Кинозритель нередко готов пощекотать свои нервы, выбрав для просмотра фильмы-катастрофы. В мировом кинематографе природные катаклизмы освещены более, чем достойно. А приключения на транспорте, железнодорожном или авиационном, морском или автомобильном, поражают своей зрелищностью, поступками героев и прикованностью ко всем сценам. Заметьте, никто из нас не хотел бы даже на миг оказаться в подобных заварушках, в ценности человеческой жизни мало кто сомневается.
Киностудии СССР не обошли этот жанр, несмотря на тщательно скрываемые трагические события. В отношении кинокатастроф цензура работала, скажем, более, чем безупречно. Воздействие такого кино на зрителя всегда многогранно. Одни подчас отказываются от использования от водных путешествий, другие наотрез отказываются идти в горы, а кто-то опасается полётов на самолёте или настойчиво избегает поездов.
В середине 1980-х на Одесской киностудии снят далеко не первый фильм, посвящённый пассажирской авиации. Режиссёр Геннадий Глаголев вывел на широкий экран кино, которое может показаться интересным по многим причинам.
Во-первых, тема авиации, которая любима многими. Во-вторых, подборка известных актёров. В-третьих, жанр фильма предполагает известные переживания и прикованность внимания. Тем, кто летал и летает в разной ипостаси, кто не равнодушен к стальным птицам, посвящаю свой отзыв.
Авиасюжет кино
СССР, конец марта начала 1980-х. Обычный рейс Хабаровск-Свердловск. Флагман гражданской авиации шестидесятых-семидесятых Ильюшин-18 ещё в строю и выполняет обычный полёт с пассажирами. На протяжении первого полёта происходит последовательный отказ двух винтовых двигателей. За плечами авиаторов почти сотня пассажиров и кажется естественным выполнение своих служебных обязанностей по спасению воздушного судна.
Размах крыльев
Мы обязательно увидим работу экипажа самолёта, поведение разных пассажиров и почувствуем обстановку событий. И конечно, развязку кино после просмотра.
Экскурс в прошлое, в авиацию СССР
Можно смеяться сколько угодно, но в советской стране существовала только одна авиакомпания. Аэрофлот был мощнейшим авиаперевозчиком с огромной сетью внутренних и зарубежных рейсов. По количеству, например, перевезённых пассажиров, Аэрофлот прочно держался в тройке мировых авиакомпаний. Старшее поколение наверняка с удовольствием вспомнит короткие перелёты в соседние города на миниатюрных Як-40 и дальние полёты на Ту-154 или дальнемагистральном Ил-62 через целый континент.
В этом фильме задействован 4-х двигательный авиалайнер Ил-18. Состав экипажа тех лет в количестве 5-х (!) человек сегодня вызовет недоумение, а тогда это была обычная практика. Сам лайнер был не молод и его постепенно вытесняли массовые типы реактивных самолётов, без всяких наружных винтов.
Размах крыльев
Я такого стального Ильюшина помню, в детской памяти остались его крутящиеся винты (что ещё надо пацану для знакомства с самолётом?!) и их гул в полёте. Сама модель лайнера для авиаторов знаковая. Превосходный уровень комфорта, предсказуемость, надёжность в разрезе 1960-х годов. Сегодня ильюшинского старичка не найти в современной гражданской авиации, однако он по-прежнему трудится в военной авиации и в качестве мирных исследовательских лабораторий.
А 50-60 лет для него ещё не возраст! Глазам не поверил, когда на одном из северных российских аэродромов увидел знакомый силуэт Ил-18. Да, в «НПП МИР» он до сих пор летает и географические задачи выполняет исправно.
Кстати, сам Владимир Семёнович Высоцкий в одной из своих песен ярко упомянул этот самолёт:
Мой умный друг к полудню стал ломаться- Уже наряд милиции ведут: Он гнул винты у Ила восемнадцать, И требовал немедля парашют.
Актёрская группа фильма
Экипаж
Конечно, начну с экипажа. Лётная профессия серьёзная, требующая ответственности и внимательности, в ней малейшая деталь имеет значение. В роли командира Селезнёва Евгений Карельских.
Размах крыльев
Кинематограф тех лет видел их и такими. Чтобы сесть в левое кресло командира, требовались многочисленные проверки и профессиональные испытания, полное владение матчастью самолёта и безаварийный налёт часов. Стать командиром раньше возраста 30 лет было практически невозможно.
Второго пилота Сударева сыграл Сергей Сазонтьев. Он правая рука командира, при этом он явно пилот с приличным опытом.
Немногословный штурман Геннадий Васильков (забытая профессия!) в исполнении Владимира Заманского чрезвычайно хорош. Каждое его слово твёрдое и не имеет никакого оттенка истерики. Увидели у него в руках логарифмическую линейку? Да, прообраз современного компьютера. И вообще, в фильме много аналоговых приборов, ставших сегодня архаичными.
