Визуальная новелла «Клуб романтики» всё продолжает набирать популярность. Причины крайне просты: разработчики нацелились на конкретную целевую аудиторию (девочки-подростки) и клепают потихоньку сюжеты, которые интересы этой целевой аудитории удовлетворят. В чём же они заключаются?
Кому в 14 лет не хотелось почувствовать себя особенной? Кто хоть раз не мечтал стать королевой с огромной властью и толпой поклонников, полу-вампиром полу-человеком со всеми преимуществами обоих видов, да просто желанной всеми окружающими мужчинами женщиной? Не у всех, конечно, мечты были именно такие, но фантазии на тему «идеального я» с суперспособностями вдобавок знакомы большинству. Именно в роли такой великолепной, умной, доброй, честной, сильной, красивой, могущественной, интересной, оригинальной, творческой, самой-самой необычной, сексуальной, ещё раз красивой героини и выступает игрок. Эта самая героиня обязательно окажется в центре совершенно необычных событий и в неё обязательно влюбятся все молодые люди, которых она встретит на своём пути. Но давайте по-порядку.
Если вы не хотите читать описание геймплея, то листайте сразу до подзаголовка «Истории».
Меню
Загрузка игры требует доступ в интернет, иногда тормозит и может вообще зависнуть на несколько минут на определённом проценте. Прочем, такое происходит нечасто. Запустив приложение, мы видим общее меню.
Ничего сложного: можно пролистать доступные для прохождения истории, выбрать понравившуюся и ткнуть на кнопку «Играть». Сами истории содержат обычно около 10 серий, а также делятся на сезоны, которые отобразятся в этом же меню по мере прохождения. Если вы захотите переиграть какую-то серию или целый сезон, справа есть круглая стрелка.
Обратить внимание здесь следует выделенные на скриншоте красными овалами пункты. Первый — алмазы. Это основная игровая валюта. Именно за них покупаются дополнительные наряды, причёски, украшения для героинь (а иногда и для героев), а также, что наиболее важно, некоторые выборы. За алмазами следует второй вид валюты: чашки чая. Они необходимы для прохождения или перезапуска серий и сезонов. Всего их может быть две, обновляются они раз в три часа. То есть пройти сразу все истории вы не сможете: придётся заходить в приложение не один день. Причина проста: разработчикам ежедневное посещение выгодно. Также за каждый день вы получаете от 1 до 6 дополнительных алмазов.
Ещё один способ получить алмазы — посмотреть рекламу. Это видно в нижнем правом углу. Итак, всего 2 алмаза за объявление примерно в 30 секунд. При этом посмотреть сто таких объявлений разом вы также не сможете: приходится ждать около одного или двух часов.
Внешность
Итак, нажали вы на кнопку «Играть». И сразу же выскочит реклама.
Отключить её совсем можно только за деньги. Ну да ладно — можно и посмотреть один небольшой ролик, не так ли? Один-то, конечно, можно. Только очень велика вероятность, что после его просмотра серия начнёт грузится, дойдёт до 10%, до 20, до 22,8... и там и останется. Минута, две, три — процент не меняется. Можно ждать. Если отложить телефон минут на 10 и пойти заниматься своими делами, то по возвращении вы скорее всего увидите, что всё загрузилось. Можно не ждать и перезагрузить приложение. В таком случае вам придётся снова смотреть рекламу. С некоторой вероятностью игра прогрузится на ещё пару десятков процентов и зависнет. Вообще такие подвисания в загрузке происходят у меня более чем в половине случаев. Иногда приходится таким образом смотреть по 2-3 рекламных ролика.
Наконец-то произошло чудо, ползунок дошёл до заветных 100%, и вы сели играть! Первое, что вам предложат — выбрать внешность героини, а именно расу и причёску. По умолчанию доступен только один наряд и ни одного украшения. Рисовка иногда симпатичная, а иногда выглядит просто страшно. При этом в одной истории одни расы могут выглядеть нормально, а другие пугать.
Выпученные глаза, приоткрытый рот — девушка явно не в себе
После этого вам нужно будет подтвердить выбор. Выглядит это так:
Никакого подвоха?
