Всех приветствую! Наконец-то у меня дошли руки и до Road96 - игру, которая ещё с весны пылилась на моём жёстком диске. Игра вышла в августе минувшего года, и трудились над ней не абы кто, а выходцы из Юбисофт. Но об игре я на тот момент вообще ничего не слышала. Попалась она мне совершенно случайно.
Быстрее ветра
Мне до безумия на тот момент понравилась на скриншотах графика, поэтому я для себя решила, что когда-нибудь игру обязательно пройду. И пройти мне её довелось лишь недавно, но какие же это были незабываемые часы!
Граница не за горами
Однако далеко не у всех игра вызывает тёплые чувства. Её многие ругают, и, надо признать, не без оснований, ведь игроки в конечном итоге получили не совсем то, что им изначально рекламировали. Да, в игре есть минусы, но в этом отзыве я твёрдой рукой хочу поставить пять звёзд и обязательно порекомендовать к прохождению. Думается так, что, приступая к игре, я особо ни на что не настраивалась - воспринимала Road96 как проходной инди-квест: поиграю, да и забуду тут же. Однако реальность превзошла мои ожидания.
Ловим попутку
Всё нижеизложенное - всего лишь моё субъективное мнение.
Под палящим солнцем
Системные требования:
Минимальные:
ОС: Windows 10
Процессор: Intel Core i5 4460 or AMD Ryzen 3 2300U
Оперативная память: 8 GB ОЗУ
Видеокарта: NVIDIA GTX 1060 or AMD RX 5700
DirectX: Версии 11
Место на диске: 15 GB
Дополнительно: Road 96 does not support Intel Xe graphic chipset. The game needs a dedicated GPU in order to run correctly.
Поддержка геймпада: Полная
Рекомендуемые:
ОС: Windows 10
Процессор: Intel Core i5 8600K or AMD Ryzen 5 3600XT
Оперативная память: 16 GB ОЗУ
Видеокарта: NVIDIA RTX 2060 Super or RX 5700XT
DirectX: Версии 11
Место на диске: 15 GB
Дополнительно: Road 96 does not support Intel Xe graphic chipset. The game needs a dedicated GPU in order to run correctly.
Если честно, для игры, где ни фига не HD-вселенная, а эдакий мультипликационный стиль графики, системные требования кажутся космическими.
Что касается неприятных сюрпризов, то их не было, если не считать длительных загрузок. Вылетов на рабочий стол, багов и фризов мне не попалось.
Дорога - это ключ к тайне жизни
🔶СЮЖЕТ
События разворачиваются в 1996 году в вымышленной стране Петрия (где раз за разом по сюжету мы будем наблюдать знакомый по фильмам американский колорит и встречать англоязычные надписи). Страной правит президент Тирак. Тирак - диктатор во плоти, установивший в Петрии тоталитарный режим. Качество жизни простых граждан с каждым годом становится всё хуже и хуже, однако же сам президент и его приспешники при такой плохой игре делают хорошую мину: что вы, что вы, у нас в стране всё прекрасно, всё отлично, у нас рай!
Тирак
Близятся президентские выборы, где оппонентом Тирака выступает либерально настроенная Флоррес. Но каковы её шансы на успех?
Итоги предварительного голосования
Граждане не видят иного выхода, кроме как бежать из страны. Но сделать это не так просто: граница не выпускает желающих навсегда покинуть тоталитарный рай. И простым гражданам ничего другого не остаётся, кроме как пробовать обходные (нелегальные и полные опасностей) пути, чтобы навсегда покинуть проклятую Петрию.
Красивые виды
Под управление игроку дадут поочерёдно шесть персонажей-автостопщиков без имени, внешности, голоса и характера. Каждый из этой шестёрки поставил перед собой цель добраться до границы страны и в целости и невредимости пересечь пограничный пункт. И весь этот путь - от начала и до конца - будет полон самых разных приключений.
