Признаюсь, что любовь к железной дороге и поездам у меня поменьше, чем к авиации, однако эта тема не выходит из сферы моих интересов. В детстве у меня был механический паровозик с вагонами и рельсы, полная сборка которых создавала большой круг. Семафоры и звук колёс игрушечного состава на стыках казались мне самым интересным действом. Можете, конечно, хихикнуть по поводу того, что мужчины не расстаются со своими игрушками. Да, скорее, это очень близко к правде.
Сегодня железнодорожная тема, в которой Витебский вокзал в Санкт-Петербурге будет главным. Случилось так, что я когда-то пробегал по нему быстро, не успев рассмотреть его архитектуру и инженерные идеи, а также вспомнить исторические события.
Часть фронтона с Часовой башней
Время не упущено, предлагаю посмотреть первый в России железнодорожный Витебский вокзал. Пусть и моими глазами, а своё личное посещение можно запланировать, он стоит того.
Официально и кратко о Витебском вокзале
Витебский вокзал (ранее Царскосельский, Детскосельский), чей облик сохранился сейчас, построен в 1904 году. Архитектор Станислав Бржозовский в соавторстве с инженерами С. А. Минашем и А. Г. Голубковым воплотил стиль модерна. До этого были возведены два здания вокзала, первый из которых был деревянным. Первый вокзал запущен в 1837 году.
Вокзал действующий, отправление поездов производится со второго этажа. Сохранены исторические Картинный зал, Парадная лестница, зал ожидания пассажиров третьего класса, Часовая башня и перрон оригинальной конструкции.
Как найти
Электронные геокарты покажут адрес, который нужен.
Санкт-Петербург, Загородный проспект, 52.
Ближайшие станции метро "Звенигородская" и "Пушкинская".
Торжество инженерной/архитектурной мысли
Здание сразу говорит о том, что в отсутствие стеклобетона строительство относится к прошлому времени. Даже существующие подобные новоделы в стиле начала XX века выдают себя с головой и неопытный глаз определит, где оригинал, а где нет.
Создатель первой российской дороги со стальными рельсами инженер фон Герстнер, вероятно, понимал, как никто другой, что вокзалам быть. Толкучка и суета должны быть сведены к минимуму, это место праздников и торжеств.
Нынешнее здание вокзала построил российский архитектор Станислав Антонович Бржозовский, чьё творение выделяется хорошей монументальностью. Я по-прежнему удивляюсь тому, как гении способны видеть далеко вперёд. Витебский вокзал сегодня сохранил своё очарование и играет роли в кинематографе.
Парадный вестибюль
Хорошо, что мы не носим цилиндры и широкополые шляпы, иначе в Парадном вестибюле они неоднократно бы свалились от просмотра витражей и потолка. Двадцать метров высоты (!), простор и размах очень ощутим.
Парадный вестибюль
Бюст Николаю I
Парадная лестница с бюстом императора Николая I, тут надо найти хороший ракурс для съёмки. Красивейшая отделка, чуть смешанная не раз в части стиля создателями. Налево зал третьего класса, а направо почти для богемных (так и было) пассажиров. Элементов украшения множество, можно не спешить и просто наслаждаться.
Зал III класса
Собственно, я не вижу противоречий для разделения потока пассажиров в зависимости от класса обслуживания. Кто-то желает побольше комфорта и готов за это платить (раньше серебряными и золотыми монетами). А кто-то довольствуется минимальными удобствами, сохраняя практичность.
Зал ожидания III класса
Надо сказать, зал третьего класса спроектирован просторным, в нём исключена толчея и безобразное неудобство. Это, по моему мнению, самая характерная черта хороших архитекторов (заказчиков тоже), которые стремятся использовать максимально эффективно площадь. Окна касс, заметьте, очень высокие и широкие. Наверное, располагали к покупке жетонов для проезда поездом.
Зал I и II классов (Картинный зал)
Бьюсь об заклад, как раньше говорили, но отечественные графини и баронессы не могли раньше путешествовать, основываясь на минимальных требованиях к удобству. Сословию повыше нужны были иные условия и больше комфорта. Что ж, первоклассный зал давал такую возможность.
