Примечание для модераторов. В моём отзыве не фото из Интернета, а скриншоты с видео, у которых не может быть дублей в Сети.
Каждый фильм греческого режиссёра Йоргоса Лантимоса становится событием в мире кино. Редкое творение этого автора остаётся без наград на кинофестивалях.
Сейчас фильм 2017-го года «Убийство священного оленя», за который на Каннском фестивале Лантимос получил премию за лучший сценарий. Углубимся в сюжет этого англо-ирландского фильма.
Семья Мэрфи за ужином. Пока в семье всё спокойно.
Перед нами семья высококвалифицированных врачей Мэрфи. Стивен – хирург-кардиолог (его играет Колин Фарелл), Анна Мэрфи – офтальмолог (роль исполняет Николь Кидман). Они воспитывают двоих детей, дочь Ким (она постарше) и сына Боба.
С самого начала бросаются в глаза некоторые непонятности. Посудите сами: глава семейства постоянно встречается с 16-летним парнем, делает ему подарки.
Очередная встреча Стивена Мэрфи и Мартина
Это не совсем понятно, пока сам Стивен Мэрфи не поясняет жене, что Мартин (его играет Барри Кеоган) – это одноклассник дочери и сын его бывшего пациента. Мартин приходит в гости к семье Мэрфи и очаровывает всех. Тут трудно спорить: Мартин спокойный, воспитанный парень, вежливый и ведёт правильный образ жизни. Из недостатков только курение, но если учесть, что и оба Мэрфи курят, то это не очень напрягает их. Особенно приглянулся Мартин дочери Стивена Мэрфи, 16-летней Ким.
Ким и Мартин.
Молодые люди общаются, ездят на мотоцикле, и чем дальше, тем больше Ким влюбляется в Мартина. А сам Мартин ведёт себя как-то странно; постоянно звонит Стивену, приходит к нему в больницу, старается встретить его после работы, приглашает к себе в гости. Можно сказать, не даёт покоя Стивену, а сам Стивен как-то стоически терпит эту непонятную назойливость молодого человека и даже не советуется по этому поводу с женой (что сделал бы любой здравомыслящий человек).
Мартин и Стивен в больнице.
Со временем выясняются подробности. Отца Мартина оперировал в своё время Стивен Мэрфи, и операция закончилась смертью пациента. Стивен чувствует то ли вину, то ли ответственность за судьбу Мартина, отцу которого он не смог помочь. Поэтому безоговорочно встречается с парнем, дарит ему часы и приходит в гости.
Анна с сыном Бобом.
Боб, младший ребёнок в семье Мэрфи, вдруг теряет способность ходить, у него отказывают ноги. Стивен и Анна делают все виды анализов, но причины недуга непонятны. Мало того, – все врачи, специалисты в данной области, не могут объяснить причин паралича ног у мальчика.
И тут события принимают неожиданный оборот. Мартин во время очередной встречи со Стивеном Мэрфи вдруг начинает говорить, что это вроде расплаты за смерть отца парня: якобы все члены семьи Стивена сначала перестанут ходить, затем откажутся от еды, а после того, как из глаз у них начнётся кровотечение, им останется жить совсем немного. Прекратить всё это можно только одним путём, – Стивен должен убить любого члена своей семьи. Только при этом условии остальные члены семьи останутся жить. Страшновато, да?
Мартин (Барри Кеоган) - непростой персонаж.
Стивен начинает волноваться.
Можно было бы слова Мартина принять за глупые бредни, но через некоторое время и у Ким отказывают ноги. Вскоре в квартире уже двое детей Мэрфи лежат прикованные к кроватям непонятным недугом. И тогда Анна и Стивен поняли, что нужно действовать.
Как всё сложится дальше и чем всё закончится нет смысла рассказывать: режиссёр недаром получил приз за лучший сценарий.
Жанр: Трудно определить жанр фильма, – это то ли мелодрама с элементами мистики, то ли триллер. Фильм интересен именно такой своей непонятной неопределённостью, и поэтому здесь нет каких-то шаблонов любого жанра.
Об актёрах.
Непривычно видеть бородатого Колина Фарелла. Трудно понять для чего его внешний вид претерпел такое изменение. Тем более что растительность на его лице обильная как маска и оставляет практически только глаза. А в психологическом фильме по глазам трудно понять состояние героя и игру актёра.
Если уж завёл речь об актёрской игре, то выскажу своё мнение после просмотра. Не понравилось! Не играют ни черта ни Колин Фарелл, ни Николь Кидман! Как куклы себя ведут. Тут такой сюжет, такие чувства нужно показывать зрителям, а они абсолютно индифферентны оба, как будто это не их дети страдают, а чужие! Не знаю, – то ли в семьях высококвалифицированных специалистов всё так делается, то ли это нормально для британского образа жизни, но есть чему русскому зрителю удивиться.
Когда снимался фильм, Николь Кидман было 50 лет. Для своих лет она выглядит неплохо. В последнее время я часто вижу её в психологических триллерах. Может, решила, что это – её жанр, может режиссёрам нравится её фактура. Взгляды у неё порой очень выразительные получаются. Но взгляды, может быть, для других видов искусства – отличное средство (например, для фотографии), но для кино одних взглядов маловато. Играть надо! А, на мой взгляд, играть у неё не получается. Особенно когда надо гамму чувств передавать. У нас порой в сериалах получше актёры выкладываются.
Фильм Йоргоса Лантимоса «Убийство священного оленя» рекомендую. Фильм необычный (у Лантимоса обычных не бывает), и там есть над чем задуматься.