Опасный дуэт
По сути, игровой персонаж - не основной; его роль чисто наблюдателя со стороны. Дорога игрока все шесть раз будет пересекаться с дорогой семи разных персонажей (но прямо или косвенно связанных друг с другом); с ними предстоит познакомиться при разных обстоятельствах. Поэтому с полной уверенностью главных героев этого сюжета можно назвать именно их.
Выборы-выборы, кандидаты...
Зои - милая рыжуля, дочь влиятельного человека; сбежала из дома (хотя отцу сказала, что отправилась в отпуск), набросав в рюкзак всё необходимое и прихватив тромбон. Имеет те же цели, что и главный герой: добраться до границы и оказаться по ту сторону, несмотря на то, что, казалось бы, не ей жаловаться - она нехватки в деньгах уж точно не испытывает. Тем не менее, Зои утверждает, что жила в аду. Предпочитает путешествовать в одиночку (что она озвучит, если предложить совершить побег, объединив усилия). Умная, обаятельная, с чувством юмора, не боится говорить то, что думает.
Приятная попутчица
Алекс - мальчик-гений, начитанный и способный. Умеет взламывать компьютеры; трудится над созданием своей собственной компьютерной игры, в одну из которых даже можно будет поиграть против Алекса.
Алекс
Умеет признавать собственное поражение и умеет стойко переносить критику (например, про его игру с танками я сказала, что это абсолютная лажа, на что Алекс ни капли не обиделся и согласился - да, игра сильно недоработанная, ему ещё есть над чем потрудиться).
Алекс проиграл мне, но не расстроился
За десять лет до событий игры в Петрии произошёл теракт, унёсший десятки жизней. Среди погибших были и родители Алекса. Сам он не мечтает бежать из страны; нет, он лишь желает знать, кем его родители были, ведь на руках у мальчика всего лишь фотография низкого качества.
Алекс за рулём. Куда только смотрит полиция
Джон - дальнобойщик, который кажется надёжным человеком. Добродушный малый с отсутствующими пальцами. В теракте, упомянутом выше, Джон потерял свою возлюбленную (там же потерял и пальцы на руке, когда пытался спасти её). В его голосе - одно сплошное дружелюбие и позитив, на лице - улыбка, а вот в глазах - грусть.
Джон
Джон является членом Чёрной Бригады - экстремисткой группы, которое выступает против диктаторского режима Тирака. Его представители убеждены: победить этот режим можно лишь силой. Движение это объявлено вне закона и власти жаждут получить любую информацию, чтобы уничтожить Чёрную Бригаду. Выбор остаётся за игроком: позвонить куда надо или нет.
Джон о своей трагедии
Джарод - ничего особенного, просто водитель такси.
Джарод
Ха-ха. Шучу. Он, конечно, водитель такси, но именно его участие часто превращает размеренный роад-муви в триллер с реальной угрозой жизни. Джарод - серийный убийца; поэтому увидеть в багажнике такси связанного человека или услышать приказ помочь избавить от трупа - обычное для его сюжетной ветви дело. Теракт 1986 года так же унёс жизнь и его дочери.
На угнанном авто
Соня Санчез - местная телезвезда, брюнетка в мармеладе; бессменная ведущая передачи "Шоу Сони" на телеканале GNN (очевидно, отсылка к каналу CNN). Во время эфиров всеми правдами и неправдами агитирует голосовать за Тирака. Имеет пристрастия к алкоголю. Персонаж, который наверняка доведёт игрока до белого каления уже через пять минут знакомства.
Пьяная Соня
Крикливая, избалованная, не привыкшая думать головой; ведёт себя борзо и надменно; её заботят рейтинги шоу. Катается на лимузине, водителя которого каждый раз унижает и насмехается.
В лимузине
Однако чем больше узнаёшь Соню, тем больше понимаешь, что не такая уж она и плохая. Последние десять лет Соня получает письма с угрозами, но предпочитает не обращать на них внимание: она привыкла к ненависти.
