Фильм «Командир счастливой «Щуки»» - это тот случай, когда писать обзор максимально сложно и неудобно. Фильм имеет огромное число достоинств, но и ничуть не меньшее количество недостатков. Более того, понимая специфику того, что «партийное руководство» хотело бы видеть в фильме, список требований к режиссеру Борису Волчеку должен был быть весьма длинным еще до начала съемок, а если еще и представить многоступенчатый процесс согласований, который Волчеку пришлось пройти...
Начнем с того, что картина посвящена всем тем, кто живет и болеет военно-морским флотом. Для этих людей фильм можно считать обязательным к просмотру, потому что оно вот здесь всё — родное и понятное. Если же вы просто искали фильм про войну, то вы оцените прекрасную игру актеров, редкие съемки «с натуры», а также фирменные фразы и острые словечки, которыми так славится советское кино. Особенно хочется отметить монументальную роль командира лодки Алексея Строгова, которую в картине прекрасно исполнил Петр Вельяминов.
Что касается недостатков, то их тут имеется в избытке. Во-первых, снять фильм про подводников — это уже весьма непростая задача, потому что декораций на подводной лодке кот наплакал, да и с диалогами не сильно развернешься. А что самое главное — актеры должны вжиться в ситуацию, поверить, что они в замкнутом пространстве и под водой. И этого мы в начале фильма не наблюдаем. Кстати сказать, нелогичных моментов в картине тоже хватает.
Дальше — больше, ввиду необходимости пояснить происходящее режиссер включил в фильм множество переговоров различных высокопоставленных лиц, что не просто сбивает всё настроение картины, но делает её немножко заумной для простого неподготовленного зрителя. А тут еще обязательные «партийные» моменты с попытками пристыдить товарищей и доказать, кто тут коммунист.
В общем, на сам фильм, на знакомство с персонажами, на погружение в атмосферу жизни на подводной лодке времени остается крайне мало. Но нет, в фильме «Командир счастливой «Щуки»» еще и подробно показана жизнь «базы» с досугом командного состава, а также проблемами ремонта лодок. И все бы ничего, здесь хватает интересных моментов, но это все забирает драгоценные минуты от погружения в атмосферу подводной войны.
Вот и получается, что при правильном посыле и большом количестве сильных моментов фильм ощущается монотонным и затянутым, именно из-за того, что режиссер не смог или не захотел выкинуть из картины все второстепенное и сосредоточиться на главном. А потому ставить данной картине высокие оценки — это приуменьшать другие советские (и российские) фильмы про войну, которые подобными недостатками не страдают.