Опубликовано 2 Апрель, 2024 - 11:44

  • Опыт использования:
    один раз
  • Стоимость:
    1200 рублей (с лекцией)
  • Куплено онлайн (ссылка)

Это моя четвертая персональная выставка художников в Русском музее.

Первая была посвящена работам Петрова-Водкина. Никто из домашних не поддержал мой порыв, и я поехала одна. В сравнении с основным зданием выставка в корпусе Бенуа казалась крохотной, но количество работ все равно впечатляло.

Через год мы с мамой поехали смотреть работы Ильи Репина. На дворе стоял 2019 год, в залах было почти пусто и камерно.

Мне очень повезло жить в прекрасном Петербурге и иметь возможность посещать такие выставки. До недавнего времени это не воспринималось, как что-то феноменальное. Львиную долю того, что представлено на выставках можно увидеть в Русском музее в любое удобное время.

Все изменилось, когда в 2022 году я пришла на выставку, посвященную работам Врубеля и совершенно случайно попала на экскурсию. Это перевернуло мое отношение к посещению подобных мероприятий. Картины и прочие работы автора открылись мне с совершенно другой стороны. История создания, скрытые смыслы... Без комментариев экскурсовода картины воспринимались мною как картины, но после я стала понимать, почему эти полотна считаются великими, а художник вошел в историю.

 

Когда в Русском музее открылась выставка, посвященная работам Василия Сурикова, я сразу решила, что нужно непременно идти с экскурсией.

Первые два месяца я отчаянно пыталась поймать билеты, но все было тщетно.

Русский музей ведет образовательную деятельность среди детей и подростков, время от времени устраивая совершенно потрясающие мероприятия. Информацию о них можно получить в тематической группе в VK.

Однажды мне повезло увидеть афишу лекции "Народный костюм и предметный мир XVII века в произведениях В.И. Сурикова". Это был тот самый случай, когда нужно сначала хватать, а потом думать.

Ссылка из официальной группы в VK привела меня на официальный сайт Русского музея. Там можно было выбрать дату и время лекции. Билет на взрослого и ребенка стоил 1200 рублей.

На сайте было указано возрастное ограничение, но в данном случае я придерживаюсь мнения, что каждый родитель должен сам понимать, сможет ли его ребенок воспринимать полученную информацию.

Билеты мы не распечатывали. Я даже не сохранила их в телефоне, как файлы. В фойе корпуса Бенуа прекрасно ловит мобильная связь, можно открыть билеты там, на входе. А вот в самих залах связь практически отсутствует.

Мы приехали к назначенному времени и как-то быстро нашли свою группу. Были и родители с детьми и просто взрослые дамы, готовые открывать для себя новые грани известных полотен.

За пять минут до начала пришла экскурсовод. Она представилась и предложила всем желающим взят с собой складные стулья. Взрослым было неудобно, а детей удалось уговорить.

Мой совет: берите!!! Не зависимо от возраста. Лекция длилась два с половиной часа. Все это время стоять очень тяжело.

Внутри выставочного зала кое-где есть лавочки, но их мало и они все время заняты.

 

Выставка посвященная 175 летию со дня рождения Василия Сурикова в Русском музее

В начале лекции нам должны были рассказать краткую биографию Василия Сурикова, но экскурсовод пропустила этот момент. Сама потом призналась, что забыла.

Как оказалось, даже к лучшему. Время лекции весьма ограничено, ознакомиться с биографией можно из любого открытого источника, а вот послушать про нюансы картин гораздо интереснее.

Впрочем, в течение лекции экскурсовод периодически пересказывала нам тот или иной эпизод из жизни Василия Сурикова, выходя за рамки родился-женился-умер. Благодаря этим рассказам художник становился живым и настоящим.

 

Суриков "Степан Разин"

На выставке представлены все большие полотна Василия Сурикова, кроме ""Утро стрелецкой казни". Она была на реставрации.

Первой посетителей выставки встречает "Степан Разин". В любой другой ситуации я бы задержалась у этой картины максимум на минуту. При всем уважении, тема картины для меня не особо интересна.

Но когда тебя сопровождает квалифицированный экскурсовод, совсем другое дело.

Например, круги на воде. Я бы даже не обратила на них внимание. По легенде, у Степана Разина была, скажем так, дама сердца. Персидская княжна. Он взял ее в плен, собирался жениться, но воины взбунтовались. Негоже это, менять лихую свободную жизнь на семейный очаг. Тогда, чтобы доказать свою преданность делу, Степан Разин приказал утопить княжну.

Когда Василия Сурикова спрашивали, почему главный герой на картине такой задумчивый, где княжна? Он отвечал: круги на воде видите? Вот это княжна и была...

И это лишь одна из десятков деталей, которые мы обсуждали с экскурсоводом! Почему Суриков выбрал именно этот ракурс, что за одежда на Разине, кто все эти люди в лодке... Там столько смыслов, столько тонкостей...

 

Суриков "Посещение царевной женского монастыря"

Следующей картиной, которую мы обсуждали, стала "Посещение царевной женского монастыря".

И опять же, в других обстоятельствах я бы задержалась у картины на минуту или две. Я не умею самостоятельно анализировать полотна. Во всяком случае, не на том уровне, на котором это делает экскурсовод в Русском музее.

И снова десятки нюансов, тонкостей. Я слушала и удивлялась: человек пишет картину, а потом люди еще сотню лет разгадывают, что все это значит.

 

Русские мотивы на выставке

А рядом с картиной витрина, куда сотрудники Русского музея для пущей наглядности положили предметы быта, которые могли бы быть исторически связанными с сюжетом на картине.

