Добрый час уважаемым гостям моей странички.
Не могу удержаться, чтобы не поделиться своими впечатлениями о моем недавнем открытии на просторах интернета. И сразу же хочу выразить благодарность М. Никулину за находку в архивах отца и разрешение на публикацию этого фильма. Он очень нужен для нас- короткометражный "пронзительный" ( по определению авторов канала) и задевающий многие струны души.
Ни в коем случае не хочу пересказывать статью дзеновских авторов, но без упоминания о том, что это случайно сохранившаяся копия дипломной работы
ныне известного режиссера Г. Николаенко,найденная уже сыном Юрия Никулина в его архиве, мой отзыв не будет полным.
Это первые титры картины.
Хронометраж- 29 минут 31 сек.
Будем считать, что год выпуска картины соответствует времени действия, т.е. после Великой Отечественной прошло 34 года. И те, кто принимал в ней непосредственное участие совсем молодыми,почти состарились, а нынешние молодые живут уже другой жизнью, абсолютно не задумываясь об истории не такой далекой и практически с высока поглядывая на тех, кто эту историю творил. И с чего на них внимания обращать, да еще почитать?- обычный мужик с периферии, приехавший по каким-то делам в Москву. Чего с него взять?- отвезти по адресу и быстрее другой вызов обслужить, тем более срочный (значит, выгодный). А между делом созвониться с девчонкой, поболтать с удовольствием- с уличного телефонного аппарата.
А уже потом требовать оплату по счетчику с этого несговорчивого пассажира с какими-то непонятными запросами.
Фильм немногословный, Его надо очень внимательно смотреть, следить за жестами и мимикой каждого персонажа.
-Первый раз в Москве?- вопрос таксиста
- Да, нет, бывал. Давно.
И после этого диалога каждый поворот головы героя Никулина, рассматривающего город,- как отдельная история. И понимаешь, в какие времена он был здесь, что мог он тогда видеть на месте хотя бы этого узнаваемого всеми здания.
Я редко бывала в Москве, но все равно мне знакомы места, показанные в кадрах- недалеко от Мосфильма- выезд из туннеля или вот этот переулок, тоже рядышком.
А это- Центральная,15.
Что здесь сейчас?- совсем недавно было почти в центре столицы. По таким штрихам понимаешь, что режиссер любит Москву, а нам достались ( чудом) как в наследство кадры совсем недавних улиц столицы. Можно сказать, что это тоже один из персонажей картины.
В съемках принимают участие всего четыре человека.
И два актера - на тот момент очень известные.
Юрий Владимирович Никулин.
Лев Константинович Дуров
И это наверное очень большой знак доверия - согласиться играть в фильме выпускника режиссерского факультета в дипломной работе, может быть предполагая, что фильм в лучшем случае в архив попадет, если не в урну ( где-то читала, что для дипломов это обычная практика).
Борис Токарев (Александрович)- выпускник того же года, что и режиссер
Снимался до этого в некоторых фильмах, в том числе в "Сто дней после детства", да и потом стал известным актером.
А вот информации о четвертом актере я не нашла. Лицо знакомое,
явно в каком-то фильме видела, но по запросу "Н.Смирнов " интернет данных об актерах не выдал.
Действие фильма охватывает совсем небольшой временной отрезок, даже неполный осенний (или весенний) день, начинающийся в 11.33 у московского вокзала. Бывший фронтовик приехал в столицу найти своих фронтовых друзей и попрощаться- жизнь уже с горки пошла, и болезни дают о себе знать.
Как очень многие из того поколения, писем друг другу не писали, остались только адреса на обрывках записной книжки. И времени много прошло. И город изменился, и друзья ушли....
В фильме идут диалоги не только словесные, но и через поступки. И меняются взаимоотношения между молодым таксистом и пассажиром, переоцениваются поступки и слова и меняются взгляды друг на друга.
Мне понравилось решение, которым рассказывается история отношений Паши и его девушки. Последнюю мы не видим в кадре. Но всего три очень коротких эпизода его разговора с подругой - и прочтен целый роман.
Все читается по выражению лица героя, с каким он общается с девушкой на том конце провода. Улыбка не сползает с его губ как в будке, так и потом в машине после первого разговора.
В следующий раз происходит какой-то серьезный диалог.
И -третья попытка,
поставившая точку в отношениях. Жирную и бесповоротную.
И тоже открывается простор для фантазий- на какой почве произошел разрыв. Потому что связать развитие этих отношений можно и с развитием взаимоотношений Паши -таксиста и его пассажира. А они ох, как не просты и динамичны. И непонимание и недовольство друг другом не заставляет самоустраниться фронтовику, когда к таксисту предъявляет претензии ( обоснованно) страж порядка старший сержант в лице Л.Дурова.
Очень сильный диалог происходит между ними на глазах растерянного молодого человека.
-Вы здесь не дома! -упрек человека при исполнении обязанностей.
-Как -не дома? А где я? Ты что-то путаешь! Ты-власть. И ошибаться не должен! -интонациями Юрия Никулина, как мог сказать только он, знающий цену жизни и цену места своего и других.
И этот диалог и дальнейший жест пассажира заставит таксиста задуматься о многом.
А друга фронтового они найдут. И снова напряжение последних кадров перед их встречей
и сама встреча пробьют до мурашек.
Реакция Пашки на дальнейшие эпизоды- тоже переосмысление многого.
Фильм иногда трудно рассмотреть из-за плохого качества, как это со многими фильмами того времени. И снят он не на лучшей пленке.
Но все, что и как показано, трогает до глубины души.
Дипломная работа. Короткометражный фильм. А планка поднята очень высоко. Кстати, очень оправдана, как показала дальнейшая история.
Я буду пересматривать этот фильм! И всем советую. И не только самим, но и с детьми и внуками.
Приятного просмотра.