Впервые эта книга попалась мне в руки в подростковом возрасте, ну, когда и большинство с ней знакомится. Лет 12-13, где-то около. Попала и была отложена в сторону- я быстро "утонула" в бесчисленных философских рассуждениях, бесконечных описаниях и разнообразных фактах. Книжка напомнила мне учебники, все в одном- чего там только нет, а читать учебник не слишком интересно. И я отложила ее навсегда, как мне казалось, однако, случилось так, что до нее дошли руки уже во взрослом возрасте, и я решила- уж эту-то я одолею. Я еще и не такое могу.
для ОМ- это скриншот приложения, а не картинка из интернета
Читала я в электронном виде, не в бумажном, если это кому-то интересно, и, возможно, это тоже повлияло каким-то образом на то, что книжка далась с меньшим трудом. Электронный вариант скачала на Литрес, то ли по какому-то промокоду, то ли вообще бесплатно, сейчас уже не помню.
По прошествии времени я могу сказать- общее восприятие этой книги у меня изменилось мало. Сквозь дебри фактов из области истории, мореплавания, философии, астрономии, британских, и не только, традиций, и еще бог весть чего я проскочила без особых затруднений, но они все равно оставили свой след, они меня утомили и несколько испортили впечатление от, в общем, неплохого романа.
О чем:
Действие романа Виктора Гюго «Человек, который смеется» происходит в Англии конца XVII - начала XVIII веков. Гуинплен – лорд по рождению, в детстве был продан бандитам-компрачикосам, сделавшим из ребенка ярмарочного шута, вырезав на его лице маску «вечного смеха» (при дворах европейской знати того времени существовала мода на калек и уродов, забавлявших хозяев и гостей, деятельность компрачикосов иногда даже поощрялась). Вопреки всем испытаниям, Гуинплен сохранил лучшие человеческие качества и свою любовь.
Ну, тут, в общем, все понятно. Главный герой, изуродованный в детстве, человек со страшной, и одновременно, довольно жалкой судьбой, а вот что он сохранил, что приобрел и что потерял, будет видно по ходу дела, да спойлеры запрещены. Однако нужно заметить, что иногда хорошо спойлерит сам автор, убивая напрочь всю интригу.
Впечатления:
Никому в голову не придет оспаривать тот факт, что Виктор Гюго, несомненно, классик и талант, однако сюда можно смело добавить вот что- его очень трудно читать. С этого-то я и начала, но повторю еще раз- это ни разу не развлекательное произведение, чтобы скоротать вечер. При том, что Человек, который смеется- далеко не самое масштабное произведение писателя, там страниц-то не так много, сравните с Отверженными или Собором Парижской Богоматери, помасштабнее и потолще будут, а есть еще Девяносто третий год, тоже книжечка та еще.
Впрочем, нет худа без добра. С Гюго вам не нужна Википедия, чтобы выяснить, что значит "компрачикос" или чем отличается пэр от лорда, будьте уверены- все разъяснит настолько подробно, что скулы сводить будет от тягучих, монотонных, долгих и занудных описаний и пояснений. Подробно и основательно. Замучаетесь читать или слушать. Зато море информации. Многабукафф.
Впрочем, примерно треть книги читается хорошо, живо и быстро, но это именно те части, где идет действие, а не пояснения и исторические ссылки, где персонажи радуются, интригуют, переживают, размышляют, ссорятся и мирятся, словом, живут своей жизнью. И жизнь у них не сахар, что естественно, я вообще не припоминаю у Гюго произведениях, из тех, что я когда- либо читала, которые обошлись бы без страданий героев. Жизнь- боль, вот такие дела.