Потолок в зале I и II классов (Картинный зал)
В Картинном зале (I и II класс обслуживания)
Ещё одна из многих
Обратите внимание на отделку, она спустя значительное время соответствует уровню роскоши того времени. Дубовые скамьи это, разумеется, не самый удобный вариант. Но комфорт был, если припомнить многочисленные аксессуары для тех путешествий.
Дубовые скамьи (Картинный зал)
Рояль?! Да, ведь музыка бессмертна
А большие зеркала почти до потолка? В такие зеркала можно рассмотреть любой женский наряд, со шлейфом он или без. Строгую мужскую одежду, кстати, тоже. И любой мужской цилиндр на голове, костюм и трость отразятся в зеркале как нужно, в целом по образу. У тематических картин, изображающих железнодорожную тему, тоже можно задержаться надолго. Мне еле-еле хватило полчаса, настолько они поражают своим посылом к истории.
Буфет
К сожалению, свободный проход к нему закрыт, рассматривать пришлось со входа в него. Есть, конечно, есть размах по площади, по остеклению и атмосфере этой части вокзала. Чуть ранее, в зале первого/второго класса стоял рояль (сейчас тоже).
Тот самый буфет Картинного зала
Забавно, но в старые времена именно на вокзалах громко играла музыка. Вокзалы стали своеобразными сценами, где послушать музыку и станцевать было привычным шиком (сейчас танец в общественном месте может быть воспринят неоднозначно).
Световой зал
Из исторических залов разной классности попадаем в Световой. По поводу солнца в северном небе можно догадаться сразу, а здесь исполнение помещения выполнено с акцентом на естественное освещение. И правда, в солнечный день в Световом зале как будто зажжены тысячи свечей. Использовать так грамотно световые лучи, это, надо полагать, граничит с гениальностью. Не правда, ли?
Ах, какие часы в Световом зале!
Памяти Ф. Герстнера
В руках фон Герстнера английский паровоз системы "Стивенсон"
В Световом зале (винтовые лестницы закрыты)
Световой зал (прямо Картинный зал)
Технология заклёпок видна уже в Световом зале
Не прошёл я мимо памятника строителю российских железных дорог, австрийскому и чешскому инженеру Францу фон Герстнеру, у которого в руках модель английского паровоза. Великий человек, взял и на свой страх и риск построил первую дорогу до Царского Села. Причём сам владел навыками управления паровой машиной, может, поэтому Николай I поверил в его инженерные возможности. Это лишь мои догадки, не более.
На перроне (дебаркадере)
Не будет таких посетителей вокзала, которые бы разок-другой не подняли бы глаза наверх. Металлический навес, сквозь который струится солнечный свет, поистине восхитителен. Он сохранил свою оригинальность, хоть потребовал ремонта двадцать лет назад.
На перроне
Заклёпки рассматриваем внимательно
Металлический цветок-украшение
Ну а какова техническая мысль, в которой чувство стиля не затерялось?! Навес над путями получился воздушным, не приземлённым и не громоздким. Я считаю это фантастическим качеством, создать такое чудо без компьютерной графики и современных программ промышленного дизайна.
Я потрогал десятки заклёпок, но отличить заменённые по возрасту и самые первые, которые в сохранности, не смог. Нет у них визуальных отличий. Как и у металлических цветов тоже. Клёпочных соединений тут целое царство, ходи и цокай языком от удивления. Правда, немного сварки здесь тоже использовалось. Если отвлечься на буквально одно предложение, то известный морской лайнер "Титаник" был построен именно заклёпочным методом. А в России, начале XX века технология сварки металлов уже была.
Багажный лифт
Оригинальная надпись багажного лифта вблизи
Настоящий грузовой лифт (сохранился, но не используется) находится слева на перроне. Поклажа и багаж доставлялись с первого этажа. Наверное, отдельные личности имели его так много, что поднимать его вручную требовало изрядных силы и выносливости.
Снаружи, пешком
Впечатления о входе на вокзал, видах здания снаружи и территории рядом я оставил напоследок. Слева в облике вокзала Часовая башня. Она высока и далека, но туда есть экскурсии, чтобы приоткрыть тайны и пощупать, что называется, историю наощупь. Я ещё в этой башне вокзала не был, может, позднее проснётся неумолимая тяга.