Соня о своей жизни
Митч и Стэн - незадачливый дуэт воришек, которые устраивают вооружённые ограбления, не приносящие им большой улов. Являются большими поклонниками Сони Санчез и сильно обеспокоены поступающими угрозами. Считают, что они абсолютно реальны.
Опасности близко
Ограбление века
Однако надо им отдать должное - они умеют выполнять свои обещания и держать слово. Стэн и Митч не кажутся сообразительными; во время ограбления пускаются в выяснения отношений и словесные перепалки. Выглядят они совершенно безбашенными и наглухо и отбитыми. Но надо сказать, что эти персонажи - одни из моих самых любимых, они те ещё чудики.
Втроём на мотоцикле
Фанни - к сожалению, на фоне перечисленных Фанни кажется самой скучной. Это офицер полиции; в основном, патрулирует на шоссе и ловит беглых подростков - в Петрии беглые подростки объявлены вне закона, поэтому на шоссе можно часто встретить полицию. О том, что пойманных ждёт дальше, полиция обычно умалчивает, но жители Петрии прекрасно знают, что подростков если не пристреливают, то отправляют в ссылку на карьеры.
Фанни
Фанни старается честно исполнять свои обязанности, однако в её голове давно крутятся сомнения, а правильно ли она делает?
Даже ночью тут тепло и душевно
Вообще, сюжет смело могу назвать увлекательным и... глубоким. Да, именно. И лично меня совсем не смутило, что управляемый персонаж - лишь глаза со стороны. Это игра, где поднимаются политические темы, есть предостаточно моментов напряжения; в противовес им есть моменты расслабления - чего только стоят посиделки у костра с задушевными темами общения.
Посиделки у костра
Игра предусматривает три финала, и они, как уже нетрудно догадаться, зависеть будут от поведения игрока на протяжении всей игры. Встречала где-то мысль, что выборы в Road 96 - это один большой привет играм компании Telltale Games. А вот я считаю иначе: если в играх Telltale выборы хоть и касались чем-то важным, в конечном итоге абсолютно ничего не решали, то в Road 96 многое имеет значение: бросить в беде друга, у которого есть разоблачительные сведения или помочь, но самому погибнуть; выражать свои политические взгляды - агитировать голосовать за Тирака или наоборот, накалять обстановку, подстрекая персонажей к яростному митингу; придерживаться позиции "моя хата с краю"; разрисовывать агитационные плакаты, оставлять граффити на камне в пещере.
Граффити нашими руками
В правом верхнем углу экрана часто будет всплывать надпись, что сделанное или сказанное будет иметь последствие. Любая выраженная политическая позиция в дальнейшем будет сортироваться по разным "ящичкам", и то, чего окажется больше всего, в конце концов и определит финал.
Помогаем в съёмках
🔶ГЕЙМПЛЕЙ
Road 96 - это игра с видом от первого лица, где предстоит взять под управление поочерёдно шесть подростков-автоспощиков и вместе с ними преодолеть немалый путь, чтобы оказаться за железной стеной. Лично я ожидала классический симулятор ходьбы с возможностью взаимодействия с окружающим, но оказалось всё куда интереснее.
Город не спит
Задача игрока вроде бы простая: вот у нас стартовая точка, вот показывают карту и километраж до заветной границы. В этом промежутке предстоит совершить несколько нужных по сюжету приключенческих "остановок" (уровней). Преодолевать расстояния можно несколькими способами: пешком, ловя попутку, садясь в автобус и вызывая такси. Последние два пути требует наличие денег. На уровнях полезно будет примерить на себя роль поисковика: если найти в каком-нибудь шкафу ключ от машины, её реально угнать. И на ней преодолеть ещё несколько сотен километров. И так до самого победного, пока, наконец, не замаячит впереди заветная граница. И вот уже там придётся искать выход на свободу.
