Опубликовано 12 Декабрь, 2023 - 14:25

  • Опыт использования:
    несколько раз
  • Стоимость:
    бесплатно!

Здравствуйте!

Летом 2023 года мы отдыхали в Кисловодске в санатории "Заря". Гуляя по центральной улице города Курортному бульвару, я обратил внимание на экскурсию к урочищу Джилы-Су -

Я ни разу не слышал об этом месте. Поэтому купил в Кисловодске несколько различных карт окрестностей. (Мне с детства очень нравятся бумажные карты).

Для понимая, где находится Джилы-Су и как туда ведёт трасса относительно крупных городов я обозначил её вот на этой карте стрелкой -

На более детальной карте дорога полностью чётко обозначена -

Джилы-Су - местечко практически возле горы Эльбрус. Я предположил, что это поселок, но оказалось, что совсем нет. Это просто место в горах с интересными природными объектами. Люди там не живут постоянно. Для таких мест есть даже свое слово - "урочище". То есть просто "интересное место".

Мне очень захотелось проехать по этой дороге. Но брать экскурсию за 3000 руб. с человека да ещё и на всю семью как-то жаба душила. У железнодорожного вокзала Кисловодска мне предложили индивидуальную экскурсию на внедорожнике за 10 000 рублей. Но тоже как-то дорого.... Я спросил у местных: "смогу ли я доехать на своей низкой машине?" На что (неудивительно) был уверенный ответ: "нет". Типа "туда только на внедорожниках можно". То есть явно мне намекали, что либо с экскурсией, либо вообще никак. Такие вот хитрости местных бизнесменов.

Я стал изучать интернет и искать отзывы об этой дороге. Честно говоря, много разрозненной информации. Искать пришлось долго.

Я собрал важную информацию для поездки по этой дороге и убедился на личном опыте, что это действительно так -

Важные моменты трассы Кисловодск - Джилы-Су:

1. Длина дороги около 85 км.

2. На дороге нет ни одной АЗС и ни одного поста ДПС. Перед поездкой обязательно нужно заправиться до полного бака.

3. Дорога везде с хорошим, твердым покрытием. Небольшой участок с ямами только на территории Карачаево-Черкесской республики. Участок вполне преодолим на низкой машине.

4. В дороге нет никакой сотовой связи! Единственные места, где связь слабо появляется на вершинах перевалов.

5. Дорога проходит только мимо одного населенного пункта - Кичи-Балык. И то поселок остается в стороне.

6. Дорога имеет достаточно много серпантинов. Перед проверкой необходимо проверить тормозные колодки. Часто и резко тормозить на спусках рискованно - можно сжечь тормоза.

7. Дорога не имеет ни светофоров, ни перекрестков с другими дорогами (с таким же покрытием). То есть путь только прямо. Навигатор не обязателен.

8. В урочище Джилы-Су дорога поднимается на высоту около 2,5 - 2,8 километра. Чувствуется давление в голове, разряженный воздух. Дышать непривычно тяжело. Но воздух потрясающе чистый!

 

Дорога начинается в Кисловодске. Проходит через поселок Индустрия, где расположена мечеть и поднимается на Кабардинский хребет.

Для наглядности вот фото со старого путеводителя, который нашел в библиотеке санатория -

Географические названия я узнал из разных карт. К сожалению, не оказалось ни одной карты, где были бы указаны сразу все названия.

Любопытно, что в атласе середины нулевых этой дороги фактически нет -

Видно, что есть дорога без покрытия по границам регионов. Да и то до долины Нарзанов. Получается автодорога Кисловодск - Джилы-Су - современная.

Вот вид на Кисловодск с подъема на Кабардинский хребет -

Поднялись выше. На горизонте заметны очертания гор Бештау и Машук -

Кабардинский хребет

На вершине хребта торговая точка с продуктами. Установлен знак свидетельствующий, что въезжаем в Карачаево-Черкесскую республику. Бувально сразу за ним асфальт на время пропадает. Приходиться объезжать ямы.

По этой карте видно, что дорога идет через гору Баран. Но как таковая гора вообще не ощущается -

Далее идет спуск и мост через реку Кичмалка -

В стороне справа остается село Кичи-Балык, а дорога серпантином поднимается на следующий горный хребет -

Село Кичи-Балык
В чем плюс самостоятельной поездки можно везде остановиться и сделать красивые фото. Мы часто останавливались - пейзажи просто невероятно красивые!

