Это 1986 год, точнее 26 апреля, молодая женщина находится посреди затемненной квартиры после часа утра. Позади нее в небе появляется облако света. Через несколько минут люди в пижамах во дворцах наблюдают за пламенем. Пепел прилип к ним с неба. Чернобыльская АЭС, как сообщается, «сжигает крышу». Пожарные уже в пути. Никто не знает, какие ужасы последуют. Это приблизительная схема первых часов после аварии на электростанции. Ядерная катастрофа отслеживается каждую минуту, час за часом и день за днем. Все это описывается с разных сторон - глазами работников электростанции, руководителей Чернобыля, политиков, пожарных или, возможно, жителей соседнего города Припять. Может показаться, что весь минисериал сводится только к своеобразному документальному описанию ужасов, произошедших в 1986 году. Это не так.
Серия из пяти частей семинара HBO, помимо прочего, развивает важные вопросы, как что такое правда, и что ложь, и как их друг от друга отличить. В духе этого вопроса проблема злоупотреблений властью играет существенную роль, поскольку Советский Союз пытался скрыть эту катастрофу не только перед своей нацией, но и миром в целом. Сериал был безошибочным с первого эпизода. Глядя на всю катастрофу и воздействие радиации на конкретного человека вызывает мурашки по спине. Все события настолько интенсивны и страшны, что вы все время задаете только один вопрос: "Возможно ли это?".
В течение десятилетий зрители обучались тому, как должен выглядеть катастрофический фильм на экране. Традиционно он начинается с предупреждений ученых о том, что катастрофа близка. Упрямые бюрократы забывают об этих проблемах, когда прогноз сбудется слишком поздно. Чернобыль - настоящий пример того, как должны сниматься катастрофические фильмы. Вокруг АЭС полный хаос. Никто не знает, что происходит. Либо они думают, либо не хотят признать, что на самом деле происходит худшее, что может случиться. По-прежнему необходимо бросить партийное литье в котел, когда наименьшее количество позиций в системе являются первыми в ране, а также бесконечная политика и убеждение коммунистического руководства. В царящей атмосфере экрана сложно оставить эти вопросы незамеченными и не испытывать антипатию к товарищам.
Действующий актерский ансамбль представлен очень в строгом исполнении. В нем доминируют Джаред Харрис как ученый Валерий Легасов, Эмили Уотсон как ученый Ульяна Хомюкова и Стеллан Скарсгард как высокопоставленный чиновник Борис Щербина. На них очень впечатляюще отражено их положение и влияние, когда каждый с разной стороны отстаивает свои позиции. Кинорежиссеру Йохану Ренку («Живые мертвецы», «Пряничный папа») удалось очень убедительно запечатлеть эту горящую ядерную катастрофу. Прежде всего, Ренк полагается на солидный сценарий и силу самой истории, запечатленной в гнетущей атмосфере полного ужаса и отчаяния. Его поддерживают великие актеры, впечатляющая музыка и красивая камера.
Сериал Чернобыль поднял уровень до беспрецедентной величины. Он подает хорошую порцию пугающей депрессии, тотальной безнадежности и реалистичности. Зритель, знакомый с описываемыми событиями, подозревает о концовке сериала, но все же он не перестает надеяться, что герои смогут все исправить. Несомненно, этот сериал можно отметить как ТВ-событие года.