Опубликовано 19 Январь, 2022 - 19:11

  • Опыт использования:
    несколько раз

Доброго дня!

Кинозритель нередко готов пощекотать свои нервы, выбрав для просмотра фильмы-катастрофы. В мировом кинематографе природные катаклизмы освещены более, чем достойно. А приключения на транспорте, железнодорожном или авиационном, морском или автомобильном, поражают своей зрелищностью, поступками героев и прикованностью ко всем сценам. Заметьте, никто из нас не хотел бы даже на миг оказаться в подобных заварушках, в ценности человеческой жизни мало кто сомневается.

Киностудии СССР не обошли этот жанр, несмотря на тщательно скрываемые трагические события. В отношении кинокатастроф цензура работала, скажем, более, чем безупречно. Воздействие такого кино на зрителя всегда многогранно. Одни подчас отказываются от использования от водных путешествий, другие наотрез отказываются идти в горы, а кто-то опасается полётов на самолёте или настойчиво избегает поездов.

В середине 1980-х на Одесской киностудии снят далеко не первый фильм, посвящённый пассажирской авиации. Режиссёр Геннадий Глаголев вывел на широкий экран кино, которое может показаться интересным по многим причинам.

Во-первых, тема авиации, которая любима многими. Во-вторых, подборка известных актёров. В-третьих, жанр фильма предполагает известные переживания и прикованность внимания. Тем, кто летал и летает в разной ипостаси, кто не равнодушен к стальным птицам, посвящаю свой отзыв.

Авиасюжет кино

СССР, конец марта начала 1980-х. Обычный рейс Хабаровск-Свердловск. Флагман гражданской авиации шестидесятых-семидесятых Ильюшин-18 ещё в строю и выполняет обычный полёт с пассажирами. На протяжении первого полёта происходит последовательный отказ двух винтовых двигателей. За плечами авиаторов почти сотня пассажиров и кажется естественным выполнение своих служебных обязанностей по спасению воздушного судна.

Размах крыльев
Мы обязательно увидим работу экипажа самолёта, поведение разных пассажиров и почувствуем обстановку событий. И конечно, развязку кино после просмотра.

Экскурс в прошлое, в авиацию СССР

Можно смеяться сколько угодно, но в советской стране существовала только одна авиакомпания. Аэрофлот был мощнейшим авиаперевозчиком с огромной сетью внутренних и зарубежных рейсов. По количеству, например, перевезённых пассажиров, Аэрофлот прочно держался в тройке мировых авиакомпаний. Старшее поколение наверняка с удовольствием вспомнит короткие перелёты в соседние города на миниатюрных Як-40 и дальние полёты на Ту-154 или дальнемагистральном Ил-62 через целый континент.

В этом фильме задействован 4-х двигательный авиалайнер Ил-18. Состав экипажа тех лет в количестве 5-х (!) человек сегодня вызовет недоумение, а тогда это была обычная практика. Сам лайнер был не молод и его постепенно вытесняли массовые типы реактивных самолётов, без всяких наружных винтов.

Размах крыльев

Я такого стального Ильюшина помню, в детской памяти остались его крутящиеся винты (что ещё надо пацану для знакомства с самолётом?!) и их гул в полёте. Сама модель лайнера для авиаторов знаковая. Превосходный уровень комфорта, предсказуемость, надёжность в разрезе 1960-х годов. Сегодня ильюшинского старичка не найти в современной гражданской авиации, однако он по-прежнему трудится в военной авиации и в качестве мирных исследовательских лабораторий.

А 50-60 лет для него ещё не возраст! Глазам не поверил, когда на одном из северных российских аэродромов увидел знакомый силуэт Ил-18. Да, в «НПП МИР» он до сих пор летает и географические задачи выполняет исправно.

Кстати, сам Владимир Семёнович Высоцкий в одной из своих песен ярко упомянул этот самолёт:

Мой умный друг к полудню стал ломаться-
Уже наряд милиции ведут:
Он гнул винты у Ила восемнадцать,
И требовал немедля парашют.

Актёрская группа фильма

Экипаж

Конечно, начну с экипажа. Лётная профессия серьёзная, требующая ответственности и внимательности, в ней малейшая деталь имеет значение. В роли командира Селезнёва Евгений Карельских.

Размах крыльев
Кинематограф тех лет видел их и такими. Чтобы сесть в левое кресло командира, требовались многочисленные проверки и профессиональные испытания, полное владение матчастью самолёта и безаварийный налёт часов. Стать командиром раньше возраста 30 лет было практически невозможно.

Второго пилота Сударева сыграл Сергей Сазонтьев. Он правая рука командира, при этом он явно пилот с приличным опытом.

Немногословный штурман Геннадий Васильков (забытая профессия!) в исполнении Владимира Заманского чрезвычайно хорош. Каждое его слово твёрдое и не имеет никакого оттенка истерики. Увидели у него в руках логарифмическую линейку? Да, прообраз современного компьютера. И вообще, в фильме много аналоговых приборов, ставших сегодня архаичными.

А бортрадист (профессия тоже забыта!) в исполнении Виталия Дорошенко! Обратите внимание, как ловко он получает информацию о состоянии двигателей. А какая выдержка при общении с одним из представителей номенклатуры! Отмечу и служебную выучку стюардесс. Прекрасно смотрятся Анна Гуляренко и Виктория Корсун.

Размах крыльев
Без поддержки службы на земле, немыслим любой полёт в небе. С высокой достоверностью воплотил ответственного лица Михаил Жигалов.

Размах крыльев
Посмотрите, как снят эпизод, в котором его мужская сорочка мокрая, хоть выжимай. А Юрий Горобец, Георгий Юматов, Юрий Шлыков, Игорь Комаров! Их герои, связавшие свои судьбы с авиацией, далеко не случайные. Накал фильма передан ими отлично.

