Всем привет!
Я уже давно слышала хвалебные отзывы на детективы Таны Френч и давно на них заглядывалась. Долго не могла решиться, с какой книги начать знакомство с автором.
На портале "Литрес" сейчас выложено 6 книг Таны, все они - издательства "Фантом Пресс". Это 4 книги серии "Дублинский отдел убийств", а также 2 книги вне серии: "Искатель", Ведьмин вяз".
Если верить "Литресу" и издательству, порядок книг в серии такой:
1. Фейтфул-Плейс".
2. "Сходство".
3. "Тень за спиной".
4. "Тайное место".
Но якобы книги в серии можно читать в любом порядке.
По описанию меня больше всего заинтересовало "Сходство".
«Сходство» – один из лучших детективов из знаменитой серии Таны Френч о работе дублинского отдела убийств. Однажды в уединенном полуразрушенном коттедже находят тело молодой женщины, жившей по соседству в усадьбе «Боярышник». На место убийства вызывают Кэсси Мэддокс, бывшего детектива из отдела убийств. Кэсси в недоумении, она уже давно ушла из Убийств и работает теперь в отделе домашнего насилия. Но, оказавшись на месте, она понимает, в чем дело: убитая – ее полный двойник, то же лицо, фигура, волосы. Как такое возможно? И возможно ли вообще?.. Однако бывшему боссу Кэсси, легендарному агенту Фрэнку Мэкки, нет дела до таких загадок, для него похожесть детектива на жертву – отличная возможность внедрить своего человека в окружение жертвы и изнутри выяснить, кто стоит за преступлением. Так начинается погружение детектива в чужую жизнь, и вскоре Кэсси понимает, что ее с жертвой объединяет не только внешнее сходство, но и глубинное сродство.
Я стала читать историю. Книга захватила. Понравился сюжет и язык перевода.
Однако все время чтения не оставляло ощущение: что-то тут не то.
Во-первых, с самого начала и до самого конца постоянно упоминается какая-то "операция "Весталка", которая очень сильно повлияла на главную героиню. Но упоминается как-то странно. С одной стороны, нам говорят, чем закончилась история "Весталки". С другой - по всему "Сходству" разбросана куча туманных намеков из разряда "Догадайся сам".
Во-вторых, в "Сходстве" постоянно упоминается некий Роб, бывший напарник главной героини. Сам Роб ни разу не появляется в "Сходстве", но их с Кэсси прошлое едва ли не затмевает сюжет.
В-третьих, часто по ходу чтения возникает недоумение от поступков героини. Потому что она временами ведет себя не как опытный агент и детектив, а как наивная дурочка или девочка-подросток.
В общем, книга мне понравилась, но осталось ощущение какой-то странности и недосказанности. Я продолжила читать серию - верила, что в других книгах получу объяснение этой недосказанности, но ничего подобного.
Отзывы под книгами Таны Френч я сначала боялась читать, потому что уже не раз нарывалась на спойлеры под детективами и триллерами. Как потом выяснилось, это оказалось большой ошибкой.
Потому что когда я все же стала читать отзывы на "Сходство", то узнала, что:
1. Книги Таны Френч уже выходили в России под другими названиями.
2. Книга, которая идет ПЕРЕД "Сходством" - не "Фейтфул-Плейс", а "В лесной чаще".
Причем книга "В лесной чаще" не только самая первая книга ВСЕЙ серии, но и самая (на мой взгляд) сильная книга Таны Френч (хотя и самая неоднозначная). Она получила множество литературных премий. И она как раз написана от лица Роба, про которого постоянно говорится в "Сходстве".
Издательство "Фантом Пресс" не только не удосужилось эту первую и важную книгу перевести, но и хотя бы упомянуть, что она вообще существует.
В итоге человек, читающий сначала "Сходство", получает кучу недоумения и кучу спойлеров. И теряет 90% удовольствия и от первой книги и от второй.
Если же читать книги так, как положено, становится понятно, почему героиня странновато себя ведет во второй книге. И она уже совсем не кажется дурочкой. Другие вещи тоже становятся понятнее.
Кроме того, стоит упомянуть, что раньше "Сходство" издавалось по названием "Мертвые возвращаются?". "Фейтфул Плейс" издавалось под названием "Ночь длиною в жизнь", а "Брокен Харбор" под названием "Рассветная бухта".
Ну а теперь подробнее остановлюсь на творчестве Таны Френч и скажу, кому стоит ее читать, а кому вообще не стоит.
1. Детективы Таны - это не совсем детективы, а, скорее, описательно-содержательно-чувственная литература. Здесь нет динамики и сюжет вторичен.
Тана Френч - это про танцы в лунном свете под мелодию старого грамофона, про то, как преломляются лучи света в бокалах с вином, про поиски себя и смысла жизни.
Вот, к примеру, начало книги "Сходство", чтобы вы поняли, о чем я говорю:
Иногда, если я ночую одна, мне до сих пор снится “Боярышник”. В моих снах всегда весна, размытый предвечерний свет, прохлада. Я взбираюсь по истертым каменным ступеням крыльца, стучу в дверь большим медным молотком, потемневшим от времени, на удивление тяжелым, – и в дом меня впускает старушка в фартуке, с подвижным, решительным лицом. И уходит, повесив на пояс громоздкий ржавый ключ; вишневый цвет дождем осыпается на садовую дорожку, и я прикрываю дверь.
В доме всегда пусто. В спальнях чисто, светло и тихо, лишь мои шаги эхом отражаются от стен, в воздухе вьются в солнечных лучах пылинки. Пахнет вощеным паркетом, а из распахнутых настежь окон – дикими гиацинтами. На оконных переплетах шелушится белая краска, за стеклом колышется усик плюща. Где-то неподалеку лениво воркуют горлицы.
Крышка пианино в гостиной поднята, коричневое дерево блестит на солнце так, что больно смотреть; ветерок листает пожелтевшие ноты, будто невидимая рука. Стол накрыт на пятерых – тарелки тонкого фарфора, высокие бокалы, в хрустальной вазе свежесрезанная жимолость, но столовое серебро потускнело, тяжелые камчатные салфетки в катышках пыли. Рядом с прибором Дэниэла, во главе стола, лежит его портсигар, раскрытый и пустой, не считая горелой спички.
Где-то в глубине дома слышны тихие звуки – шаги, приглушенные голоса. У меня замирает сердце. Видно, я ошиблась – остальные не исчезли, просто спрятались. Они здесь, навсегда, навсегда.
Я читала, что автор на четверть русская и что ей близок Достоевский. Думаю, это многое объясняет. Хотя на самом деле, ее книги, на мой взгляд, - что-то типа смеси Достоевского, Тургенева и Чехова. А "Сходство" - такой же детектив, как и "Преступление и наказание".
2. Атмосфера как в "Сходстве", так и в других книгах Таны Френч, тягучая и мрачная. Даже если преступление раскрыто, остается какая-то неудовлетворенность.
Катарсиса нет даже при формальном торжестве справедливости.
Если вы не готовы с этим смириться, лучше даже не начинайте читать Тану.
Если же вам нравится (по стилю) классическая литература, глубокое погружение в тему и атмосфера ирландской глубинки, обязательно прочтите "Сходство".
Но ТОЛЬКО после первой книги.