До границы менее 500 км
Особенность Road 96 заключается в том, что все эти уровни генерируются случайным образом: каждое путешествие - уникальное. Можно пройти игру до финала, а потом начать снова и увидеть, что игра показывает абсолютно не ту кат-сцену, с которой она начиналась в прошлый раз. Случайным образом генерируется время суток, место действия (будет это придорожная забегаловка, заправка, привал для походников, мотель и так далее), один из восьмёрки персонажей и обстоятельства встречи с ним. Можно, к примеру, вызвать такси и попасть в лапы серийного убийцы; можно поймать попутку и познакомиться с Джоном-дальнобойщиком или сесть в семейный пикап, где на заднем сидении будет ехать другая автостопщица - Зои.
Общаясь с Зои
Примечательно, что тут есть и элементы выживания. Видите в левом верхнем углу шкалу? Это жизненный запас управляемого персонажа. И он имеет свойство пустеть. Заполняется шкала от еды, напитков и сна. Путешествия на ногах отнимает несколько делений жизненной энергии; а вот в вызванном такси или автобусе можно поспать. Когда жизненная шкала закончится, для игрока это означает смерть, и начинать придётся не с контрольной точки, а с самого начала путешествия уже другим автостопщиком.
Наш путь
Но на самом деле всё не так страшно. У меня лично за два прохождения ещё никто без сил не сваливался (один раз только уже на пересечении границы я была к этому близка). Оказавшись на очередной сюжетной остановке, игрок может походить по уровню и осмотреться в поисках полезных предметов. Может, кто-нибудь выронил деньги или оставил нетронутым стакан с напитком? Обычно нехватки в ресурсах нет. В конце концов можно пойти наудачу и в той же забегаловке попросить у официанта или посетителя помочь деньгами или дать немного еды.
Под палящим солнцем
Абсолютно реально тут погибнуть во время встреч с Джародом. При общении (да, управляемый герой не молчит, но игра предлагает в диалоге выбрать из нескольких вариантов, и собеседник на него тут же даст ответ) следует десять раз подумать, прежде чем выбирать реплику или действие. Тут есть местами шкала напряжения.
Помогаем грабителям, выбора у нас нет
Взаимодействие с сюжетным персонажем очень часто погружает игрока в небольшие квесты: это могут быть головокружительные погони на машине, где надо вовремя избегать лобового столкновения; это могут быть игры в частного детектива, где вместе с дуэтом грабителей можно попытаться определить дату покушения на Соню; даже пострелять в преследователей можно будет, защищая добряка Джона. Плюс ко всему здесь есть несколько мини-игр, к которым не прилагается правил, но тут всё и так понятно.
Играем с Зои
Те самые "Злые танки" от юного гения, и их я обозвала лажей.
Игры
А вот на этом моменте есть шансы хорошо подзаработать денег. Под каким стаканом шарик?
Хочешь шарик?
Пересечение границы. Финальный этап для каждого из шестёрки (при условии, конечно, что каждый из них дожил до этого этапа, а не умер от истощения или от пули, посланной Джародом). Легально границу пересечь не получится при всём желании, поэтому остаётся лишь путь перебраться нелегально. И сделать это можно (или нельзя, всё зависит от имеющихся ресурсов) несколькими способами: через горный перевал, через подземную пещеру, спрятавшись в грузовике, договорившись с коррумпированными пограничниками. И что самое интересное: воспользовавшись одним путём, следующий управляемый персонаж этим же самым путём уже сбежать не может. В игре это объясняется тем, что когда пограничники заметили попытку бегства, они в том месте на будущее выставили полицейских.
Свобода
К испытанию на границе нужно быть готовиться весь путь. По-максимуму собирать деньги и по-максимуму заполнять шкалу энергии. Почти любой из способов бегства требует и того, и другого. До сих пор в шоке, как мне удалось пересечь опасный горный перевал персонажем с низким запасом жизненной энергии. Её каким-то чудом хватило, хотя я уж приготовилась к тому, что на ту сторону не переберусь. Да, стоит приготовиться к тому, что на границе игрока или схватят, или пристрелят. В моём первое прохождение мне удалось сбежать всеми персонажами разными способами; кроме одного - им мне пришлось пожертвовать ради спасения сюжетно важного героя.
