Страшная ядерная война расколола Соединенные Штаты на несколько отдельных республик, ведущих отчаянные войны за территории. Нет, ядерная зима не наступила, может это и вовсе не было бомбежкой, но радиация совершенно точно погубила много земель, испортила воду,из-за нее вымерло куча животных и практически вся рыба в реках и океанах. Бррр... А люди выжили, только потеряли возможность иметь детей в массе своей.
Итак, на одном из кусков более-менее сохранившегося города образовалась республика Галаад - тихий диктаторский патриархальный мирок со своим миропорядком. Это общество с четко разграниченной кастовой системой. Есть Командоры - самые богатые и влиятельные люди, которым положен хороший дом, хорошая еда, семья (ставшая привилегией), Жены и даже Служанки. Есть каста пониже - Эконожены и их мужья, обычные мужчины, живущие, придерживаясь установленных в новом обществе порядков. Таким мужчинам служанки не положены. Есть женщины-Марфы - прислуга. Есть Очи, Хранители и Ангелы - мужчины, на которых Галаад возложил особую миссию: на очей досматривать, на хранителей охранять существование миропорядка, а на ангелов - убивать, это солдаты с передовой.
А еще есть Неженщины - женщины, признанные непригодными: "гендерные изменницы" - лесбинянки; фем.активистки; серьезные преступницы и сумасшедшие; опасно больные; ученые, политики и прочие некогда видные деятели (женского пола, само-собой). Неженщины опасны и сосланы на рудники, где мрут пачками. И наконец Служанки, о которых мы поговорим подробнее ниже, и Тетки - глубоко религиозные женщины, надзирательницы и воспитательницы Служанок.
"Свобода бывает разная..."
"Свобода бывает разная... Свобода для и свобода от. Во времена анархии была свобода для. Теперь вам дарована свобода от. Не стоит ее недооценить"
Миром правят мужчины, дружно уверовавшие в какой-то культ и живущие по законам его. Это не католицизм и не христианство - это что-то принципиально иное. Адепты веры опираются на Библию, твердят вслух заученные АДАПТИРОВАННЫЕ под свои нужды фразы из писания, и живут по ним.Этот культ беспощаден к иноверцам, к "не таким как остальные", к слишком выделяющимся. Он запрещает образование, медицину, развитие. Оставляя только страх, тотальный дефицит и войны. В нём плохо всем.
Черные - хранители, в зеленом Жены, в красном Служанки, а полосатые - Эконожены, совмещающие в себе функцию жены, способной рожать и Марфы-домашней хозяйки
"Время от времени меняем маршрут; в этом нет ничего дурного, пока мы за оградой. Крысе в лабиринте позволительно идти куда вздумается, - при условии, что она в лабиринте"
"Рассказ служанки" льется из уст женщины, вынужденной находиться в роли Служанки в семье одного из влиятельнейших Командоров. Тремя годами ранее она была свободной и счастливой - жила с мужем и маленькой дочерью примерно такой же жизнью, что живем мы с вами, а потом Красный центр, где обычных и совершенно нормальных женщин "переламывали", перемалывая в покорную биомассу; распределение, новая семья Командора Фреда - отныне она Фредова.
"Меня зовут не Фредова, у меня другое имя, которым меня теперь никто не зовет: запрещено. Я говорю себе, что это не важно, имя — как телефонный номер, полезно только окружающим; но то, что я себе говорю, — неверно, имя важно. Я храню знание этого имени, точно клад, точно сокровище, и когда-нибудь я вернусь и его откопаю. Я считаю, оно похоронено. У этого имени есть аура, как у амулета, заклятие, что хранится с невообразимо далекого прошлого. Я лежу по ночам на узкой кровати, зажмурившись, и это имя, не совсем недосягаемое, трепещет перед глазами, сияет в темноте"
Как и остальные служанки, она получает имя командора, в семье которого проживает. Служанки нужны для того, чтобы обеспечить Галаад детьми. Война "пощадила" человечество, но почти уничтожила репродуктивную систему - большинство больше не могут иметь детей, а у тех, у кого получается зачать, выносить и родить, иногда рождаются Нечада - уроды, мутанты, но даже такое рождение - редкость. Служанки - это обычные женщины, которые когда-то стали матерями нормальных здоровых мальчиков и девочек - Чад, после их выкрали или заставили уйти из семьи. Либо поймали при попытке сбежать из страны, всё сильнее сжимающей тиски. Ранее рожденных детей отбирали, а женщин "переделывали" и слали рожать раз за разом.
