Леонид Гайдай...Сложно переоценить вклад этого человека в советский кинематограф. Каждый знает и любит его фильмы, стабильно входящие в Топ-250 по версии известного сайта КиноПоиск. Согласно тому же источнику, наибольшей благосклонностью зрителей пользуется лента..."Иван Васильевич меняет профессию".
Фильм снимали по мотивам пьесы Булгакова "Иван Васильевич". Сразу говорю, первоисточник в руки не брала, знаю лишь, что произведение датируется примерно 1935 годом, соответственно, действие происходит именно в тридцатые годы. Пьеса была написана позже "Собачьего сердца", так же экранизированного, но уже Владимиром Бортко. И если в "Собачьем сердце" режиссёр полностью воспроизвёл быт, обстановку того времени, то Леонид Гайдай пошёл другим путём,
перенеся события в СССР семидесятых годов. Изобретатель
Тимофеев - уже известный зрителю неуклюжий
Шурик в исполнении
Александра Демьяненко.
Это не тот
Шурик из
"Кавказской пленницы", это
Шурик повзрослевший и даже успевший жениться на девушке-актрисе по имени
Зина (
Наталья Селезнёва).
Шурик по-прежнему не замечает ничего вокруг и беспомощен в бытовом плане, но его любовь к науке и любознательность никуда не делись. Теперь герой занят разработкой машины времени, что сумеет перенести кого угодно сквозь время и пространство. Считаю ли я верным выбор
"Шурика" на роль изобретателя? Да, ибо действие разворачивается в семидесятых, а за
Демьяненко уже закрепился образ неуклюжего молодого человека с пытливым умом.
Мастерить машину времени
Александру Тимофеевичу мешает управдом
Иван Васильевич Бунша (
Юрий Яковлев). Типичный советский человек, считающий нужным совать свой нос абсолютно во всё, при этом крайне слабохарактерный, неуверенный и тревожный. Персонаж комичный, каждое его появление на экране вызовет улыбку даже у самого печального человека.
Юрий Яковлев - чудо, истинная находка
Леонида Гайдая, тем более актёру пришлось сыграть две роли, двух противоположных друг другу
Иванов Васильевичей.
Второй
Иван Васильевич -
Иван IV Грозный. Царь-тиран, он залил страну кровью, беспрестанно воюя с соседями и оттяпывая всё новые и новые территории.
Грозный ввёл опричнину, эдакий аналог нынешних силовиков. Как итог - разорение государства, сокращение населения, закрепощение крестьянства и многое другое. Также, по свидетельствам современников, царь был жестоким и психически нестабильным человеком.
Леонид Гайдай немного изменил характер
Ивана Васильевича, оставив тому разве что вспыльчивость. В остальном
Грозный Яковлева очень располагающий к себе герой. Поначалу он комично смотрится в царской одежде XVI в. в советской квартире, затем самодержец входит во вкус и уже наслаждается песнями
Высоцкого,
любуется видами из окна,
вразумляет
Карпа Савельевича Якина (
Михаил Пуговкин). Эту сцену можно пересматривать бесконечно! Такой контраст между маленьким пухленьким лебезящим
Якиным и высоким величественным царём прямиком из прошлого.
Иваны меняются профессиями, поэтому не только
Грозный оказывается в СССР, но и
Бунша попадает в XVI в. Путешествует он не один, а в компании вора
Жоржа Милославского (
Леонид Куравлёв). Помните ведь это высказывание, актуальное и по сей день? 😂
Граждане! Храните деньги в сберегательной кассе! Если, конечно, они у вас есть.
Леонид Куравлёв создал обаятельнейший образ. Пусть Жорж и мошенник, но мошенник, вызывающий симпатию и определённое уважение. В силу своего ремесла Милославский находчив, хитёр, быстро реагирует на внешние события и находит выход из сложной ситуации. Полагаю, без него бы управдом в XVI в. совсем пропал!
Приключения
Бунши и
Милославского снимались в
кремле города
Ростова, что в Ярославской области. Потрясающе красивый
кремль, я вообще больше люблю кремли белокаменные. Хотелось бы добраться до этой достопримечательности, ощутить дух старины, а заодно и представить съёмки
"Ивана Васильевича".