Я в первый раз попалась. Дополнительные наряды? Почему бы и нет. Ткнула на эту кнопку. Естественно, дополнительные наряды и причёски стоят алмазов. Если не хотите их тратить (а вы вряд ли захотите), придётся довольствоваться первоначальным вариантом. Что ж, со внешностью разобрались, переходим к игре!
Выборы
Уже в ходе истории вы пройдёте мини-обучение по выборам. Они делятся на несколько типов. Первые меняют ход сюжета. Впрочем, огромная часть из них влияет только на то, какие несколько фраз от собеседника вы прочитаете в следующие десять секунд.
Из этого выбора следует, кто расскажет вам свои воспоминания. Это всё. Можно подумать, что это просто пример в самом начале игры, но такого будет ещё много по ходу сюжета, хотя утверждается, будто бы эти решения меняют историю.
Второй тип — на характеристики.
В этой истории они самые стандартные: сила и дипломатия. Выбираем первый вариант — получаем +1 к силе, второй — +1 к дипломатии. Именно эти характеристики — одна из главных проблем игры. В зависимости от того, какой параметр будет выше, иногда может незначительно меняться поведение героини, но это не имеет значения. Значение имеет то, что иногда (буквально один раз за сезон) вам могут попадаться выборы, требующие наличия определённого количества той или иной характеристики. Например, появится решение, для принятия которого нужно 54 силы. Если у вас такого числа нет, придётся выбирать другой, абсолютно всегда худший вариант. Зато рано или поздно вам предложат выбор, требующий высокой дипломатии, и тут-то вы... снова облажаетесь. С огромной вероятностью. Набрать нужную сумму для обоих выборов невозможно — приходится вкладываться только в одну характеристику. Что из этого следует?
Во-первых, что вы не сможете всегда выбирать то, что вам по душе, если не хотите завалить какие-то действительно значимые решения для истории. Хотите качать силу? Значит нужно всегда (хорошо, почти всегда) тыкать на те варианты, которые дадут вам больше силы. Не хотите орать на безобидного персонажа или бить монтировкой по голове своего друга, неожиданно выскочившего из темноты? Что ж, тогда в будущем последствия могут быть катастрофическими. Возможно кто-нибудь даже умрёт.
Во-вторых, вам не говорят заранее, какие из выборов дают плюсы к характеристикам. А это значит, что вы не будете руководствоваться своими личными взглядами при решениях, вы будете угадывать, дадут ли вам что-то вообще и если дадут, то что именно.
Третий тип выборов — на время. Обычно именно здесь вы можете умереть, если ткнёте не туда. Впрочем, смерть героини вообще не страшна. Вас просто отбросит на пару мгновений назад, и вы сможете изменить решение. Иногда они логичны. Иногда вам предлагают что-то типа: «Прыгнуть влево», «Прыгнуть вправо», «Отпрыгнуть назад» без каких-либо дополнительных данных. Даже догадаться по ходу сюжета, что вообще находится слева, справа или сзади нельзя. Игра превращается в угадайку. Ещё веселее, если последствием плохой интуиции станет смерть второстепенного персонажа или потеря авторитета. Иногда авторитет тоже нужен для важных сюжетных поворотов, а его получение зависит больше от удачи, чем от знаний, внимательности или просто логики. Хотя обычно при низком авторитете героиню просто будут втаптывать в грязь какие-то случайные люди: это всего лишь давление на игрока, ведь чтобы сохранять его на высоком уровне придётся либо честно переигрывать раз за разом главы, тратя чашки чая, а значит всё более желая купить их за реальные деньги, либо читерить и смотреть прохождения в интернете.
И, наконец, самый важный тип: выборы за алмазы. Именно эти выборы критично влияют на сюжет. Именно они позволят вам построить отношения с понравившимся героем, спасти мир и стать великой. А ещё переспать с десятком парней. И стоят они, как правило, где-то от 20 до 50 алмазов. С учётом того, что говорилось ранее — реклама раз в пару часов за 2 алмаза и 1-6 алмазов при ежедневном посещении игры, плюс в конце главы с просмотром, опять же, рекламы можно получить ещё 3 штуки (или сразу десять, если это первая глава) — можете прикинуть, как долго их копить? А такие выборы встречаются иногда и по 5 раз на одну главу. Именно эта система превращает визуальную новеллу в простое выкачивание денег за счёт рекламы и донатов.