"Правду говорят: рожать или наблюдать роды – транс, вся прочая жизнь теряется, живешь только этим мигом"
Фредова попала в семью двух людей, стоявших у истоков рождения Галаада. Жена Яснорада некогда была певицей, а позднее начала истово ратовать за отказ женщинами от свободы в пользу служению семье и рождения детей. И вот, Яснорада добилась своего - он заточена в четырех стенах. Женам, конечно, можно куда больше, чем служанкам - они ходят в гости друг к другу, им позволительны мелкие необременительные хобби - выращивать цветы в саду, вязать шарфы для Ангелов, обставлять дом по своему вкусу, молиться... Письмо и чтение для женщин строжайше запрещено и сурово карается. Они могут СЛУШАТЬ, как мужчина читает, но не делать этого самостоятельно. Яснорада ненавидит тот мир, что родился, благодаря ее стараниям. Она несчастна, она презирает Фредову и терпит ее лишь потому что Служанка может подарить ей столь желанное Дитя. На это служанке отмерено два года - не случится зачатия за это время, ее отправят в другую семью. Если и там не получится, с третьей попытки, то четвертой не будет - отправят к Неженщинам на рудники, как бесполезный хлам.
Абсолютно здоровых уже не осталось, но за состоянием служанок следят "врачи", определяющие наступление овуляции и проверяющие кровь на наличие смертельных для плода болезней
Фред стоит где-то у истоков командования и воцарения этого миропорядка. Но нельзя сказать, что он в восторге от того, что получилось.
"Лучше никогда не означает "лучше для всех". Кому-то всегда хуже"
Да, Командорам можно больше, чем остальным - у них есть Кабинеты, куда не входят ни Служанки, ни Жены, ни Марфы - прибираются там Хранители. Командоры могут свободно смотреть телевизор, читать давно запрещенные книги и журналы, играть словами и в слова. Но только до тех пор, пока они ПОДЧИНЯЮТСЯ. Еретиков, священников, врачей мужчин наличие члена не спасает от повешения на стене, которую позволительно рассматривать Служанкам.
Так вот, дети... В сексе Служанок и Командоров нет ничего таинственного и сексуального. В книге это описывается очень жестко и очень остро. Посудите сами: в спальне трое: Командор, Жена, Служанка. Служанка возлегает Жене на колени, якобы как-то так было в библии, по которой они живут. И Командор приступает к попытке оплодотворения. Один раз в месяц. После обязательной ванны. Потом полежать 10 минут и не мыться сутки, чтобы повысить шансы на зачатие.
Я немножко побыла цензором и соблюла формальности. По-моему, лучше, чем Этвуд этот процесс не опишешь
Собственно, вся суть книги сводится к описанному мной. Я не раскрывала никаких спойлеров и сюжетных ходов, просто рассказала о самом главном, на мой взгляд, - о жизни Галаада. В своем рассказе Фредова описывает свою повседневность, вспоминает, что было ДО Галаада и как случилось, что все окончилось ТАК.
Вся книга - поток ее сознания, ее дни и ночи, ее способы лавировать между Фредом, его Женой и своими надеждами.
"Казалось, у них был выбор.
Казалось у нас тогда был выбор.
Мы - общество, подыхающее от избытка выбора"
Книга экранизирована - в 89 вышел полнометражный фильм, в 2017 крутейший сериал, первый сезон которого снят ОЧЕНЬ близко к книге и, пожалуй, именно он принес роману такую известность.
Первое издание "Рассказа служанки" вышло аж 33 года назад, сильно опередив свое время, потому что во вселенной, созданной Этвуд, есть системы электронных платежей - привычные нам банковские карты, доступная порнография, захлестнувшая общество - те же порноматы, стоявшие на каждом углу, и тотальный переход в цифровую эпоху. Конечно, это несколько неуклюже отображено, но когда читаешь, описанные события четко накладываются на реальность. Когда читаешь, слова погружают в книжную реальность. Когда читаешь, сам становишься Служанкой, и понимаешь...
