Фильму в этом году будет целых 27 лет, смотрела его в глубокой юности (благо, я уже довольно старая). Тогда, просто слово "ужастик" меня уже пугало, вообще боялась подобного жанра и эту картину, можно сказать, относила к нему. Совсем недавно меня потянуло "на старину", и я решила пересмотреть, в том числе, и это кино. Да, я знала его сюжет, но практически все подробности стерлись из памяти, поэтому свои старые впечатления не буду брать в расчет. Я как будто вновь с ним познакомилась. Зашло.
Общая информация.
Год выпуска - 1994.
Режиссер - Нил Джордан.
Жанр - драма.
Длительность - 123 минуты.
Главные роли: Том Круз, Кирстен Данст, Брэд Питт, Кристиан Слейтер, Антонио Бандерас.
О сюжете.
Перед нами конец 18 века, Луи - молодой обеспеченный мужчина. У него огромное поместье и плантации с множеством рабов, которые трудятся на его благо, красавица жена и скоро будет ребенок. Казалось бы, жизнь удалась, но все рушится, когда супруга героя умирает в родах, а вместе с ней и ребенок. Горе мужчины настолько сильно, что все остальное вообще теряет смысл. Он забрасывает и имение, и плантации, и только и делает, что пьянствует и ищет того, кто б свернул ему голову.
Лестат - вампир. За годы подобного существования он стал чудовищно циничным, люди для него - ничто, он обожает их убивать, и даже сам выбор жертв доставляет ему несказанное удовольствие. Его основная цель - утолить свой голод... любым путем. Дети, женщины - для него нет никаких различий, он - охотник.
Как-то раз, выискивая очередную жертву в кабаке, он видит пьяного Луи, который, традиционно, напрашивается на драку, наметанный глаз вампира видит, что мужчина сломлен. Лестат решает, что ему уже давно пора завести партнера (до конца не могу понять: есть ли тут гомосексуальные мотивы?) и этот мужчина вполне подходит.
Луи настолько подавлен и утерял интерес к жизни, что не очень и удивляется предложению вампира обратить его. И даже не так: никогда раньше не сталкиваясь с чем-то подобным, он не до конца понимает: а что ему вообще предлагают? Лестат пытается прельстить его вечной молодостью, красотой и силой - это не то, что по-настоящему интересует героя, но он соглашается. Сказано - сделано. И вот теперь наш Луи вампир.
Практически сразу после обращения он понимает, какую ошибку совершил, но вернуть назад ничего нельзя. Наслаждаясь властью учителя, Лестат открывает герою тайны существования вампиров, и это поистине ужасает Луи. Убивать людей, чтоб утолить собственный голод - это выше его сил, но как жить, если кровь твоя единственная пища? Когда герой узнает, что для утоления "жажды" подходит любая кровь, он начинает питаться животными.
Поначалу Лестату кажется, вся эта "человечность" Луи из-за того, что он новообращенный и со временем он станет похож на него, но нет, время проходит, а "ученик" все также отказывается пить кровь людей, стараясь утолить не утоляемую жажду животиной. Смешки, злость, гнев - все это не приносит результата, они абсолютно разные, два этих вампира: один - чудовищно бесчеловечен, другой - слишком похож на человека. Лестат и ненавидит это в Луи, и завидует тому, что тот "не потерял" себя, и, не являясь уже человеком способен проявлять жертвенность.
Так они и живут из года в год: один - наслаждаясь жизнью и не отказывая себе ни в чем, другой - в вечном воздержании при чудовищной жажде. Им приходится менять города, ведь столь масштабные и кровавые следы не так-то и просто утаить. Ссоры из-за разности взглядов - их вечные спутники, казалось бы, это Луи находится в более невыгодном свете, ведь он не знает, как жить в одиночку, будучи тем, кто он есть, но это не совсем так: Лестат тоже зависим, ибо сильно привязан к другу, он готов для него на все, хоть и скрывает эту свою слабость.
Как-то раз, после очередной ссоры, Луи отправляется бродить по городу и оказывается в квартале, пораженном чумой. Его привлекает голос ребенка в одном из домов, зайдя туда он видит девочку, сидящую рядом с мертвой матерью. Как любой ребенок она просит "дяденьку" помочь ей, и наш "святой" вместо чего-то более прозаичного типа: отведу-ка я тебя к другим людям, кусает ее. За этим занятием его застает Лестат, который всегда следит за компаньоном. О, он ликует, ведь это первый человек, которого друг самостоятельно "испробовал" на вкус. Стыдясь себя и своей слабости - Луи убегает, а Лестат решает обратить девочку. Какие цели он преследует? Ну, во-первых, он хочет найти компаньону более подходящую компанию, чем он сам; во-вторых, вечное напоминание о совершенной злодеянии... это так сладко; в-третьих, желание привязать Луи к себе еще сильней, ведь он никогда не бросит ребенка...