По серпантину ехать, конечно, сложно -

Что очень приятно - эта дорога реально прекрасного качества!

Село Кичи-Балык - единственный населенный пункт рядом с этой трассой -

За ним видна дорога вверх на плато Бермамыт -

Далее дорога, как ни странно, идет там, где нет ни одного населенного пункта! Их даже не видно на горизонте - абсолютно пустая территория. При этом часто попадаются пастухи со стадами животных.

Названия следующего хребта я не нашел, хотя он выше Кабардинского. Слева от дороги расположена гора Шатжатмаз высотой 2127 метров -

Здесь же снова пересечение региона - въезжаем в республику Кабардино-Балкария -

Дорога идет по границе двух регионов. Справа гора с обсерваторией -

Гора Шатжатмаз
Вот она вблизи -

Обсерватория
Слева безымянная гора (на которой расположена первая смотровая площадка) с каким-то непонятным знаком -

Сюда не ведет асфальтовая дорога, но некоторые заезжают прямо на машинах. Здесь много людей. Все приезжают посмотреть, пофотографироваться -

Я не стал рисковать, оставил машину внизу и прошел лишние 300 метров на вершину. Эта гора была первой точкой на трассе до которой мы доехали. Отсюда открывается вид на высокие, снежные кавказские горы. Даже стоит вот такая скамейка -

А вот и сам вид -

Отсюда можно увидеть Эльбрус. Но для этого нужно приехать очень рано утром к рассвету. Позже начинается облачность и Эльбрус не виден. Причем облака эти, если присмотреться, как-будто движутся вокруг этих гор. Очень необычно.

Когда мы ездили в другой раз - с этой горы открывался вид уже под другим освещением -

Внизу трасса на Джилы-Су, уходящая дальше -

Слева выделяется плато Кинжал.

Если посмотреть в обратную сторону можно увидеть силуэты гор Бештау и Машук -

В следующей своей поездке мы продолжили путь по этой трассе и спустились вниз с этой горы -

Вдоль трассы проведено освещение -

Спускаться нужно очень аккуратно, чтобы не сжечь тормозные колодки. Местные мне рассказывали, что такие случаи на этой дороге были. Эвакуатор здесь стоит в долине Нарзанов. Правда связаться с ним будет сложно - нет сотовой связи.

Спуск достаточно затяжной к долине реки Хасаут, воды которой текут в Каспийское море. Справа от дороги можно увидеть водопад Шаджатмаз -

Водопад Шаджатмаз
На этом спуске очень много поворотов -

Вот вид на безымянную гору снизу, где расположена смотровая площадка -

Внизу спуска мост через реку Хасаут и ответвление в долину Нарзанов -

Мост через реку Хасаут
Долина Нарзанов - это отдельное интересное место в которое мы приехали отдельно на весь день. Здесь нет никакого поселка, но много интересного как для взрослых так и детям.

Вот это место на карте для наглядности -

Въезд на территорию долины Нарзанов слева. Там все огорожено, проезд платный -

Достаточно много туристов -

После посещения долины Нарзанов в следующий раз мы все же решили проехать по трассе до конца. Дальше начинается крутой серпантин на очередной хребет.

Местами на подъеме есть площадки, где можно остановиться и сделать фото. Вот фото с высоты в сторону горы Шаджатмаз и обсерваторию -

Дальше дорога идет по хребту по прямой. Есть вот такие места остановок с живописными видами -

Отсюда открывается вид на плато Кинжал уже с другого ракурса -

Плато Кинжал
К сожалению облака загораживали вершины гор -

А вот немного удалось увидеть вершину Эльбруса. Здесь он уже гораздо ближе -

В противоположной стороне вид на плато Бермамыт -

Плато Бермамыт
Очень красивый вид был на плато Кинжал, когда мы возвращались обратно -

На хребете достаточно много стад животных -

Далее спустившись с хребта слева от дороги расположено кафе -

За ним виден лес -

И здесь же каньон как в фильме "Аватар" -

Эти виды буквально около кафе. Достаточно пройти за его здание -

Внизу долина реки Харбас -

Кафе на карте обозначено как "Домик животновода" -

Здесь мы останавливаливались перекусить на обратной дороге -

Вот цены летом 2023 -

Здесь, конечно, нет большого выбора, но перекусить вполне можно.

