Фильм очень важен тем, что затрагивают важный эпизод нашей истории, связанный с героизмом многих людей, подвиг которых не должен быть забыт.
Однако у фильма много разнообразных недостатков, прежде всего речь идет о нелепыми ляпами и несоответствиях, вообще непонятно, почему бы не показать его материалы каким-нибудь эмигрантам, чтобы узнать например, что на касках пожарных никогда не было пятиконечных звезд.
Но мне еще больше не понравилась вторичность фильма, большинство эпизодов и сцен основаны не на реальных событиях, а на прежних попытках рассказать о них, да и не только о них.
Например, одна из самых непродуманных сцен фильма, в которой работники АЭС и из родственники радостно наблюдают за тем как горит электростанция и воодушевленно подставляют головы пеплу от пожара. Она полностью копирует эпизод из старого зарубежного фильма о том, как люди на какой-то яхте радуются внезапному снегопаду, который оказался радиоактивным.
Мотив тайны и упорных попыток Легасова рассказать какую-то особо скрываемую другими тайну о катастрофе, позаимствован из второсортных шпионских боевиков про тупых чекистов, которые почему-то установили за человеком наружное наблюдение, а вот прослушку поставить ума у них не хватило. Я кстати так и не понял, с какой именно ложью пытался бороться ученый, и что именно он хотел сообщить миру по мнению авторов фильма.
Сложно установить тексты, где авторы нашли образцы для диалогов между функционерами в фильме. Может быть в КНДР или в ГДР при Ульбрихте партийные деятели могли бы разговаривать так, как представляют себе авторы сериала. Но в 1986 лозунгами разговаривали только с трибуны, и на руководящих должностях давно уже не было людей, имеющих мужество и харизму отдать однозначный жестокий приказ. Все больше старались спрятаться от ответственности за поступки при помощи коллективных решений и исполнений приказов вышестоящих инстанций.
Пожарные в сериале естественно разговаривают между собой как герои американских сериалов про 911, вообще авторы полностью отказались от такого мощного инструмента, позволяющего дать представление об индивидуальности персонажей, как манера речи. Все герои сериал разговариваю одинаково, даже в особо страшных эпизодах нет никаких особенных проявлениях ужаса или решимости, никто даже не матерится. Для сравнения в само убогом российском фильме последнего времени «Т-34» сделана попытка продемонстрировать речевые особенности лже-танкистов, один говорит с украинским акцентом, другой постоянно и неудачно шутит, третий постоянно молится. Достаточно запомнить, что четвертый переспал с переводчицей, и путаница исключена. А вот авторы сериал «Чернобыль» такого шанса зрителю не дают. А ведь многие действующие лица фильма имеют в качестве прототипов действительно героев, принявших ужасную смерть ради спасения своей страны. И они заслуживают индивидуальной памяти,. Но для авторов фильма все советские люди кроме пары негодяев удивительно похожи друг на друга.
Вообще, подвиг и победа над взбунтовавшимся реактором не находится в центр внимания авторов, их больше интересует паника, растерянность и борьба каких-то мифических одиночек против системы, мешающей рассказать всем какую-то особенную правду. Это логично, потому что так принято в тех текстах, на которых базируется фильм. Как я уже говорил, авторов фильма историческая правда как таковая волнует мало, им важнее точное соответствие стереотипам.