Платные услуги
Что вообще можно сказать про платные услуги? Просто взгляните на цены.
130 алмазов хватит на 3-4 главы в лучшем случае. 899 рублей. Я даже не знаю, как это комментировать.
Напомню только, что за эти же алмазы можно покупать одежду, причёски, а также целые комнаты, в которые героини будут возвращаться периодически по ходу истории. Комнаты, к слову, могут стоить даже больше 130 алмазов. Стоит ли тратить столь ценную валюту на украшения? По мне, так это абсолютно бессмысленно.
Истории
Над идеями для историй разработчики обычно не запариваются: берут миры или персонажей из популярных книг и фильмов. История про вампиров и оборотней «Рождённая луной» позаимствовала конфликты и дружбу самих, собственно, вампиров и оборотней из «Сумерек». Также, как и в книге, здесь героине предстоит выбирать между двумя парнями этих видов. В новой истории «Любовь со звёзд» один из главных героев, по видимому, Тви'лек из «Звёздных войн». «Секрет Небес», кажется, взял идею «Благих знамений». Но надо отдать должное создателям: сами сюжеты развиваются более-менее самостоятельно, заимствуя только общие концепции.
О чём же нам повествуют? В истории «В ритме страсти» главная героиня — хореограф, которая неожиданно для себя стала помогать ставить танцы стриптизёрам. И, несомненно, оказалась в окружении сексуальных и влюблённых в неё танцоров, причём не только из своей команды, но и из команд конкурентов и даже конкуренток. В «Рождйнной луной» вы становитесь наполовину вампиром — то есть приобретаете все способности вампиров, но к вам не переходят их слабости. И, конечно, что важнее всего — вы можете построить отношения с мрачным и уточнённым молодым на вид вампиром или с верным защитником оборотнем. В «Королеве за 30 дней» сюжет вообще в крайней степени комичен — совершенно обычная девушка едет в Катар, лишается там вообще всего, даже своих вещей, но ей тут же предоставляет неограниченные суммы денег, жильё в королевском замке, а также своё сердце личный телохранитель принца. Просто так, за красивые глаза. Тут же, естественно, в героиню влюбляется и сам принц. Тоже за красивые глаза.
Во всех историях буквально каждый первый мужчина будет влюблён в героиню. При этом сама героиня не будет проявлять никаких особых качеств (если только приобретённые волшебным образом супер-способности). Порой, конечно, у них есть специальные навыки. Порой есть и хоть какой-то характер. Но всё это либо прописано крайне скудно, либо существует в зачаточном состоянии.
Концепция проста, она существует уже много лет и давно используется для того, чтобы завоевать внимание девочек-подростков. Берётся самая простая, непримечательная, обычная, забитая, ни чем не отличающаяся от других девочка, а потом в неё влюбляются все парни в округе, она становится супергероем и спасает мир. Смысл непроработанности героинь именно в том, чтобы любая пользовательница приложения могла ассоциировать себя с ними: «Да, я такая же простая, обычная девочка, но на самом деле во мне кроется невероятная сила!» И да, это затягивает. Но полноценной проработанной истории на этом не построишь. В лучшем случае разработчики выпускают банальные сюжеты с банальными героями, в худшем — создают безумно потешную сказочку про Мэри Сью.
Но иногда выходит нечто совсем особое. Совершенно мерзкие персонажи. В «Я охочусь на тебя» главный кумир аудитории Александр в одной из сцен связывает героиню и сексуально домогается её, несмотря на возможность (в зависимости от выбора игрока) ярого сопротивления. Правда, ни раздеть, ни изнасиловать её он не успевает, потому что на крики в комнату вламывается другой персонаж. А потом и вовсе заявляет что-то вроде: «Да я же пошутил, я не думал, что тебе не нравится». И в дальнейшем ведёт себя как ни в чём не бывало. Создателями это подаётся как невинная шутка, очередной дружеский (точнее не совсем дружеский) прикол.
Из плюсов — отношения можно построить и с вполне нормальными парнями, и даже с девушками. Только скорее всего они скоро станут не нужны сюжету и будут появляться в повествовании только для того, чтобы выкачать из игрока ещё больше алмазов за постельные сцены. Постельные сцены, к слову, крайне скудные. Чтение занимает не больше минуты, да и порой от них тошнит, так приторно описано совокупление.