Клодия (у меня на диске ее имя переводят как Клавдия; не знаю, как правильно, но буду придерживаться официальной версии), становится отдушиной для Лестата, ведь она благодаря возрасту, становится таким же безжалостным убийцей, как и сам вампир. Ее детский мозг работает по принципу "хочу", и она реализовывает свои кровавые желания.
Несмотря на единство в этом вопросе, девочка больше любит Луи, интуитивно понимая, что он намного лучше, добрей, милосердней. Она привязана к нему как к отцу или брату, так же, как и он к ней. Клодия не знает, что именно он стал причиной того, кем она стала в итоге.
Это только внешне она не меняется, оставаясь все той кудрявой малышкой, что и в день обращения, на деле - это уже взрослая женщина, которая просто притаилась в теле ребенка. Поначалу, Клодия не понимает, что заточена в этой оболочке навечно, но постепенное осознание того, что она никогда не вырастет, приводит к постоянным истерикам. Лестат открывает ей правду, надеясь, что она будет обвинять Луи, но ведь именно он обратил ее, поэтому вся ненависть девочки обращена именно на него...
На что способно одно маленькое вампирское существо? Как сложатся судьбы Луи, Клодии и Лестата? А так ли бессмертны вампиры? Чем в итоге закончится вся эта история? Это нам только предстоит узнать.
Фильм длится 2 часа, и да, его можно назвать нудноватым, особенно это касается первой части, где происходит завязка. Хоть это и логично неспешное кино, все же, первая его половина слишком однообразна и не насыщенна событиями. Почему-то уверена, что многим захочется выключить телевизор со словами: фигня. Вторая часть более динамична, ее просто нужно дождаться, мы продвигаемся к апофеозу хоть и не семимильными шагами, но мелкими перебежками, что радует. И все же, я несколько раз смотрела на часы, мне казалось, что фильм длится уже часа три, что нельзя отнести к таким уж плюсам.
Операторская работа - просто на высоте, не зря Филлипп Руссело получил несколько премий за нее, это заслужено. На мой взгляд, только благодаря ему это получилась история. Все снято настолько гармонично и красиво, с нужными акцентами, что просто наслаждаешься именно картинкой. Один кадр перетекает в другой.
Большая часть событий происходит в 19 и первой половине 20 века, не сказала бы, что уж очень здорово передан уклад того времени. На мой вкус - это просто художественный фильм на заданную тематику, который могли бы снять и сегодня со стилизацией под старину. Но удивительно - это не очень портит общее впечатление, ибо нет каких-то резких переходов или моментов, когда какие-то кадры контрастируют с другими. Единственное, что выдает "старость" фильма - он снят на пленку, со всеми вытекающими: размытость, мурашки. В этом есть и прелесть, и недостатки.
Мне нравится, что это не слащавая история (хотя тут снимается чудовищно слащавый Брэд Питт), вампиры тут показаны не как в каких-нибудь Сумерках, а реально как те создания, которые отличаются от обычных людей и должны пугать. Вампир синоним сочетания свой путь, тут нет попсы. Жанр картины наиболее приближен к драме, но с элементами триллера, я бы сказала. Так как, несмотря на отсутствие откровенных пугалок, фильм все время держит в напряжении, так и ждешь чего-нибудь ужасного, и напряженные моменты действительно есть. Этим он мне напоминает "Дракулу" Копполы. Творение мрачное и это нужная мрачность, которая создает определенную атмосферу.
Работа гримеров, также как и оператора - прекрасна. Вот эти практически прозрачные глаза, бледность, синеватые прожилки, опять же, все это работает в кассу и создает вкупе с остальными моментами целостную картину. Единственное, что смешит - накладные ногти у мужиков. Ну, типа, если ты вампир, то и стричь их не нужно? Или что? Откуда эта тема, что вампиры "длиноногтные" товарищи? Мне кажется, актерам было чудовищно неудобно с этими накладками. А зубные капы с клыками (у меня тоже были такие в детстве), кстати, вполне правдоподобные. Наряду с гримерами можно отметить и работу костюмеров. Камзолы, вечерние платья, сюртуки, жабо и еже с ними - точно передают заданное время, и самое главное - здорово сидят на актерах, ну и просто красивы.
Это кино можно назвать скорей камерным, чем масштабным, но те спецэффекты, что присутствуют в картине - достойны уважения. Откровенно веселыми можно назвать только "полеты" вампиров, все остальное, несмотря на давность лет, не выглядит каким-то детским по современным меркам. Весьма эпична почти что финальная сцена, где в огне и пламени герой Питта рубит все на своем пути. Камерно, но зрелищно.
Музыкальный рад тоже хорош. Мелодии сплошь инструментальные, оригинальные, придуманы и записаны Голденталем конкретно для этого фильма. Тут тебе и скрипка, и барабаны, и фортепьяно, в особо напряженных сюжетных поворотах, что-то напоминающее пилу (обожаю это, очень обостряет нервишки). Финальный саунд мне вообще напоминает танго, потрясающе красивая мелодия, где очень точно отображен сонм чувств главного героя. Не сказала бы, что музыки уж очень много, но она идет вставками в нужных моментах.
