Достоевский определенно гений. Но гений злой. Он часто раскрывается в своих героях, в каждом являя определенные черты, осколок своей личности.
Князь Мышкин, например, страдает той же болезнью, что и автор, эпилепсией, "падучей", как в основном называли ее в то время. Именно в этой книге писатель со всей откровенностью рассказывает о своей болезни, раскрывая с одной стороны её катастрофичное влияние на всю жизнь героя, а с другой - описывает явление некоего озарения перед приступом, которое не дано испытать здоровому человеку.
Характер почти каждого из основных героев гипертрофированный, гротескный. Если они страдают, то самозабвенно, если предаются распутству, то до полного падения, если любят, то так пылко, что трагедии не избежать.
Повествование очень затягивает. Не смотря на то, что динамики в сюжете не так много, все крутится вокруг диалогов, размышлений и выяснения отношений, оторваться от книги тяжело, но тем не менее, иногда приходится это делать, чтобы перевести дух.
"Идиот" не оставляет такого тягостного чувства, как "Преступление и наказание", в нем совсем нет этой нуарности, безысходности. И тем не менее, концовка оставляет ощущение, что тебя тюкнул топором тот самый Раскольников. Прежде всего, мучает вопрос - так ли оправдано самопожертвование, великодушие, широта души в нашем сумасшедшем мире? Может ли быть счастлив человек, превозносящий чужие интересы над собственными? По мнению автора, определенно, нет. И читателю приходится с ним соглашаться.
"Идиот" обязателен к прочтению. Но только в определенном возрасте, при каком-то уже накопленном жизненном опыте. Школьникам считаю что Федор Михайлович противопоказан. Это или бесцельно потраченное время, или, что еще хуже, серьезный удар по неокрепшей психике. Именно в Идиоте так много изощренного психологизма и жестокой правды, несмотря на притворную легкость изложения событий, что невозможно закончить эту книгу тем же человеком, которым ее начал.