Витебский вокзал (здание с 1904 года)
Парадный вестибюль снаружи
Фронтон здания грандиозен не только в минувших веках. Сегодня, конечно, хочется современности и стиль такого модернизма с добавлением вряд ли будет повторён. Главный фронтон вокзала творения Бржозовского даёт ощущение надёжности и уверенности, он крепок и одновременно изящен.
Памятник героям Первой Мировой войны
Чуть справа от входа стоит памятник героям Первой Мировой войны. Он великолепно вписан в локацию вокзала и не стал тем новоделом, который просится к демонтажу. Взгляните на лица солдат, они как настоящие и способны пробрать до дрожи.
Западная часть вокзала
А здесь был променад
Балкон западной стороны вокзала
Западная часть Витебского вокзала интересна решениями в части прибавления балконов и множественных декоративных элементов. А это как раз сторона упомянутого буфета и зала первого и второго класса. На минуту и больше можно представить себе пассажиров этих залов, праздно и в предвкушении празднеств шаркающих по паркету или совершающих краткий балконный променад. Я такие сцены представляю быстро, сколько ж сразу мелькнуло художественных картин из прошлого.
Опять западная сторона. Чисто и комфортно
Рядом скамейки для отдыха и поразительные стенды об истории Витебского вокзала и места в целом. С такой информацией никакую википедию открывать не хочется, история подана красиво и очень иллюстративно.
Итоги посещения
История вокзала заслуживает того, чтобы её хотя бы кратко узнать. Первый российский вокзал, на котором побывал император Николай I и члены его семьи. Вообще, творение архитектора Бржозовского может сильно увлечь.
Первый этаж вокзала
Можно по обычной, не Парадной лестнице. Шаг ступени удобный
Больше ста лет прошло, а Витебский вокзал выглядит настоящим красавцем. Здесь очень чисто везде. Это тот самый образец чистоты места, который приятен глазам и осязанию. Не верю никому, кто считает, что грязь будет сопровождать человека всегда. На мой взгляд, первый вокзал показал первый класс в сохранении исторического наследия, памяти, благоустройства и опрятности в Петербурге.
Он работает, отправляет и принимает поезда. И пригородные электрички тоже. Я ездил, например, в любимые Пушкин и Павловск. Смотрите и лорнетите, любуйтесь, фотографируйтесь. Я застал много пар, участвующих в фотосессии. В старинном стиле и образца старой Европы примерно 1920-х годов.
Почему "лорнетите"?! Этот глагол старый, как мир. Сегодня есть очки и съёмные линзы для глаз, а в старые времена использовался классический лорнет для коррекции зрения. Чтобы что-то разглядеть получше, а на Витебском вокзале это нужно, то в старинном стиле можно и полорнетить. Вдруг откроется что-то ультраинтересное и захватывающее.
Витебский вокзал поразительный! Фотографии со смартфона, в журнал не пойдут 😊 Поленился зайти к начальнику вокзала, администрация вокзала находится в Великокняжеских покоях. В следующий раз 😊
О, да, это совершенно точно. Гениальность архитекторов очевидна. Ну и крепость тех же кирпичей кратно выше современных, не зря старые кирпичи ещё в цене 😊
Красота! Тоже некогда ездила оттуда в Пушкин и Павловск.
Забавно, но в старые времена именно на вокзалах громко играла музыка. Вокзалы стали своеобразными сценами, где послушать музыку и станцевать было привычным шиком
Слышала версию происхождения слова "вокзал" от английского Vauxhall, где Vaux - фамилия владелицы увеселительного заведения близ Лондона (в 18 что ли веке), а hall соответственно зал. То есть первоначально это дословно— «место общественных увеселений». Правда не знаю насколько эта версия правдивая, чего только в интернетах не понапишут 🙂 но вот Павловский вокзал, например, был оснащён концертный залом и рестораном. Там действительно проходили балы и играл симфонический оркестр, то есть изначально он и был в том числе увеселительным местом.
Миссис Voux реальный британский персонаж, информация верная и происхождение слова "вокзал" неожиданное. Встречал это в хороших источниках по истории. Вокзал в Павловске это шедевральный замысел в части популяризации ж.д. транспорта, идея Герстнера сработала 😊 Не зря именно в Павловске давал концерты сам Штраус-младший. А началось всё с Витебского/Царскосельского и как великолепно получилось!