Правда, есть за автором грешок, кроме многословия, что иногда ему и простительно, иные сцены, не из тех, что исторические или прочие справки, описаны так подробно, что прямо чувствуется и переживается все именно так, как если бы происходило наяву- холодный ветер и пронизывающий холод, отчаяние брошенного изуродованного ребенка, бредущего из последних сил сквозь ледяную тьму, жуткая нищета и беспросветность жизни людей, которые вынуждены продавать своих детей, чтобы не умереть голодной смертью, развлечения пресыщенных и избалованных аристократов, которые просто не знают, чего они хотят, настолько есть все и уже нечего хотеть. Так вот еще одна беда Гюго, это опять я увлеклась, в том, что иногда он все же перегибает палку, пытаясь вызвать как можно больше жалости к своим героям. Иногда слишком много драмы. А это не всегда хорошо. Это как раз смотрится неестественно.
О персонажах:
Главный, конечно, Гуинплен- тот самый человек, который всегда смеется. Собственно, вокруг него-то все и вертится, и жизнь его, действительно, была страшной, вот я знаю много людей, которые недовольны какими-то своими мелкими недостатками во внешности, вот тут вылез прыщик, нос длинноват, овал лица не идеальный, губы недостаточно объемные, глаза не с самым красивым разрезом. Всегда можно придраться, чтоб далеко за примером не ходить- меня примерно лет 20 раздражали две родинки на лице- над губой и на щеке, и я их удалила. Вот казалось мне, что некрасиво, не нужны, вот без них гораздо лучше. Но во что превращается жизнь, если все лицо- один сплошной недостаток, который в принципе не подлежит исправлению? Представить страшно. Если добавить сюда то, что уродливое лицо вызывает смех у окружающих, то здесь впору повеситься, или озлобиться, но нет, каким-то образом Гуинплен остается добрым и чистым человеком, ранимым и прекраснодушным, что не очень-то похоже на правду, если задуматься, но так уж решил автор. Гюго вообще любитель вот этой вот темы, вспомнить хотя бы Квазимодо. Практически то же самое. Вот что мне не нравилось в этом персонаже, так это его местами уж совсем детская наивность, что ли, инфантильность, прожив на свете около 25 лет, да с таким лицом, да не в самом толерантном и терпимом к недостаткам обществе, какая там терпимость в Англии 17 века, логично было обзавестись хоть небольшим количеством цинизма и пофигизма, но нет. Чего стоит одна его речь перед лордами, она, конечно, трогательная, и правильная, и эмоциональная, и показывает, насколько прекрасен душой, если уж не повезло с внешностью, новоиспеченный пэр, но какая от нее польза? Никакой, потому что сытый не разумеет голодного и лордам нет дела до того, как живут бедняки. Не было раньше, не будет и после, и речами ничего не изменишь. Они и так в курсе, если что. Нужно быть очень оторванным от жизни и наивным, чтобы верить в то, что речами можно что-то изменить.
Дея, возлюбленная Гуинплена, вообще изображена как-то однобоко. Слепая девушка, спасенная в детстве Гуинпленом, такой хрупкий цветок, феечка, которую ее близкие изо всех сил охраняют от жестокого мира, вот так она и выглядит, хрупкой, неспособной бороться с возникающими проблемами, ангелочек, а не человек, и иногда вот эта вот ее неприспособленность к тому, чтобы хоть как-то проявлять ну хоть какой характер, меня раздражала. Слишком она эфирная и воздушная, для барышни, которая живет не в тепличных условиях все же, конечно, можно сделать поправку на то, что она слепа, да и здоровьем слабенькая, но нельзя же быть такой бесхребетной и покорной. У меня вообще местами создавалось впечатление, что она и добавлена-то в книгу для пущего трагизма и, чем черт не шутит, слезовыжимания.
Урсус, приемный отец Деи с Гуимпленом, философ, актер, врач, если можно так назвать, и прочая, прочая, вот это мой фаворит. Довольно саркастичный и, несомненно, умный человек, многое в жизни повидавший, при этом не утративший человеческого облика и способности сопереживать, понимать и любить.
