Опубликовано 29 Февраль, 2024 - 08:43

  • Опыт использования:
    год или более

Фильм этот запал мне в душу сразу, бесповоротно и навсегда. Произошло это где-то в начале девяностых, лет тридцать назад, когда ещё была эра видеокассет. Всё-таки фильмы из того времени отличаются, носят отпечаток своей эпохи. В сравнении с современностью, можно сказать, что те фильмы проще, и даже как-то наивней. Тогда всё в этих фильмах было именно как-то по-киношному: была драматургия и даже какая-то театральность. Фильмы получались великолепные: почти каждый – жемчужина. «Леон» 1994, «Затерянные в космосе» 1998, «Тень» 1994, «Спаун» 1997, «13-й воин» 1999, и ещё великое множество подобных шедевров. «Последний из могикан» – образец фильма по классике: интересная история, сюжетные повороты, вовлечение зрителя, драматургия, сюжетные пики (подчёркнутые музыкой), театральные жесты, позы и поступки, соответствующий финал.

За основу фильма взят роман Фенимора Купера. Также был использован сценарий фильма «Последний из могикан» 1936 года, и сценарий этот был сильно переработан. Фенимор Купер был тоже сильно переработан, да так, что многие зрители, читавшие роман, были буквально ошарашены, и у них в головах творилась неразбериха. Я Купера на читал, поэтому у меня восприятие увиденного прошло гладко.

Я думаю, что этот фильм можно считать историческим, ведь в его фундаменте лежат реальные исторические события. Это если совсем глобально: война между Англией и Францией за индейские земли в Америке действительно происходила, и осада французами форта Уильяма-Генри действительно была. В фильме есть персонаж – английский полковник Манро. Такой человек реально существовал, только его имя и звание было в фильме немного изменено: на самом деле, это был подполковник Джордж Монро. Также в фильме упоминаются имя реально существовавшего английского генерала Уэбба. Французский генерал маркиза де Монкальм, который был командующим осадой форта Уильяма-Генри, также показан в фильме. Таким образом, в фильме происходит крутой замес исторической действительности с художественным вымыслом, реальные персонажи взаимодействуют с вымышленными.

С чего же всё начиналось? Если опустить самое-самое начало в виде большого взрыва и формирования небесных тел, то получится, что примерно двадцать пять тысяч лет назад часть сибиряков переселилась в Америку. Таким образом, коренными американцами, по факту, являются сибиряки. Понятное дело, что двадцать тысяч лет назад всё называлось как-то по-другому, но факт существования земель и народов – остаётся фактом. Если взять генетику, то станет видно, что современные коренные американцы (индейцы) являются потомками тех, кто проживает сейчас на территории Тувы, Алтая и Саян.

Действие в фильме происходит во время так называемой «Семилетней войны», это 1757 год. США тогда ещё не существовало. В то время, в Северной Америке главенствовали французы, но англичанам всё-таки удалось их вытеснить. И всё-таки в той же Канаде французский язык так и остался на уровне государственного. Одним словом, европейцы «успешно» «открыли» Америку заново, и ещё более «успешно» долгое время делили между собой эту землю, хотя у земли были её изначальные хозяева, те кто просто фантастически задолго до европейцев впервые супили на эту землю и обосновались там.

Сейчас можно очень долго рассуждать на тему «если бы, да кабы», но случилось так, так случилось, и назад уже точно ничего «отмотать» не получится. Вообще, было бы даже странно, если бы всё шло как-то по-другому. И всё-таки, если бы европейцы, в своё время, приплыв в Америку сказали бы: «Место занято. Да, пока ещё эти люди только на пути к образованию цивилизации, но это их путь развития, пусть они его и пройдут самостоятельно». Европейцы развернулись бы, и уплыли назад. Хотя, зная европейцев, такой ход событий просто не может уложиться в голове. А индейцы действительно постепенно бы развивались. Со временем, у них бы образовались государства, науки, образование, культура, освоение космоса, и другие атрибуты цивилизации. Конечно, на это понадобилось бы громадное количество времени. Но это была бы совсем другая история.

Конечно, индейцы и сами далеко не все белые и пушистые. Но это их мир, и их путь. Племя могикан, например, начало страдать задолго до прихода европейцев от более воинственных племён. И всё-таки индейские войны – это далеко не те кровавые побоища, что практиковали европейцы.

Чингачгук в фильме заявлял, что он «последний из своего племени». Если брать конкретику, то это не так, конечно. Могикане и поныне здравствуют. Скорее всего, Чингачгук имел в виду что-то философское под своим высказыванием. Он видел, что с приходом других людей и индейцы начали меняться. Чингачгук же меняться не захотел, и решил остаться последним настоящим могиканином по своему духу.

