В самом начале книги главный герой сталкивается с обычными русскими мужиками, своеобразными, интересными и разговорчивыми. И кто бы знал, что именно они будут по невероятной случайности сопровождать его до самого конца.
Кажется, именно по отношению каждого лица к князю Мышкину проявляются их характеры, плохие и хорошие стороны. Насмешки, благоговение, удивление, любовь - чего только не проявляют к нему участники событий. Сам же князь вполне спокойный, уравновешенный человек, знающий своё место в этом мире, не плетущий интриг, честный и бескорыстный. Проявление двояких чувств его практически, кажется, не смущает, и верно по этому поводу замечание Евгений Павловича - не чувство, а создание образа, смешение различных обстоятельств, события, внутреннее состояние. И ведь сам того не ожидая, загубил сердца двух влюблённых в него дам - вряд ли будут сомнения в их влюблённости, какое бы поведение нам не показывалось с их стороны. Оно объясняется главным образом противостоянием чувств и эмоций, идущих изнутри, от сердца, и того, что ожидают от них другие люди. Аглая, несомненно, чувствует, что родители вряд ли хотели бы такого жениха для своей дочери, в её случае играет немаловажную роль также её вечное желание юной барышни во всём перечить матери с отцом, не слушаться и делать всё наоборот. Совершенное безумство! Но, как указывает сам автор, семья Епанчиных безумна и ненормальна в принципе, так что удивляться и не стоит. Настасья Филиповна - вот тут уж совершенно непонятно обстоит дело с её чувствами. С одной стороны, не видела она ещё подобного отношения к себе, как от князя, с другой - жалость, понимание своего несоответствия ему, понимание своей низости. Конечно, она не выберет навсегда один путь, её судьба изначально - метаться от одного человека к другому, от чувств к разуму, что, к сожалению,
С удивительным волнением наблюдает читатель за теми интригами, что плетутся вокруг князя людьми, которые не знают истины, сокрытой во всём происходящем. Каждый смотрит на ситуацию по-своему, пропуская всё через себя.
Князь же.. он просто чувствует, живёт и наблюдает.
Также хочется обратить внимание на невероятно правдивую и замечательную исповедь Ипполита. Откровение. Ссылаясь на оставшиеся ему 2 недели жизни, он упрекает всех остальных в отсутствии жизни. В невероятном количестве шансов жить, но отсутствии попыток. Столько времени отведено, столько возможностей - пустота. И никакой радости жизни. Никого восторга. Некоторые готовы отдать всё за ещё один год жизни, за ещё несколько минут..
Столько тем, столько вопросов необдуманных. Столько возможностей. Чего стоит сделать доброе дело? Чего стоит сказать доброе слово? А последствия.. тот добрый старичок, сколько он душ, возможно, спас добрым делом? сколько судеб изменил? пускай не заключенных, а тех, кому они писали письма, тех, кто о нём слышал.
Вся жизнь должна идти в добро. Да будет жизнь.