 

Русские мотивы на выставке

Факты, которые нам рассказывали, конечно, потрясающие. Но, слушая, в душе я славила феминизм и наш прекрасный двадцать первый век, где у женщин есть выбор и много чего еще.

 

Суриков "Боярыня Морозова"

Еще одним грандиозным полотном, которое нам повезло увидеть, стала "Боярыня Морозова".

С самого детства эта картина привлекала мое внимание и вселяла страх и трепет. Несколько раз в течение своей жизни я порывалась почитать про сюжет, но все время что-то мешало.

Картину я видела ранее, когда посещала Третьяковскую галерею в Лаврушинском переулке в Москве. Это место постоянной прописки "Боярыни Морозовой".

Данное полотно покидает Третьяковку примерно никогда. Во время подготовки выставки Русский музей пытался договориться, но Третьяковка категорически отказывала.

Вмешался... Никита Сергеевич Михалков, которому Василий Суриков приходится родным прадедом.

 

Портрет Ольги Суриковой в детстве (дочь Василия Сурикова и бабушка Никиты Михалкова)

Дочь Василия Сурикова, Ольга, которой суждено было стать супругой Петра Кончаловского и матерью Натальи Кончаловской.

На выставке представлен ее детский портрет.

А также генеалогическое древо Михалковых-Кончаловских.

 

Генеалогическое древо

В компании интересного рассказчика время летит незаметно, поэтому экскурсовод предложила для анализа последнюю картину на выбор: "Меншиков в Березове" или " Переход Суворова через Альпы".

Большинство проголосовало за второй вариант, тогда как я бы лучше послушала про первый.

 

Суриков "Переход Суворова через Альпы"

Позволю себе побрюзжать. Что в самом Русском музее, что на персональной выставке "Переход Суворова через Альпы" висит крайне неудачно. Всегда отсвечивает и нет точки, откуда можно целиком и полностью насладиться полотном. Возможно, дело в том, что изображение строго вертикальное, но каждый раз смотрю и раздражаюсь.

Мы обсудили детали и оценили историческую точность картины. Глядя на нее, я понимала, что что-то здесь не то, и экскурсовод смогла по полочкам разложить, что же не так.

 

Русские мотивы на выставке

Сурикова не просто так называют "самым русским художником". Чтобы поддержать атмосферность его картин, сотрудники музея подобрали экспонаты, усиливающие "русскость" в зале.

 

Русские мотивы на выставке
Русские мотивы на выставке

Я смотрела на все это и думала: какая же у нас потрясающая самобытная культура...

 

Суриков "Сцена из Римского карнавала"

 

Однако, не патриотизмом единым.

Василий Суриков очень любил путешествовать, но особой его страстью была Венеция. Он принципиально писал русские мотивы, однако, одно полотно на иностранную тематику все же добралось до потомков.

Суриков "Сцена из Римского карнавала"

Эта работа - единственная, посвященная его заграничной жизни.

Она "выросла" из наброска, который висит тут же, рядом, и разительно отличается от остального творчества автора.

 

Суриков "Старик-огородник"

Занятно было увидеть вот это знакомое полотно. Некий музыкант несколько лет назад поставил его на обложку своего альбома. Стыдно признаться, я думала, что это Лев Толстой...

 

Суриков "Вид памятника Петру I на Сенатской площади"

Помимо грандиозных работ, на выставке представлены более скорбные в размерах, но не менее прекрасные портреты.

Суриков "Сибирская красавица"

Особое внимание Суриков уделял прекрасному полу и надо сказать, их портреты удавались ему на славу.

 

Игра в снежки по мотивам картины "Взятие снежного городка"

Меня радует, что с каждым годом, с каждой новой выставкой становится все больше "осязаемости". Картины и наброски чередуют с предметами быта, вносится элемент медийности.

Например, в этот раз в заключительном зале установлен экран, она котором можно поиграть во взятие снежного городка.

Если повернуться, то по стенам "побегут" полотна, а тишину разрезают старорусские песни.

 

Автопортрет Василия Сурикова

Выставка проходит не первый месяц, но ажиотаж вокруг нее не утихает. Посетителей очень много.

Когда мы попали на экскурсию по работам Врубеля, экскурсионная группа была одна, и она была огромна.

В этот раз параллельно с нами шли несколько экскурсионных групп и мы старались не мешать друг другу.

Самостоятельных посетителей тоже очень много. Около некоторых картин люди толпятся, но атмосфера не напряженная, не нервная, скорее расслабленная и одухотворенная.

Для себя я окончательно пришла к выводу, что буду посещать подобные выставки только с экскурсией, а еще лучше с тематической лекцией, где более подробно раскрываются детали картин.

Почему-то я думала, что приобретая билет для самостоятельного посещения можно находиться на выставке неограниченное количество времени и неспешно осматривать экспонаты, а если с экскурсией, то сразу после нее просят на выход. Это не так. После того как экскурсовод прощается с группой можно остаться самостоятельно все осмотреть.

 

С момента посещения выставки прошло чуть более двух недель, но эмоции не утихают. Значит, все было не зря...

Спасибо, Русский музей!

Достоинства
  • Высококвалифицированные экскурсоводы и лекторы
  • Интересная выставка
  • Много экспонатов, создающих атмосферу
  • Погружение в мир художника
Недостатки
  • Много посетителей
Velikolepnaya_iрекомендует
Читать все отзывы 4
Comments.
Все комментарии
Авторизуйтесь для комментирования
Оставить комментарий
04.04.2024
иногда такие места нужно посещать)) окультуриваться
03.05.2024
Как здорово! Познавательно Smile
Другие отзывы
Смотрите также