Пассажиры

В салон воздушного судна попали пассажиры, отличающиеся друг от друга, как вода от воздуха. Взгляните на хамоватого весельчака Вадима (в роли Сергей Проханов). Зритель только привык к его изумительным ролям в шедеврах «Усатый нянь» и «Завтрак на траве».

Размах крыльев
А здесь герой Проханова диаметрально противоположный, он вообще другой. Такого пассажира-соседа не дай Бог никому.
Размах крыльев

Как всегда, превосходно сыграла актриса Лия Ахеджакова. Ёе пассы руками, тайны фрейдизма и гадательные склонности в точности отражают атмосферу тех лет. Доморощенная экстрасенс, не иначе. Только вспомните, как с новой силой вошли тогда в жизнь истории о летающих тарелках, паранормальных способностях и прочими близкими темами.

На борту и пассажир с редчайшими птицами, это актёр Виктор Михайлов. Его герой скромен и фаталичен. Для таких людей пернатые важнее собственной жизни.

Размах крыльев
В салоне заметим героев и героинь Владимира Баранова, Игоря Ефимова, Галины Макаровой, Инги Третьяковой. За каждой ролью типичные пассажиры, сняты, как в реальной жизни.

Итоги

Надеюсь, такие увлекательные фильмы не напугают зрителя до нервных колик и аэрофобии. А можно поступить и кардинально: подобный жанр кино оставить далеко за кадром. То есть, не пугать себя вовсе.

Со своей стороны, я уверен, фильм режиссёра Глаголева имеет интересный сюжет, в нём почти без ляпов показана работа целого лётного экипажа и показаны разные пассажиры. Это неплохой экскурс в один из моментов авиации, который дышит уже историей. Никаких бизнес-классов, никаких эконом-классов и других привычных сейчас градаций. Из винтовых пассажирских самолётов СССР сегодня можно встретить разве что двухдвигательный Антонов-24, на этот тип билеты ещё продаются.

Размах крыльев
А здесь в кино уже раритетный Ил-18, с удивительным старомодным силуэтом и мощными винтами. Осталась только память и рассказы старшего поколения. Ну и плюс морозный воздух с примесью авиакеросина, кто хочет, тот этот момент в фильме почувствует. Старое здание аэропорта Иркутска тоже есть, мы также услышим Колпашево и Васюган, знакомые северянам. Фильм не избежал цензуры, зато в нём исключены курьёзы и умышленная ложь. Смотрите, поводов для разочарования в таком кино нет.

Всем хороших просмотров лучших фильмов!

Достоинства
  • Всегда надёжный Владимир Заманский
  • Неожиданный Сергей Проханов
  • О романтике неба всерьёз
  • Об одной из самых ответственных профессий
  • Раритетный Ильюшин-18
TrueObserver737рекомендует
Читать все отзывы 4
Comments.
Все комментарии
Авторизуйтесь для комментирования
Оставить комментарий
20.01.2022
Вам горячий привет из Иркутска.
Фильм не видела.
Муж рассказывал, что он в детстве цепляясь за винт самолёта, сильно отталкиваться и крутился на нём. Как это выглядело, ума не приложу. А ещё у них была забава, они нашли лазейку в Иркутском аэропорту и выбегали на взлётную полосу, увидят взрослых, которые бегут за ними и удирают от них. Сотрудники долго не могли найти эту лазейку, но потом вычислили. А ещё главным трофеем было найти на территории ИВАТУ иллюминатор от военного самолёта. Его дети использовали в качестве ледянок на горке, рассказывал, что на нём можно было сильно разогнаться.
Ну, а я летаю только в облаках. Муж считает это за минус моего характера. Впрочем своими полётами я никому не мешаю. 🤣
Фильм обязательно посмотрим.
Спасибо!
20.01.2022
Благодарю! Ого, какая история про аэропорт, у меня подобное тоже было. Раньше в городах стояли настоящие самолёты Ил-18, Ан-24, Ту-104, вот было крутое развлечение для детворы...
А я вблизи только вертолёты видела. У нас авиагородок в черте города. В Советское время даже зарубежные курсанты в нашем небе летали. Потом всё замерло, а в последние годы понемногу восстанавливают. Даже ночные полёты иногда наблюдаем.
20.01.2022
Ух ты, авиагородок в черте города! Вот где мальчишеский интерес может проснуться! Да и девочки не отстанут, сколько сегодня женских командиров и вторых пилотов летает в мире.
А я знаю совершенно точно, что после книг и фильмов на авиатему, молодёжь тоже пошла в авиацию...
21.01.2022
Пропустила этот фильм. 😊
21.01.2022
Да, на слуху обычно фильм Митты "Экипаж". А у этого кино, по выражению героини Ахеджаковой, своя аура. Давайте смотреть...
Видела отрывки. Но целиком фильм не видела! Хорошо, что напомнили. Надо посмотреть.
21.01.2022
Снят, конечно, не как блокбастер, но хороший точно...Благодарю!
25.01.2022
Знаю, что сегодня буду смотреть 🧐
25.01.2022
Хороший выбор кино на авиационную тему! Не мегаэкшн, но правдоподобность есть...
Вспомнила это фильм, хотя неплохо было бы и пересмотреть.
"в советской стране существовала только одна авиакомпания" - кстати, активно рекламируемая. Насколько это себе можно представить в те времена.
16.02.2022
Реклама единственного Аэрофлота в 60-80-х очень даже ничего, фантазия у создателей работала что надо...
Другие отзывы
Читать все отзывы 4
Смотрите также