Опубликовано 27 Январь, 2017 - 08:33

Прекрасного всем времени суток! У меня,знаете ли, марафон развивающего чтения. Среди прочего книга Генриха Альтшуллера «Найди идею. Введеие в ТРИЗ». Ох, как я несогласна с предыдущим оратором...Вот уж не обнаружила я красочного описания. Да и описания, как такового. На чтение этой книги натолкнуло аналогичное издание для детей, но прежде чем его приобретать и экспериментировать на родных отпрысках нужно докопаться до сути методики. Методика посвящена поиску алгоритма оптимизации творческого процесса. И здесь лагерь креативщиков делится на физиков и лириков. Если для первых творчество это процесс объяснимый и предсказуемый, а человека соответственно можно обучить этому, лирики, конечно же, склоняются к божественной, спонтанной природе этого явления. Так вот, Альтшуллер это физик, идейный, вдохновлённый физик советского периода.

Стиль изложения сложный. Прямо скажем, не для среднего ума и читать нужно с карандашом и желательно по-чаще загугливать термины, которые в изобилии встречаются на страницах этого издания. А это «талмуд»,мама негорюй. Но и Гугл как то робко подбирает варианты разъяснений.

Это книга для людей технических профессий, в основном для педагогического состава. В книге высказываются мысли о необходимости развития творческих способностей с детства, а поэтому что-то разумное и светлое может извлечь каждый.

Давайте рассмотрим тезисно идею этой книги.

1. Творческое мышление развивать нужно, как можно раньше. При этом метод об и ошибок автор считает ущербным. В этом плане он явно противоречит методике Монтессори, которая предусматривает контроль ошибок в дидактическом материале, когда ребёнок самостоятельно работает с материалом и делает выводы о его свойствах, исходя из его морфологии. Автор также с большой симпатией относится к сказкам и научно-фантастической литературе, предлагая активно обсуждать их с ребёнком. И придумывать свои произведения, в чём он перекликается с Вальдорфовской методикой.

2. Вдохновение и свежие идеи можно искать, где угодно. Здесь идёт отсылка к мозговому штурму, интеллектуальным картам, методе шести шляп. Многие с этим сегодня знакомы. трудно поспорить с этим. Ведь даже едрёный негатив зачастую вызывает самые прекрасные чувства у воспринимающего его человека. Читая про Раскольникова, Герасима с его Муму, произведения Йонеску и Золя, ты видишь всю изнанку жизни столь явственно, что вот прям не хочется повторять, не хочется соприкасаться с этим, а бежать читать духовную литературу, лепить печеньки для мужа и вязать носки.

3. Следующий тезис ну ооочень глобальный. Подойдёт не всем, но его влияние на нашу удовлетворённость жизнью трудно списывать. Компромиссное решение заведомо слабое. Да и ещё раз да. Ребята, это прям по Фрейду. В жизни частенько бывают ситуации, когда мы принимаем те или иные обстоятельства, например, работу,развод, покупку нового костюма и пр. А потом почему то находятся 100500причин, чтобы манкировать это. Начинаются хождение на больничный, новый партнёр оказывается эгоистичнее и безолабернее предыдущего, а к костюму нужно подобрать новые цацки и так далее. И жизнь захламляется ненужными связями, ненужными шмотками. И в погоне за новыми ощущениями мы меняем партнёров и скупаем десятками помады и сумки.

4. Следующий тезис:семья это система и, как в любой системе, со временем увеличивает динамику. Да, даже с раздельным бюджетом,даже с детьми дошкольного возраста в семье все зависят друг от друга. Но по мере роста детей назревает необходимость «ослаблять поводок». Ты сам становишься свободнее, а в определённый момент появляются и новые звенья этой системы.В какой-то момент звенья рвутся...

5. Касаемо воспитания да и отношений с супругами. У всякого рвения должна быть цель, выполнение которой должно тщательно мониториться. В данном случае мы говорим о пользе саморефлексии. А в отношении детей, например, покупая очередную игрушку или дидактический материал подумайте, а нужен ли синтезатор трёхлетнему карапузику.

6.Выбирая методику обучения или материал, принимайте во внимание, что одна система меняет другую только, кода первая безнадёжно изжита. Думаю, согласитесь, бросать через два занятия рабочую тетрадь или секцию,-бессмысленно. Так как для начало нужно время на адаптацию, затем период оптимального использования, и лишь потом утрата актуальности и интереса к предмету.

7. Следующий тезис понравился сильно. Монорезультат -не результат. Так, выходя замуж не стоит брать в расчёт только приобретение собственной машины после ЗАГСА, равно как и сюси-муси в чистогане долго не продлятся. А , скажем, при обучении ребёнка не стоит выбирать однобокие задания. Если изучаем написание цифр, то и решение задачек тоже надо практиковать. Если изучаем цвета, то и народные промыслы не мешало бы проштудировать.

8. Тренировка творческого мышления должна чередоваться с историей и искусствознанием, желательно, чтобы произведение или событие или историческая личность подвергались анализу.

Итак, я описала своё понимание теории ТРИЗ и как его могу применить лично я. Полагаю, что книга будет интересна людям с техническим складом ума, потому что задачи и способы преодоление технических противоречий, которые разбирает автор, тоже интересны. Настоящая пища для ума!

Поставлю «хорошо»,так как задач ну ооочень много.

Недостатки
  • Не для широкой аудитории
Яна Пашковскаярекомендует
Читать все отзывы 2
Comments.
Все комментарии
Авторизуйтесь для комментирования
Оставить комментарий
27.01.2017
Крутяк! В начальной школе ТРИЗ был (или была?) спецпредметом, обожали эти уроки.
Latty,
мне не повезло, такого курса не проходила. Классическая логика и Ведение в научно-исследовательскую деятельность были в университете, но смекалки мне это не прибавило, увы...Глядя на своих детей понимаю, что логику надо пережевать ещё в дошкольном возрасте, чтобы был уже базис для развития творческого потенциала. Талантливые, но сумбурные мысли, пользы не принесут. Пытаемся работать в этом направлении.
Другие отзывы
Смотрите также