По поводу реконструкции главного исторического события в фильме я интересовался, смотрел кое-что, что смог найти. Здесь я имею ввиду осаду форта Уильяма-Генри. Знающие люди, занимающиеся историей, сообщают, что реконструкция выполнена качественно: именно так осада и могла происходить. Захватить такой форт чрезвычайно трудно, там требуется целая наука. Подойти к форту совершенно невозможно, там всё пространство простреливается из пушек.

Выход один: копать траншеи. И копать нужно правильно: в несколько линий и под определённым углом. И даже землю, вынутую из траншей, нужно складывать правильно, чтобы и она служила дополнительной защитой. После того, как траншеи вырыты, появляется возможность доставить по ним к форту специальные пушки, которые и причинят главный урон. Обо всём этом и говорит в фильме полковник Манро, а позже, это ещё и показано будет.

Женских персонажей в фильме двое: Кора (Мэделин Стоу) и Алиса (Джоди Мэй). Обе они – дочери полковника Манро. Барышни эти хоть и взрослые, но всё-таки они очень молодые, и вообще непонятно, зачем они появились в таком месте: там и война, и индейцы. С барышнями в фильме случится много печали, а кое с кем будет вообще беда. Конечно, если появились барышни, то будет и любовная линия. Будет даже две любовных линии: одна яркая, другая послабее. Всем главным героям выжить не удастся: это и так будет рвать зрителю сердце, а если бы ещё и любовь кое у кого была ярче, то было совсем печально. И всё-таки кое у кого получится найти настоящую любовь, а это дорогого стоит.

Финал фильма открытый: трое главных героев смотрят в даль. Перед этим Чингачгук говорит слова о «последнем из могикан». Становится как-то тоскливо, и одновременно светло. Смысл слов последнего из могикан начинает проступать более отчётливо: становится понятно, что старый индеец действительно таковой, и теперь уже во многих смыслах. И в самом деле: не станут же Натаниэль По и Кора Манро истинными могиканами. Их пути с Чингачгуком, скорее всего, теперь вообще разойдутся. Натаниэль хоть и воспитан индейцами, но, по сути-то, он другой человек. И пару он себе выбрал соответствующую. Мне вообще кажется, что интереснее бы получилось с другой парой. Но всё-таки нужна была именно такая драма, чтобы у старого Чингачгука была возможность сказать о том, что он последний из могикан.

Уже и не знаю, стоит ли упоминать музыкальную тему из этого фильма? Это из-за того, что восхищение музыкой из «Последнего из могикан» – это одна из самых банальных вещей на этом свете. Я думаю, что музыка в этом фильме – это вообще 60% успеха фильма. Сколько я не встречал мнений, музыкой в фильме восхищаются все зрители. По ассоциациям музыка тоже идёт на первом месте: фильм у зрителей ассоциируется именно с музыкальной темой, после уже идёт Дэниэл Дэй-Льюис с индейцами и всем прочим. И музыка действительно великолепна: помимо того, что она по-настоящему красива и мелодична, в этой музыке есть ощущение того самого света, что чувствуется в финале фильма. Жизнь не останавливается, и впереди у главных видно их будущее и перемены. И что бы там впереди не произошло, главные герои в любом случае пойдут вперёд с гордо поднятой головой. Таковы характеры этих персонажей, у них есть честь, у них есть достоинство, у них есть любовь, и музыка подчёркивает это.

 

***

В общем, сколько бы не проходило времени, моё отношение к этому фильму не поменяется. Я очень ценю этот фильм, и ценю те переживания что он мне дарит.

В этом фильме совершенно нет юмора, а вот печали в нём очень много. И чем плоха печаль? Это тоже чувство, и в него тоже необходимо полноценно погружаться. Без печали и радость невозможно прочувствовать полноценно.

Я вот размышляю по поводу печали, и перевожу ситуацию на себя: собственно, мои печали, в сравнении, например, с печалью Чингачгука, они вообще ничто. И как быть? В любом случае, отчаяние в этом деле не помощник. «Последний из могикан» мотивирует на то, что в любой ситуации нужно сохранять здравомыслие, а выходить из такой ситуации нужно с частью и достоинством.

Достоинства
  • Hacтоящие индeйцы
  • Мyзыка
  • Пpирода
  • Сюжeт
  • Шикарный подбор актеров
Отшельник_74рекомендует
Читать все отзывы 6
Comments.
Все комментарии
Авторизуйтесь для комментирования
Оставить комментарий
Другие отзывы
Читать все отзывы 6
Смотрите также