А бортрадист (профессия тоже забыта!) в исполнении Виталия Дорошенко! Обратите внимание, как ловко он получает информацию о состоянии двигателей. А какая выдержка при общении с одним из представителей номенклатуры! Отмечу и служебную выучку стюардесс. Прекрасно смотрятся Анна Гуляренко и Виктория Корсун.
Размах крыльев
Без поддержки службы на земле, немыслим любой полёт в небе. С высокой достоверностью воплотил ответственного лица Михаил Жигалов.
Размах крыльев
Посмотрите, как снят эпизод, в котором его мужская сорочка мокрая, хоть выжимай. А Юрий Горобец, Георгий Юматов, Юрий Шлыков, Игорь Комаров!Их герои, связавшие свои судьбы с авиацией, далеко не случайные. Накал фильма передан ими отлично.
Пассажиры
В салон воздушного судна попали пассажиры, отличающиеся друг от друга, как вода от воздуха. Взгляните на хамоватого весельчака Вадима (в роли Сергей Проханов). Зритель только привык к его изумительным ролям в шедеврах «Усатый нянь» и «Завтрак на траве».
Размах крыльев
А здесь герой Проханова диаметрально противоположный, он вообще другой. Такого пассажира-соседа не дай Бог никому.
Размах крыльев
Как всегда, превосходно сыграла актриса Лия Ахеджакова. Ёе пассы руками, тайны фрейдизма и гадательные склонности в точности отражают атмосферу тех лет. Доморощенная экстрасенс, не иначе. Только вспомните, как с новой силой вошли тогда в жизнь истории о летающих тарелках, паранормальных способностях и прочими близкими темами.
На борту и пассажир с редчайшими птицами, это актёр Виктор Михайлов. Его герой скромен и фаталичен. Для таких людей пернатые важнее собственной жизни.
Размах крыльев
В салоне заметим героев и героинь Владимира Баранова, Игоря Ефимова, Галины Макаровой, Инги Третьяковой. За каждой ролью типичные пассажиры, сняты, как в реальной жизни.
Итоги
Надеюсь, такие увлекательные фильмы не напугают зрителя до нервных колик и аэрофобии. А можно поступить и кардинально: подобный жанр кино оставить далеко за кадром. То есть, не пугать себя вовсе.
Со своей стороны, я уверен, фильм режиссёра Глаголева имеет интересный сюжет, в нём почти без ляпов показана работа целого лётного экипажа и показаны разные пассажиры. Это неплохой экскурс в один из моментов авиации, который дышит уже историей. Никаких бизнес-классов, никаких эконом-классов и других привычных сейчас градаций. Из винтовых пассажирских самолётов СССР сегодня можно встретить разве что двухдвигательный Антонов-24, на этот тип билеты ещё продаются.
Размах крыльев
А здесь в кино уже раритетный Ил-18, с удивительным старомодным силуэтом и мощными винтами. Осталась только память и рассказы старшего поколения. Ну и плюс морозный воздух с примесью авиакеросина, кто хочет, тот этот момент в фильме почувствует. Старое здание аэропорта Иркутска тоже есть, мы также услышим Колпашево и Васюган, знакомые северянам. Фильм не избежал цензуры, зато в нём исключены курьёзы и умышленная ложь. Смотрите, поводов для разочарования в таком кино нет.
Вам горячий привет из Иркутска. Фильм не видела. Муж рассказывал, что он в детстве цепляясь за винт самолёта, сильно отталкиваться и крутился на нём. Как это выглядело, ума не приложу. А ещё у них была забава, они нашли лазейку в Иркутском аэропорту и выбегали на взлётную полосу, увидят взрослых, которые бегут за ними и удирают от них. Сотрудники долго не могли найти эту лазейку, но потом вычислили. А ещё главным трофеем было найти на территории ИВАТУ иллюминатор от военного самолёта. Его дети использовали в качестве ледянок на горке, рассказывал, что на нём можно было сильно разогнаться. Ну, а я летаю только в облаках. Муж считает это за минус моего характера. Впрочем своими полётами я никому не мешаю. 🤣 Фильм обязательно посмотрим. Спасибо!
Благодарю! Ого, какая история про аэропорт, у меня подобное тоже было. Раньше в городах стояли настоящие самолёты Ил-18, Ан-24, Ту-104, вот было крутое развлечение для детворы...
А я вблизи только вертолёты видела. У нас авиагородок в черте города. В Советское время даже зарубежные курсанты в нашем небе летали. Потом всё замерло, а в последние годы понемногу восстанавливают. Даже ночные полёты иногда наблюдаем.
Ух ты, авиагородок в черте города! Вот где мальчишеский интерес может проснуться! Да и девочки не отстанут, сколько сегодня женских командиров и вторых пилотов летает в мире. А я знаю совершенно точно, что после книг и фильмов на авиатему, молодёжь тоже пошла в авиацию...