Поначалу я собирался обойти этот фильм стороной. На обходном манёвре настаивало множество чужих мнений, в которых культурно намекалось на то, что сия «культурная комедия» – это сплошная уше-глазная боль. Среди способного вызвать болезненные проявления указывалась несмешная банальщина.
Там ещё много чего указывалось, например, скука, пошлость, и даже издевательство над светлым образом культуры в целом. Ещё была такая мулька, что, мол, фильм набит разной экскурсионной направленностью по Пермскому краю, поэтому будет интересен не только лишь всем.
Признаюсь, у меня даже пропало настроение от таких мнений, ибо я уже настроился посмотреть комедию с нормальными артистами. А тут «несмешная экскурсия» и разные другие страшилки. Однако нет худа без добра, ибо всё в тех же отрицательных мнениях меня заинтересовало вышеупомянутое «покушение на светлый образ культуры». В том мнении было ещё много ужасных наворотов, но я их повторять не стану – для меня это чересчур: ретранслировать такой смелый полёт намёков на заходы «не в ту дверь».
Таким образом, какими бы портящими настроение не были чужие мнения об этом фильме, я всё-таки забрался в него с головой и ногами. Теперь мне уже, само собой, начхать на вообще какие-то мнения, ибо у меня есть своё, и вообще, я правильно сделал, что не отправился в обход этой «культурной комедии».
Прежде всего сообщу, что эта киношная продукция, по моему мнению, всё-таки заслуживает высокого звания – фильм. Со своими задачами фильм справляется: заинтересовывает, удерживает, хранит кое-какую интригу, и качает кое-какие чувства. И комедийность там есть. Не цирк с конями, конечно, и не вариации на тему «шоу Бенни Хилла, но чисто улыбательного контенту там хватает.
И нет там никаких экскурсий. Там даже панорам Перми, которые показываются между сценами, не так много. Короче, никаких душных бытовых пространств там нет, и бессмысленности в тех пространствах тоже не наблюдается.
Я так думаю, что этот фильм – просто прикольная фантазия, и чего-то там пытаться вещать на серьёзных щщах по поводу его разнопланового наполнения – это как душнить бородатыми анекдотами. А чё, наполнение разноплановое что ли? Кому как, конечно, но, типа, да.
Там и «культур-мультур», и мелодрам-щвелодрам, и стёб, и психология, и «перековка», и драма, и приколюхи на дурдомном фундаменте, и фантастика, которая только слегка галлюциногенная.
Короче, разных приятных киноприпа́сов там полны кинозакрома́, а талантливые актёры всё это добро умело используют во благо моих эмоциональных колыханий. Немногие другие зрители тоже положительно колыхаются, но мне, в сущности, до других колыханий дела мало: что до положительных, что до отрицательных.
Это, собственно, к тому, что фильм мне кое-о-чём напомнил: фильм всё-таки о культуре, а культура – это такое дело, что лезть со своим культурным уставом в чужой культурный монастырь – занятие смелое, но точно сомнительное. И сомнительное даже до степени чердачного нездоровья.
«Лезть со своим уставом» – это ведь подразумевается состязательный процесс. Вроде как: я пришёл со своей культурой, которая всяко более культурна, ведь иначе я бы просто не сунулся. Так как люди без самоутверждения не могут ступить и шагу, то и культура, в плане самоутверждения, превращается просто в идеальный инструмент. Вот и в фильме главная героиня считала себя мега-окультуренной, в противовес главному герою, который, не особо стесняясь, в гробу видал всё, кроме прагматики.
Главный герой вообще чудно жил и не хворал: ни душевно, ни как-нибудь иначе. Костюмчик, машинка, квартирка, должность, зарплата, удобная деваха под боком. Но должность у него такая, что начать городить огород из окультуривания могут и приказать. В фильме показан такой калейдоскоп, что с этим окультуриванием огород пришлось городить многоярусный. Там чёрт ногу сломит: сначала были монументальные Чехов и классический балет, но всё равно прорыв случился из-за чудных мусорных трэш-арт-композиций.
Тут, понятное дело, что балет – это скучно для такого фильма, хотя и с балетом можно было какой-нибудь смелости подогнать. Но раз уж впереди была задумка из трэш-арта, то с балетом был бы, наверное, уже перебор. Типа: вот у нас какое культурное разнообразие, что и то есть, и это присутствует, и даже есть капля фольклора в виде куклы, которую, правда, сначала сбили машиной, а после починили, и пустили в свободное плавание.
Однако, чего там по сюжету. А по сюжету можно нарваться на аллюзии, поэтому там будет только фантасмагорично-комедийная фантастика, и совсем чуть серьёзного в виде зародившейся любви. И никаких аллюзий, ибо они опасны, и могут ненароком испортить настроение, а то и жизнь.
Короче, чиновник Виктор Летаев жил себе комфортно и счастливо, пока сверху не пришло указание: всем срочно окультуриться, причём с применением импортозамещения. Да, ничего не понятно, но очень интересно. Конкретики ноль, поэтому Летаеву нужно блистать и креативить, но так, чтобы начальство его признало справившимся, и при этом вменяемым.
Летаев же о наличии в природе хоть какой-нибудь культуры слышал только из анекдотов, и не факт, что из приличных и нематершинных. Поэтому он решил брать «уроки окультуривания» у местной специалистки по культуре – Марины Николаевны. Надо сказать, что Марина Николаевна была той ещё фифой, поэтому Летаеву пришлось схематозить.
Собственно, далее начинается контент, хотя не факт: контент там равномерно распределён по всему сценарному буйству. Буйство тоже будет разным, ибо игра актёров будет конкурировать с кое-какими сюжетными сотрясениями.
Главным актёрским умельцем в фильме блистает Алексей Чадов. Надо сказать, что я даже был удивлён таким, показанным Чадовым, шебутным напором, и таким попаданием в образ. Другие актёры тоже сильно неплохи, но их роли такие, что первую скрипку там всё-таки должен исполнять окультуривающийся чиновник-проныра.
Яна Гладких – моё почтение, Марина Николаевна из неё получилась типичнейшей такой небезнадёжной занудой. В Марине Николаевне комедийности будет даже больше, чем в Летаеве, ибо, это просто вот так вот по ощущениям.
Юрий Стоянов в этой «культурной комедии» стандартно отыграет стандартную для русской народной передачи «Городок» сцену. Стандартно – это не значит как-то скверно, это значит – стандартно. Ну, может быть, Стоянов будет чуть глубже, чем в стандартной «городошной» вычурной театральщине.
Финальные изменения главному герою будут к лицу, ибо мужское мужчине всегда к лицу. Однако буйство фантазии радовать не перестанет: так решать кадровые вопросы возможно только в сюрреалистичной комедийной фантастике. Или в реальности тоже возможно такое, когда чувака назначают главным по культуре за то, что у него свои представления о культуре? А чтобы доказать нужность своих представлений, нужно, по киношному примеру, поставить замысловатым образом друг на друга два изделия сантехнического назначения?
***
В общем, весёленькое получилось окультуривание. Надеюсь, культура всё же непоругаема, и местная весёлость не смогла устроить культурный шок, и как-то культуру повредить. Относиться к этой комедийной суете как-то серьёзно? Если серьёзно, то без меня. Если серьёзно, то это тяжёлый выбор. Или тяжёлый случай?