Внутри
кремль не менее прекрасен, нежели снаружи. Создатели не прогадали, выбрав в качестве декорации этот памятник зодчества. Да, кремль был сооружён во второй половине XVII в., однако эти низкие потолки, расписанные фресками стены и сам архитектурный стиль вполне напоминают именно о XVI в. Тут-то и пытались царствовать
Бунша с
Милославским! Господи, эти палаты в сотни раз чудеснее типовой советской квартиры
Шурика. Посмотрите, как красиво. Пусть потолки низкие и интерьеры не отличаются пышностью, однако я бы скорее предпочла оказаться в
Красной палате, а не в жилище изобретателя.
Да, воображаю, насколько обитающим в страшных квартирах (и даже извиняться не стану, в СССР о дизайне думали в последнюю очередь) советским людям было непривычно жить в царских палатах! Это дьяк посольского приказа
Феофан (
Савелий Крамаров) привычный к подобной обстановке. Интересный персонаж, кстати. Пусть он и смешон, но умён и догадлив. Я всё думаю, сразу ли он раскусил
Буншу и
Милославского? Игра
Крамарова на высоте, как обычно, однако он в очередной раз сыграл комичного персонажа. Таким его видел зритель и в
"12 стульях", и в
"Джентльменах удачи", и в других кинокартинах.
Меж тем тандем
Бунши и
Милославского ближе к концу фильма доставляет всё больше и больше положительных эмоций.
Яковлев и
Куравлёв сработались на отлично, так что сцену встречи со
шведским послом (
Сергей Филиппов) нельзя пропустить. Здесь комедийная составляющая достигает своего апогея: советские сандалии
Бунши в обстановке XVI в., сам вскакивающий с трона псевдоцарь, чтобы пожать руку послу, посол, танцующий собачий вальс, и знаменитая фраза самозванца:
Гитлер...капут.
Юрий Яковлев сам решил её добавить. Мне понравилось.
Не всё ж послов принимать, необходимо и отдохнуть. По фильму можно заодно изучить древнерусскую кухню :D. Конечно, кухню для господ, а не для простолюдинов, последние хлебом со спорыньёй исправно травились. Но у царя на столе и разные виды икры, и щука, и заячьи почки, и молодой поросёнок! А ещё оркестр. Стоит отметить, в
"Иване Васильевиче" просто потрясающе показали XVI в.: костюмы, интерьеры, посуда, даже кушанья. Да, на Руси высшие сословия действительно питались щукой и заячьими почками.
Танцуют все под зажигательную песню
"Вдруг как в сказке скрипнула дверь"! И первый в советском кинематографе product placement от
Леонида Куравлева, реклама сигарет. Если я не ошибаюсь, сцена была импровизацией самого актёра.
Кроме изобретателя
Шурика, его жены
Зины, режиссёра
Якина, управдома
Бунши и вора
Милославского в фильме
"Иван Васильевич меняет профессию" присутствуют чуть менее значимые, но не менее колоритные персонажи, например,
Антон Семёнович Шпак (
Владимир Этуш). Он работает стоматологом, много зарабатывает, его квартира богато обставлена.
Антон Семёнович очень расстраивается, когда обнаруживает пропажу дорогих вещей по вине воров и каждый раз преувеличивает количество украденного. Это придумал сам
Этуш, как видите, в фильме актёры импровизировали. Меня позабавил эпизод его разговора с милицейской овчаркой. Стоит ли говорить, что роль богатого врача сыграна шикарно?
Жену
Бунши,
Ульяну Андреевну (
Наталья Крачковская) нельзя обойти вниманием. Крикливая боевая женщина пользуется дурной славой среди жителей дома (
ух, ведьма), однако актриса располагает к своей героине несмотря на характер
Ульяны Андреевны. Образ вредной жены управдома получился всё равно по-своему приятным, как и вора
Милославского. Спасибо актёрам!
А вот
Наталья Кустинская в маленькой роли дружащей с
Якиным актрисы меня не впечатляет. То ли времени экранного ей не хватает, то ли я саму по себе
Наталью не воспринимаю. Не знаю. Зато понравились все остальные!
Эпохальный фильм с великолепными актёрами (уже сказала), отлично воссозданной атмосферой XVI в., красивыми декорациями, динамичной музыкой
Зацепина (
"12 стульев") и потрясающим юмором.
"Иван Васильевич" изобилует шутками, да плюс не изменяющий себе
Гайдай как обычно высмеивает советскую действительность, показывая ругательные надписи на домах, серые многоэтажки и вечно закрытые магазины.
Я могу поставить исключительно пятёрку. Смотреть и пересматривать!
Спасибо за внимание, чао!