История любви Деи и Гуинплена тоже выглядит как-то искусственно. Всем-то хороши отношения этих двоих, переврав другого классика, английского, можно сказать, она его за муки полюбила, а он ее за состраданье с ним, но всю идиллию испортил снова Виктор Гюго, который, очевидно, большой любитель повторять одно и то же по двадцать раз, и вот уже стописятая сцена с диалогами влюбленных в стиле- "о, душа моя- о, мое сердце, луна моей жизни" вызывает не умиление, а тоску, чего опять-то одно и то же, да практически теми же словами? Может, Гюго сдельно получал, чем больше слов, тем выше гонорар?
К чему у меня еще претензии, так это к тому, что судьбы некоторых, пусть и не главных, второстепенных, но, тем не менее, важных персонажей. Например, чем закончилась история Баркильфедро, был в книге такой дядечка, более того, ему было уделено немало страниц и букв, и вдруг тишина. Что стало с Джозианой? Что произошло с Дэвидом Дерри- Мойром? Куда вдруг подевались вообще эти люди, на которых потрачено немало читательского времени? Если их линии не предполагалось развивать до конца, на кой вообще их расписывать в подробностях, повторяя одно и то же многократно? Я снова возвращаюсь к мысли, что от этого зависела оплата мсье Гюго.
Вывод: Четыре звезды- очень натянуты, только потому, что нельзя поставить 3,3, вот эта оценка будет точнее. Тройка- чуть маловато, есть в книге интересные моменты и любопытные персонажи, а вот четыре- много, учитывая, что вот эти вот все исторические справки и прочие сведения занимают не менее половины книги, и их адово хочется просто пролистнуть, не читая.
Читать или нет? Скорее да, чем нет, и, не знаю уж, существует ли такой вариант, нет ли, но идеально- в сокращенной версии. Где выброшены все эти отличия лорда от пэра, а графа от герцога, пространные описания деятельности компрачикосов и прочих подобных, и вся остальная не самая нужная информация. Тогда да, тогда, возможно, понравится больше, да и читаться будет живее.
Если книга чем-то напоминает Собор Парижской Богоматери, то точно не для меня! Вы правы, он слишком подробно пишет о страданиях с самой худшей стороны, такими словами, что у меня душу выворачивает((( Этот писатель точно мне не нравится 😞
Аналогично, читала в подростковом возрасте. Не особо меня утомили пространные описания, потому что я имела (и до сих пор так делаю) привычку пролистывать неинтересные страницы, неинтересные кадры... Книга мощная вообще.
Полностью согласна - Месье Гюго изрядный графоман, который любит вышибить слезу из читателя и деньгу из издателя. После Отверженных, читать у него не хочется вообще ничего. Кстати, Отверженных я бы назвала "Как вырастить из детей неблагодарную скотину." Если что речь о Козетте и её муженьке.
Я никогда не любила книги из разряда "жизнь - боль", начиная со сказки о глупом мышонке. Слушала исключительно до приглашения кошки, дальше от этого удовольствия решительно отказывалась. А мама меня таки пыталась приобщить, в том числе к Гюго. Похоже, не очень-то ей это удалось 😉
Гюго, действительно, трудно читать, как и Бальзака (мне), и вообще я предпочитаю англичан в этом смысле, у них как-то меньше воды. Помню только сериал в далеком детстве по этому роману. Даже не знаю. Надо посмотреть, кто этот роман читает, если его озвучили. Но особого желания нет. Не жизненно.
у меня Бальзак как-то легче шел, чем Гюго, хотя тоже, не из тех, кто читается ровно и быстро. насчет англичан, неа, они тоже любители водицы налить, да все классики этим грешат, в той или иной мере.
Тройка- чуть маловато, есть в книге интересные моменты и любопытные персонажи, а вот четыре- много, учитывая, что вот эти вот все исторические справки и прочие сведения занимают не менее половины книги, и их адово хочется просто пролистнуть, не читая.
Книга явно для просто огромнейшего любителя исторических справок 😉 Чтобы не пролистывать большую часть книги