Сразу скажу так - книга хороша для тех, кому нравится «атмосферное», а не «сюжетное» чтение, а атмосфера, в свою очередь, понравится тем, кто любит «Сказки Вильнюса». Захватывающие интриги и драйв от этой истории ждать нельзя. Пройдусь по пунктам.
ПОНРАВИЛОСЬ
Общая концепция. Она действительно любопытная, хотя на 90% совпадает с отдельными концепциями Ехо.
НЕ ПОНРАВИЛОСЬ
У-у-у.
Изнурительно длинные описания. Это, конечно, чисто моя вкусовщина. Возможно, настроение или полоса у меня сейчас такие, но бесконечное длинные происходящих чудес (не имеющих никакого отношению к сюжету) под конец заставляли закатывать глаза с таким «ну быстрее, пожалуйста!». Вообще, конечно, это такая себе «книга-сон»: все размыто, текуче, рассказ постоянно отвлекается на несущественные детали и уходит в сторону. В каком-то особом душевном состоянии или настроении оно, может, и хорошо пойдет, но это прям сильно на любителя.
То есть будьте готовы: если персонажи встречаются, то в 99% случаев они встретятся в удивительном месте (2-3 страницы на смартфоне описания места), потом магическим образом добудут напитки (1-2 страницы описания процедуры), потом обсудят вкус, его оттенки и ингредиенты (5-7 страниц описания), потом поговорят о мире и его чудесах в общем (7-8 страниц), и потом, если сильно повезет, обменяются одной-двумя важными для сюжета фразами. Везет не всегда.
Однотипные персонажи. В начале книги я полностью запуталась в мужских персонажах и не могла отличить одного от другого (причем с кем бы я не обсуждала эту книгу — подобная проблема была у всех). В итоге разобралась, но все равно — мужчины-маги в книге одинаковые и отличаются только набором умений. В Ехо у героев все-таки гораздо более четкие и индивидуальные характеры: да, их иногда лубочными называют, но там они хоть есть: разные реакции, разный тип поведения и вот это все. А в «Свете» создается впечатление, что мужчин-магов можно переставить местами и подмены никто не заметит: диалоги абсолютно однотипные, философия и мораль абсолютно однотипные, реакции (если не считать обусловленных уровнем способностей) абсолютно однотипные. При этом все герои-маги настолько круты и настолько оторваны от обычной реальности, что их вообще трудно воспринимать именно людьми. Ну, такие себе туманно-эфемерные сгустки с почти неограниченными возможностями.
Сама проблема, вокруг который выстроен сюжет, особых эмоций не вызвала: за всеми бесконечными описаниями она слишком уж уходит на задний план.
Мораль. По факту в книге заявлено, что главный смысл человеческой жизни - это тоска о сахарно-сиропном мирке с миллионом очаровательных кафешек, очаровательным декором, очаровательными улочками и очаровательными фонарями. Тут, надо сказать, во мне просыпается идеалист-гуманист и начинает дышать огнем Вот серьезно? Не саморазвитие и покорение все новых высот, как, скажем, в «Чайке» Баха, не служение развитию человечества и идеалам гуманизма, как, скажем, у Стругацких, не развитие осознанности и силы духа, как у Кастанеды, а вечный бессмысленный фестиваль в слащавом мирочке?
По итогам — был бы сюжет динамичнее, описания лаконичнее, и не было бы этого странного морализаторства — было бы вполне ок. А так книга очень сильно на любителя, и далеко не на всякого любителя Ехо.