Всем привет!
В конце июля мы с семьей вернулись из путешествия в Армению и я продолжаю свой цикл отзывов об этой чудесной стране.
Сегодня я покажу одну из локаций Еревана, которую нельзя популярной. Это Детская железная дорога.
Моему супругу нравятся заброшки, поэтому, узнав о существовании в Ереване такого места, я включила его в список того, что нужно увидеть.
Узкоколейная детская железная дорога в столице Армении Ереван. Она пролегает в Разданском ущелье. Железная дорога была открыта 9 июня 1937 года как одна из многих пионерских железных дорог в Советском Союзе и до сих пор находится в эксплуатации, однако пребывает в полузаброшенном состоянии. По состоянию на 2024 год железная дорога не функционирует, тепловозы в нерабочем состоянии, станции закрыты.
Итак, детская железная дорога находится непосредственно в Разданском ущелье, которое уже самом по себе достопримечательность. Ущелье в городе – где такое еще увидишь?
Даже дорога к заброшке не совсем обычна – нудно найти тоннель, который проходит под самым старым районом Еревана под названием Конд и пройти по нему насквозь.
Тоннель длинный и темный и только далеко впереди светится выход. Идите на свет, но не забывайте смотреть по сторонам – на стенах тоннеля чего только не нарисовано и написано. Народная галерея, честное слово.После выхода из тоннеля необходимо перейти дорогу. Ориентиром служит внушительное здание ресторана, не заметить его невозможно. От ресторана вниз идут ступеньки, ведущие к детской железной дороге, которая на всех картах обозначена, как парк аттракционов.
Возможно, когда-то так и было. Но сейчас здесь лишь полуразрушенные скульптуры,
неработающий фонтан, парочка полуразвалившихся киосков и более чем основательное здание туалета. В него мы не заходили, но запашок стоит еще тот. Кстати, наверху перед лестницей находится несколько питьевых фонтанчиков, которые сейчас бездействуют. Но примечательно в них то, что каждый посвящен памяти героев ВОВ, о чем свидетельствует гравировка с именем и фамилией.
В районе туалета есть еще одна лестница, ведущая вниз – в Разданское ущелье. От парапета внизу уже видно здание главного вокзала, к которому и ведет основательная лестница, которая и по сей день находится в удовлетворительном состоянии. Несмотря на то, что никто за ней и не следит.
Здание вокзала каменное, выкрашенное когда-то в бежевый цвет – с острым шпилем-крышей.
На башне циферблат давно уже не функционирующих часов.
Спустившись вниз, мы попадаем в холл вокзала, из которого можно попасть непосредственно к железнодорожным путям. Холл не очень большой, в нем сохранилось окошко кассы. Также есть несколько дверей, которые закрыты и, кажется, даже запаяны, чтобы посетители не лезли туда, куда не нужно. В момент нашего посещения в самом холле стояла палатка, где жил бородатый паренек.
Все стены холла, выкрашенные когда-то бежевой краской испещрены надписями, побывавших здесь людей. Я, если честно, не понимаю стремления людей везде оставлять надписи о себе. Но, признаюсь, здесь цитаты не только а-ля «Здесь был Вася». Есть даже стишки.
Над аркой-выходом к путям сохранились цветные витражи
, а в самом зале - массивная люстра с символом Армении - плодами граната. Выход к путям – лестница, огороженные некогда белыми парапетами. Здание вокзала в более-менее сносном состоянии. А вот вид на пути реально навевает мысли о постаппокалипсисе.
Здесь навеки остановили свое движение поезда.
Стекла разбиты, сами поезда разукрашены граффити. Кое-где внутрь даже заглядывают ветви деревьев. Ощущение заброшки только подогревает отсутствие людей в пределах видимости. Если идти по путям, можно дойти до других станций железной дороги, но они уже находятся в плачевном состоянии.
Если пройти вперед, оставив здание вокзала по левую руку, можно дойти до стрелки,
за которой выходим к навесному мостику, переброшенному через ущелье. За ним расположен «спортзал» под открытым небом со сделанными из чего придется тренажерами. Внизу же кипит жизнь – здесь армянские мужчины разного возраста общаются, играют в нарды, плавают в небольшой и по всей видимости, рукотворной купели. Я даже им позавидовала, тоже бы окунулась, но не рискнула. Женщин в компании не было, и создается впечатление, что это место только для мужчин. Сама речка, протекающая в ущелье больше похожа на речей – небольшая, но очень бурная.
К ней можно спуститься и в других местах, но только здесь есть возможность подойти близко к воде. Заключение.
Детская железная дорога – очень интересная и необычная локация. Особенно для любителей различного рода заброшек. Здесь прямо витает дух канувшего в лету Советского союза. Вокзал сохранен в достойном виде, даже некоторые витражи в целости и эпичная люстра с металлическими гранатами на месте.
Поезда в плачевном состоянии, но лазить по ним все равно интересно.
В общем, если любите такого рода локации, не пропустите Детскую железную дорогу в Ереване.
И еще – это чуть ли не единственная в Ереване заброшка, доступная к посещению. Изучая вопрос я выяснила, что есть еще заброшенный телескоп (далеко от Еревана), недостроенная станция метро (но вход туда запрещен), заброшенный терминал аэропорта (узнала поздно, и не успела выяснить, можно ли туда попасть) и заброшенный же кинотеатр (он почему-то супруга не заинтересовал).
Благодарю за уделенное время!