Опубликовано 30 Август, 2024 - 19:25

Среди всех знаменитых антиутопий, произведение Рэя Брэдбери под громким названием «451 градус по Фаренгейту» стоит несколько в стороне. Оно и понятно, поскольку монументальный роман американского писателя не обладает той же пугающей жестокостью, которой обладают произведения Оруэлла, Дика, Кизи и Хаксли. Ну подумаешь, книги сжигают — эка невидаль, их вообще сегодня никто не покупает, если верить ценам на бумажных друзей человека на одной всем известной интернет-барахолке.

Однако легенда французской новой волны — режиссер Франсуа Трюффо уверен, что речь идет о настоящей трагедии, по сравнению с которой ущемление других индивидуальных прав и свобод человека — это сущие пустяки. Ведь уничтожение книг ведет к уничтожению свободы мысли, а по-настоящему свободным человек может быть только у себя в голове. Во всяком случае, невозможно найти лучшего объяснения, почему Трюффо вложил столько сил и средств в обсуждаемую нами экранизацию легендарного произведения Брэдбери.

 

А речь идет о весьма достойной картине, снятой в теперь уже далеком 1966 году. Трюффо озаботился вопросом привлечения к работе над фильмом таких блестящих актеров, как Оскар Вернер и Джули Кристи. С пугающей убедительностью Вернер изображает идеального госслужащего, достаточно податливого и бездумного, чтобы не иметь собственного мнения по ни одному вопросу на всем белом свете. Что касается Кристи, то она играет сразу двух возлюбленных главного протагониста: бездумной, но прекрасной жены, и думающей начитанной соседки.

 

Лента повествует о том, как пожарные превратились в особый класс людей, которые не тушат пожары, а находят и сжигают чужие книги. Как нетрудно догадаться объясняется это соображениями всеобщего блага, поскольку чтение якобы делает людей несчастными, а успокоительные таблетки и огромные экраны на стенах — напротив, позволяют человеку почувствовать себя довольным жизнью. Но герой Вернера все-таки начинает задумываться об истинных целях своей работы по уничтожению книг после несколько встреч с вышеупомянутой думающей соседкой. Внезапная радость независимого мышления настолько поражает главного героя, что ради неё он оказывается готов рискнуть абсолютно всем.

 

Отдельно стоит отметить особую манеру съемки оператора Николаса Роуга, которую можно описать, как «будничную клаустрофобию». Все планы здесь крупные, сцены сплошь обыденные, но при этом от ощущение недостатка пространства и кислорода деться совершенно некуда. Усилению этого эффекта способствует отказ Трюффо от использования ярких костюмов и сцен с привлечением большого количества массовки. Мир известного французского режиссера необычен, но при этом он достаточно достоверен для того, чтобы в его существование можно было реально поверить. Да и как тут не поверишь, когда многие аспекты повседневной жизни, предсказанные Брэдбери, уже сегодня стали чем-то банальным и обыденным.

Но своим творчеством Трюффо и Брэдбери не просто признаются в любви к чтению, они заявляют о своей несгибаемой вере в человечество, которое по их мнению всегда будет стремиться к свободе мысли и сознания, какими бы средствами власть имущие не пытались его оболванить и принудить к подчинению.

Достоинства
  • Блестящая операторская работа
  • Достоверный вымышленный мир
  • Прекрасная игра актеров
  • Сильный мысли и идеи
AngryLibrarianрекомендует
Читать все отзывы 2
Comments.
Все комментарии
Авторизуйтесь для комментирования
Оставить комментарий
30.08.2024
Кажется атмосферное кино!
Слышала об этом произведении, но не читала, не смотрела…
31.08.2024
Интересно посмотреть
Другие отзывы
Смотрите также