Не читала роман Энн Райс, поэтому мне не с чем сравнивать, но с учетом того, что она сама писала адаптированный сценарий, он должен быть максимально близким к оригиналу, как мне кажется. Да, это вроде как и цельная история, и все же, какие-то чисто американские, тупые моменты в ней присутствуют. Частенько сквозит какая-то поверхностность, вроде мы и видим значимый кусок фильма, но как следует не с акцентировав на нем внимание, мы уже переходим к чему-то другому. Это несколько обесценивает фильм. В завязке нам пытаются навязать несколько тайн, прежде всего: кто сделал Лестата вампиром и вообще, откуда все это пошло? Несколько раз это всплывает по ходу сюжета, но в итоге ответа ни на один вопрос мы не получим. Так зачем это все вообще затевалось? За это снижаю балл.
Актерский состав можно назвать удачно подобранным, особенно, это, конечно, касается Тома Круза, его Лестат, без преувеличений - великолепен. Вообще не понимаю, почему за эту роль ему не дали Оскара? Без шуток, это одна из его лучших работ. Мимика, жесты, экспрессия, страсть - его персонаж самый "живой" во всей этой истории. Он настоящий злодей, он пробирает на чувства. Вообще, терпеть не могу этого актера, его внешность вызывает у меня отвращение, но в данном случае - это сыграло на руку. Этакий харизматичный уродец - что может быть лучше? Единственное, что вызывает ржач - это белый , "летящий" парик, который ему прилепили на башку, уморительно зрелище. Может ли что-то больше не идти этого актеру, чем белесые волосины? Я так понимаю, что его поставили на контраст с Питтом - тому отведена роль брюнета, хоть и не жгучего. Казалось бы, именно блондинистость ассоциируется с добродетельностью больше, но может контраст заключается именно в том, что в этой светлой голове роится слишком много темных мыслей? Короче, аплодирую Тому Крузу!
Вообще, надо сказать, что состав хоть и удачный, но явно состоит не из моих любимых актеров. Брэд Питт... я пытаюсь найти что-то хорошее, но блин, тупой взгляд, женский рот с пухлыми губками и вот эти щечки, они же комки Биша... так не должен выглядеть мужчина. Меня ужасает внешность актера, так сладко, что слипается все. И ладно это, о вкусах не спорят, но он и артист никакой. Точней так: он коммерчески успешный актер, снявшийся в туче фильмов, ставших культовыми, а толку-то? Конкретно для меня, он - что-то ниже среднего, не могу назвать ни одного его фильма, где бы он мне нравился. Он везде одинаков - блаженный дурачок с тупым выражением лица. На фоне игры Круза, Питта - даже не имитирует намек на что-то. Да, иногда его "фирменное" выражение лица совпадает с сюжетными поворотами, но большую часть времени (об этой картине говорю) - это просто амеба, которую смогла обыграть даже молодая девчонка. Уж сколько фильмов просмотрено, но никогда мне не понять гения этого актера. Если прилепить сюда кадры, к примеру, из фильма "Знакомьтесь, Джо Блэк", никто и не заметит разницы. Я критикую? Однозначно, и все же привыкла к "месту" актера в этом произведении.
Кирстен Данст - на момент съемок ей было столько же, сколько и ее героине, и свой образ она вытянула на пять баллов. Детские ужимки, капризность - это все так естественно показано, что, возможно, и логично. Намного сложней показать "взрослость", оставаясь в неизменном образе. Хитрость, чисто женское коварство - это удалось ей продемонстрировать ничуть не хуже, получилась отличная "маленькая женщина". Вообще, не идеальная внешность актрисы по меркам Голливуда, позволила ей вырасти в неплохую актрису, которая умеет играть разнотипажные образы, а не только каких-нибудь красотуль без мозгов. На мой вкус, это намного важней, чем просто преподносить себя прекрасную.
Кристиан Слейтер - его роль можно назвать эпизодической, он играет журналиста, которому главный герой рассказывает историю своей жизни. Образ получился живым, подвижным, актеру удалось вполне естественно показать шок и заинтересованность тем интервью, которое он берет.
Антонио Бандерас - играющий вампира Армана - тоже хорош. Начнем с того, что на тот период приходится расцвет мужской красоты этого мужчины. Эти черные длинные волосы, бледная кожа - они ему идут, не делают его непривлекательным или карикатурным. Плюс, он весьма здорово показал степенность, холодность, и одновременно с этим - внутреннюю страсть (причем, у всех мужиков она направлена на героя Бреда Питта; это все же гей-история?). Его роль тоже эпизодична, но запоминается.
ИТОГ: что мне по-настоящему понравилось, так это финал, где, грубо говоря, зло побеждает добро, всегда ценю это намного больше в подобных фильмах. Да и в целом, это меланхолическая история, где с самого начала был невозможен совсем уж счастливый конец. Эта картина не станет моей любимой, и, наверное, мне захочется пересмотреть ее еще лет через десять, но это хорошее кино, а не подделка под него.