"Надежды нет. Я знаю, где я, кто я, какой сегодня день. Такова проверка, и я в здравом рассудке. Здравый рассудок - ценное имущество. Я коплю его, как прежде копили деньги. Экономлю, чтобы хватило, когда придет время"
Особенности книги:
Этот роман написан от первого лица, Более того, это чистые мысли героини, скачущие с одного на другое. И для "Рассказа" совершенно обычная ситуация, когда ход повествования резко переключается на что-то абсолютно иное. Вот она в Красном центре и тут же под солнцем играет с дочерью и снова в Красном центре... Первый раз это вызвало недоумение, во второй - раздражение, а потом пришло понимание и бесить перестало.
Книга сразу начинается с факта, что Галаад уже есть и с этим ничего сделать не выйдет. Порядок установился, всё. Есть мелкие шероховатости, но и они сгладятся. Объяснений как, почему и зачем нет. Их даже по крупицам особо не наколупаешь - не от куда. Кто-то это к минусам относит. Как по мне, в этом факте нет ничего плохого. Рассказ же не о Галааде, он о служанке.
В книге нет надрыва, трагедии, вырывания волос на голове и за это ее тоже много критикуют. По-моему, такого рода критика исходит от людей, начисто лишенных воображения и аналитики. Потому что это тот самый случай, когда происходящее вокруг гораздо страшнее отдельной трагедии. Сама по себе служанка - то, кем она была ранее, то, с кем она живет сейчас не важна. Важна и страшна трагедия, произошедшее с человеческим обществом. Это как фашизм показывать через историю одной личности, просто жившей при установившемся строе, не выступающей ни диктатором, ни мученником, а обычным человеком.
В книге встречается мат. Для меня это никогда не было минусом и никогда не будет, наверное - языв разнообразен и прекрасен в том числе и потому что мы можем апеллировать обсценной лексикой в тех случаях, когда это необходимо. А по сюжету, на мой взгляд, было необходимо. Но некоторым чувствительным натурам это может прийтись не по вкусу.
Открытый финал. К нему можно относиться совершенно по-разному, но и тут был шквал критики.
Роман пропитан феминизмом, но очень вдумчивым. Мать женщины, ставшей Служанкой, по сюжету феминиска-активистка, а сама Фредова к ее идеям холодна. Она просто правильно воспитана - свободной, образованной, не скованной в своих поступках стереотипами и сексистскими установками. Поэтому женщинам он заходит, в целом, лучше, чем мужчинам. Это же заметно по рецензиям на лайвлибе, которые я читала после написания своей.
И что в итоге?
Я потрясена книгой. Я ее проглотила буквально часа за три, в общей сложности, читая урывками по 10-20 минут в дороге на работу и обратно, на обеденном перерыве и между прочими делами - настолько меня захватило, что просто дождаться вечера, когда можно будет спокойно сесть и дочитать просто не было сил. Посмотрите на срез, видите загнутые уголки - я так отмечаю для себя цитаты по тексту - вся тоненькая, надо сказать, книжечка утыкана моими зарубками.
Это одно из лучших произведений, прошедших через мои руки за этот год, если не больше. Она очень продуманная, очень странная в хорошем смысле слова - я такого не встречала ранее, хотя очень люблю антиутопии. И вновь я не могу сказать, что я рекомендую эту книгу, потому что до нее нужно дойти самостоятельно - по чьей-то навязанной воле она будет тяжелой, непонятной, скучной, плохо продуманной и прописанной, а вот по велению сердца может стать настоящим откровением - драгоценным рубином изысканной огранки. Алая, пульсирующая, очень живая история, разворачивающаяся прямо перед нами - автор сделала всё, чтобы читатель УВИДЕЛ происходящее и прочувствовал это, примерив на себя.
Кому подойдет эта книга: во-первых, людям, разделяющим идеи феминизма как равенства обоих полов. Во-вторых, любителям непростого чтива. В-третьих, тем, кому понравился одноименный сериал. И тем, кому сериал не понравился из-за затянутости тоже могу порекомендовать)) Книга более насыщенная, хотя сюжет экранизации очень близок к оригиналу. А еще она подошла мне)) На мой взгляд, она - идеальна во всём: отличный язык, подбор фраз "не в бровь, а в глаз", невероятнейший сюжет, полное погружение внутрь происходящего. И даже концовка, на мой взгляд, именно такая, какой она и должна быть в подобном романе. Другая меня бы разочаровала. Правда.