всякая магия в фильмах и сериалах объясняется, существует по законам рациональности, но вспомните свои первые мистические опыты (я думаю, у всех в детстве такое случалось) - когда вы видели призраков или НЛО, слышали чьи-то голоса или видели какие-то образы. До сих пор помню как мною овладел сонный паралич в детстве, бабушка причитала, что это бес, а я лишь спустя много лет узнала что такое сонный паралич. Мистика в реальности пугает именно из-за непонимания, отсутствия закономерности, логики, когда невозможно предугадать дальнейшее действие. Даже бешеная стая собак или несущийся на тебя автомобиль более предсказуемы, чем бесформенная чёрная жижа, возникшая у тебя в дверном проёме, каким-то образом не дающая тебе пошевелиться (я про сонный паралич). Именно поэтому второе страшнее. И Твин Пикс с лихвой обеспечивает это чувство.

Визуал
Несмотря на то, что даже третий сезон уже старый, а уж что говорить про первые сезоны из 90-х, каким-то образом Линчу удалось перенести нужные визуальные эффекты на экран, так что даже первые сезоны смотрятся не нелепо, не глупо, мы не видим искусственность декораций и наигранность мистических эффектов, они всё так же тревожат, как и первых зрителей у телеэкранов в 1990-м году. В третьем же сезоне, благодаря технологиям, визуальная составляющая уже достигла очень высокого реализма и многие сцены из заключительных серий уже больше похожи на подвижные картины, чем на съёмки.

Проблемы сериала
Конечно, как и всё на свете, Твин Пикс - не идеальное произведение. Проблемы появляются уже во втором сезоне - продюсеры хотели максимально продлить успешный сериал, а Линч и Фрост не задумывали так тянуть с концовкой, поэтому пришлось делать много сцен-филеров, то есть не имеющих смысла для сюжета. Твин Пикс стал ближе к популярным сериалам того времени о всяком повседневном быте, мистика и детектив стали разбавляться сценами тихой мирной жизни.

Какой-то плюс в этом можно найти, эти сцены расслабляют, позволяют чуть дольше побыть с полюбившимися героями, чуть глубже узнать их характеры, но на сам сюжет и на вселенную Твин Пикса это не влияет, да и сцены эти скучны, особенно когда добавляются вообще ненужные персонажи, о которых вскоре забывается. Ну второй сезон нужно местами перетерпеть, чтобы в конце концов прийти к триумфу раскрытия творческого потенциала Дэвида Линча в третьем сезоне, который он снимал уже по своей инициативе и с 25-летним опытом после второго сезона. И вместе с тем третий сезон одновременно и более интересный и более сложный для восприятия. Я расскажу о минусах третьего сезона ниже.

Растущий сюр
Третий сезон Твин Пикса - это какой-то театр сюра имени Дэвида Линча, это расцвет художественного видения. Одни персонажи здесь повзрослели, другие постарели, очень интересно видеть тех же людей, что в прошлых серия, но на 25 лет старше, по-моему, это уникальный опыт, я подобных сериалов не помню, чтобы без грима и спецэффектов мы внезапно видели постаревших актёров. Это дополнительно немножко пугает. Удручает и что у многих героев жизнь не сложилась. Твин Пикс стал уже не тем уютным (даже несмотря на убийство) городком, он стал каким-то чуждым и для нас и для главных героев. Это интересно, впрочем реальная жизнь в городе уходит уже на задний план, а на переднем царит и разрастается сюр.


Мир в третьем сезоне стал более жестоким, даже я бы сказала более туповатым и заторможенным. Это логическое продолжение концовки второго сезона, где совершилась сделка со злом. Наивная сделка из добрых побуждений, но приведшая к локальной катастрофе.

Третий сезон - чем хорош и чем плох
Собственно, чем он хорош, я уже сказала - это расцвет сюрреализма, он максимально непонятный, загадочный и пугающий, но в этом и его проклятие - увлёкшись странными образами, загадками Линч как-будто забил на самих персонажей. Они выглядят так, как будто всех актёров позвали с пенсии и заставили играть в сериале, который им давно неинтересен. Даже Купер, которого играет отличный актёр Кайл Маклахлен, занятый на тот момент во многих съёмках, в разных сериалах, активный и талантливый актёр, даже он здесь выглядит глупо и шаблонно, потому что дело не в актёрах, а в их ролях.


Как будто Линч хотел показать загадки Твин Пикса, а персонажи тут присутствуют только потому что они здесь живут, и мы вынуждены их наблюдать, но сами тайны с ними не связаны.
Зато загадок навалено пруд пруди - даже финальные серии не раскрывают в полной мере этих нагромождённых тайн. Это может оставить многих в неудовлетворённом состоянии. Мол и что? Сами додумывать что всё это значило? Кто-то скажет, что это полный бред и Линч на старости лет поехал кукухой. Но в то же время он всё таки художник и он так видит, имеет право, даёт много поводов и для своих мыслей на этот счёт. Думаю, поэтому у Твин Пикса такая сплочённая фан-база, потому что обсуждение его тайн очень сближает.

Возвращение в "маленький городок, где все друг друга знают"
Хоть Твин Пикс и покажется многим слишком сложным произведением, но в нём также поднимается много простых тем, особенно в первых двух сезонах, это и домашнее насилие и абьюз и прочие проблемы взаимоотношений, это родительский контроль, превышение полномочий, финансовые махинации, проституция, рэкет, шантаж и прочие социальные проблемы. И всё это смешивается с такой лёгкой ностальгией по прошлому, по маленькому уютному городку, где все друг друга знают, даже если вы в таком городе никогда и не были, потому что каждый такой городок напоминает наше детство, когда мир не гигантский и сложный. а ограничен нашей семьёй, друзьями и домиком бабушки в деревне или на даче. Приятное ощущение уюта, несмотря на убийства и всю эту мистику, ведь и в детстве страшилки про призраков и "гробик на колёсиках" хоть и вызывали страх, но делали наши приключения в нашем собственном "маленьком городке" интереснее.

Достоинства
  • Атмосферная музыка
  • Большое поле для размышлений
  • Визуальные эффекты
  • Интересные персонажи
  • Культовость
  • Культурная ценность
  • Мистическая атмосфера
  • Настоящее искусство
  • Неповторимость
  • Ностальгия
  • Ощущение уюта (несмотря на хоррор)
  • Талантливые актеры
  • У всех персонажей свои мини-сюжеты
  • Увлекательная история
  • Цитируемость
Недостатки
  • Глупое поведение некоторых персонажей в 3 сезоне
  • Непонятный (многим) сюр (особенно в 3 сезоне)
  • Филеры во втором сезоне
Нillаbushрекомендует
Читать все отзывы 88
Comments.
Все комментарии
Авторизуйтесь для комментирования
Оставить комментарий
Другие отзывы
Читать все отзывы 88
Смотрите также