Фанаты
Комьюнити у Клуба романтики безумное. В группы игры лучше вообще не заходить. Если коротко — там бесконечно ведутся обсуждения, кого же из двух главных конкурентов за место в сердце (или скорее в постели) девушки выбрать. И обсуждение того, насколько они хороши. Естественно, обычные парни, не имеющие запредельного обаяния (в лучшем случае), высоких титулов, денег или суперспособностей (как правило) там даже не рассматриваются. Печально, что нередко в их сторону несётся шквал осуждения и ненависти просто за их существование или за то, что они предлагают героине отношения. Кумирами аудитории часто становятся просто мрази (как вышеупомянутый Александр или Люцифер из «Секрета небес»).
А что там по сравнению с другими новеллами?
Я не так часто прохожу новеллы. Если быть точнее, играла только в четыре — «Бесконечное лето», «Dandelion ~Neoege Buneun Baram~», «Ever 17» и «Katawa Shoujo». Последнюю считаю самой лучшей и глубокой. Попробуем сравнить и вывести, что же делает визуальную новеллу хорошей?
Во-первых, нет никаких валют. Лучше уж сделать саму игру платной, чем добавлять выборы за валюту. Это ломает всю идею. Смысл в том, чтобы игрок принимал решения, основываясь на своём мировоззрении и морали, а не копил на «правильную» кнопочку. Сюда же относятся характеристики — именно из-за них игрок делает не тот выбор, который считает лучшим, а тот, который приведёт к очевидно желаемому результату.
Во-вторых, выборы реально влияют на историю. Во всех перечисленных мною новеллах есть арки персонажей. Это значит, что в зависимости от того, с кем ты предпочтёшь строить отношения спустя некоторое время игры, полностью меняется сюжет. Это абсолютно другие сцены, диалоги и локации. Естественно, это не единственный возможный вариант. Но система Клуба романтики просто нелепа в этом плане: история движется из точки A в точку B. В зависимости от принятых решений меняются либо мелкие диалоги, либо в точке B вас будет ждать немного иная концовка, да и то не всегда. И где же обещанное «изменение сюжета в зависимости от выбора игрока»?
В-третьих, персонажи. Главные герои в той или иной мере могут быть почти безлики изначально. Но в таком случае их личность должна либо полностью зависеть от решений игрока, либо развиваться, исходя из этих же самых решений. Второстепенные же герои — это главное. Отнесём сюда и проработку случайных персонажей, и проработку потенциальных парней/девушек игрока. Если с первым у Клуба романтики ещё куда ни шло, то со вторым совсем беда. В вышеуказанных новеллах каждая девушка или парень имеют свои детально прописанные и кардинально отличающиеся друг от друга характеры, у них есть свои секреты, своё прошлое и, наконец, самое главное — они не влюбляются в главного героя просто так. Отношения с ними надо долго выстраивать. Их судьба зависит от того, как именно вы будете себя вести. А не как в Клубе романтики — поцеловались, переспали, переспали ещё с парочкой, с первым разошлись, да и чёрт с ним, всё равно ничего не меняется.
Пожалуй, это самые заметные и основные отличия. Есть ещё тысячи маленьких деталей, но расписывать их можно вечно. Главная проблема Клуба романтики — игра просто поставлена на поток ради выманивания денег. Души нет. Куда уж там до продуманности.
Итоги
Если вы хотите представить себя в роли Мэри Сью — качайте эту игру. Если вам некуда тратить деньги — качайте эту игру и покупайте всё, что увидите. Если вы хотите посмеяться над нелепыми сказками для маленьких девочек — можете скачать и убить время.
Ладно, признаю, не всё так ужасно. Есть неплохие сюжетные повороты и неплохие герои. И да, можно убить время. Но понравится эта игра как визуальная новелла может разве что в том случае, если вы не проходили других новелл. А если не проходили — так бегите проходить. К сожалению, не все переведены на русский, но пока есть из чего выбирать. Впечатлений от них будет куда больше, а некоторые и вовсе заставят задуматься над смыслом жизни.