В среднем игра проходится за 6-7 часов; сохранения в игре автоматические, срабатывают между сюжетными остановками. Уровни проходятся достаточно быстро, и у меня ни разу не было такого, что я или не знаю, что делать, или не знаю, куда идти. Всё вполне понятно.
Алекс угощает после проигрыша
После того, как игра будет пройдено, игроку предложат сыграть в неё ещё раз, только уже в режиме "Новая игра+". Дело в том, что на протяжении всей игры управляемые персонажи будут обретать навыки: интеллект (расширяет варианты ответов в диалогах), взлом замков (теперь не надо искать ключ от шкафов и дверей), хакерство (запароленные двери или сейфы больше не проблема), запас жизни (он серьёзно увеличивается), талисман удачи (если попросить у рандомных NPC денег или еды, шансы на успех увеличены) и правительственный пропуск (поможет при встрече с полицией). Навыки обретаются только после встречи с сюжетными персонажами; предугадать сценарий заранее невозможно из-за, опять же, процедурной генерации. Но вот, как пример, если при опасной встрече с Джародом умудриться не вывести его из себя, выдаётся перк ум.
В "Новой игре+" предстоит пройти шестёркой беглецов тот же самый путь, только имея при себе уже все эти способности. Не скажу, что во второй раз с этим набором играть было интереснее; я больше играла из желания узнать каждого героя на все сто процентов (при загрузке карты, если обратить внимание на аватарки персонажей внизу, можно увидеть процент узнанных сведений о каждом из них). Игру я заканчивала, на все сто процентов узнав лишь Зои; остальные были изучены чуть хуже; поэтому во втором заплыве я надеялась на новые встречи. Но чёртова процедурная генерация... Мне пару раз опять достались встречи, которые я уже видела в первый раз!
Чем больше в игру переигрываешь, тем больше надоедает это делать. Считаю, что для полноты картины двух раз (и то второй лишь для тех, кто хочет больше узнать о героях истории) более чем достаточно.
Шестёрка управляемых персонажей
🔶ГРАФИКА И АТМОСФЕРА
Конечно, тут дело вкуса и кому-то такая графика может не понравиться, но для моих глаз Road 96 идеальна по всем фронтам. Я точно так же кайфовала, играя в Firewatch; мне нравится этот мультяшный стиль, который, тем не менее, довольно реалистично выглядит. Вообще впечатляет, что мир в игре не стоит на месте: по дороге проезжают автомобили, пролетают птицы, жужжат насекомые. Анимация лиц при общении с персонажами тоже выглядит неплохо. Когда персонаж плачет, его глаза становятся красные. Персонажам искренне сочувствуешь.
Придорожная забгаловка
Атмосфера в игре на сильном уровне, и я никак не отделаюсь от ощущения, что она очень уж напоминает мне атмосферу Life is Strange.
Музыкальное сопровождение в игре, как я посмотрю, хвалят очень многие. И оно действительно заслуживает похвал. На фоне в завимости от ситуации играет музыка: от спокойной до напряжённой, от попсовой песенки в заведении захудалого супермаркета, до рок-музыки на мотоцикле двух безумцев-грабителей. В такси серийного убийцы Джарода и вовсе играет знаменитый The Flower Duet (и сам Джарод часто эту мелодию насвистывает). Очень цепляют драматичные мелодии. Даже главы в играх называют так же, как известные песни.
Знакомое название
🔶ИТОГ
Road96 - это шесть-семь часов незабываемого путешествия под красивые виды, цепляющую душевную музыку и в компании очень колоритных персонажей. У всех у них своя история и свой характер. Не вижу ну почти ничего, за что бы игру хотелось ругать, разве что за незаслуженно высокие системные требования и за то, что игра хороша лишь первые два круга - но и за пройденные два круга я игре более чем благодарна.
Утешение в дороге
Однозначно рекомендую к прочтению и ставлю максимальный балл.