Дорога дальше поворачивает вправо и видны следы камнепада -

Вроде ехал по открытой местности и вдруг спускаешься в самый настоящий лес -

Внизу река Харбас -

Спуск к реке Харбас
Далее дорога вновь петляет и поднимается вверх -

Снова выезд на плато с которого виден Эльбрус -

Как же жаль, что Эльбрус в облаках -

Снежные вершины гор все ближе -

Вид на плато Бермамыт
Вид на Эльбрус
Следующим интерсеным объектом является гора Тузлук идеально треугольной формы -

Гора Тузлук
Высота горы 2585 метров. Некоторые люди считают, что это пирамида и для них это место с особой энергетикой. Гора, действительно, достаточно ровной формы. Но я бы не назвал её пирамидой -

Интересно, что на одной из карт дорога якобы проходит по другую сторону горы. Возможно это какая-то старая дорога -

Далее начинается крутой спуск в долину реки Малка -

Согласно старой карте дорога проходит по перевалу Каязшик. Не могу понять почему, но нет такой карты, где были бы все названия сразу. Возможно я не нашел.После моста через Малку дорога идет по уступу -

Здесь же внизу справа от дороги стоит вот такой одинокий дом -

Честно говоря даже нет мыслей зачем он такой один единственный. Далее дорога серпантином спускается вниз -

Впереди великолепные вершины снежных гор -

В стороне остается плато Кинжал -

Хотя на картах обозначено как гора Кинжал. Но видно, что это большая плоская равнина.

Вот такие стены каньона по к уступу которого идет трасса -

Есть много мелких камней, которые вылетают из под колес. Со встречной машины к нам отлетел такой камушек в стекло. Хорошо, что без проблем обошлось -

Места невероятно красивые, но и опасные. Например вот такие "камушки" встречаются на дороге -

Объехать можно только по встречке -

Впечатляют их размеры и вес. Придавит таким камушком мало не покажется. Я так понимаю в сильный ветер лучше не ехать по этой трассе.

На подъезде к Джилы-Су невероятно красиво. Кажется снег в горах в шаговой доступности -

А вот и подъезд к Джилы-Су -

Упомянаются какие-то пропуска, но никто ничего не спрашивал. Спокойно можно доехать.

На подъезде к Джилы-Су скалы вот такой необычной формы -

Я нигде не видел таких скал. Кажется, что они искуственные фигуры -

И, собственно, вот конец дороги. Машины все оставляют здесь -

Стоянка бесплатная. Никто ничего не проверяет.

Впереди шлагбаум и асфальт заканчивается -

Дорога реально не ведет к населенному пункту.

Из "местных" здесь только множество сусликов, которые выходят за вкусняшками -

Мы кормили их курагой -

Джилы-Су расположено в долине реки Малка -

Долина реки Малка
Здесь нет никакого поселка. Есть небольшое кафе и нарзанные ванны. Но об этом напишу в следующем отзыве. Вот урочище на карте со всеми объектами здесь -

Например, вот такой здесь водопад Султан -

Водопад Султан
Водопад реально мощный и бьет как-будто из скалы.

 

Можно ли доехать до Джилы-Су на обычной, низкой машине?

Мой опыт - да! Не верьте тем кто предлагает экскурсии и говорит, что только на внедорожнике можно - они разводят на свои услуги. Вот мой Kia ceed на трассе -

Проблем с машиной никаких не возникло. Заправился я заранее. Ехал максимально аккуратно и не тормозил резко на спусках. После спусков старался чаще останавливаться, чтобы остыли тормозные колодки. После поездки тормозные колодки я не сжёг - даже до Москвы на них доехал.

Кстати, по пути обратно услышал в кафе, что какая-то машина с девушкой не вписалась в поворот на серпантите. К ним были отправлены спасатели и эвакуатор. Дорога на Джилы-Су требует повышенного внимания. В поворотах лучше ехать максимально медленно.

Подводя итог:

Мне кажется эта трасса должна быть признана одной из самых живописных дорог в России! Фотографии не передают тех впечатлений, которые реально испытываешь. Просто дух захватывает от красоты вокруг. Дорога не просто идет по какой-то монотонной местности нет. Местность постоянно меняется - то едешь по серпантину, то в лесу, то в каньоне. И самым эффектным на этой трассе является вид на Эльбрус - самую высокую гору Европы.

Единственное, чтобы увидеть Эльбрус ехать нужно исключительно в районе 4 - 6 часов утра. После появляются облака. Даже если в Киловодске ясно Эльбрус в облаках. И если присмотреться заметно, что облака кружатся вокруг вершины Эльбруса, а не проплывают мимо! Не знаю почему так.

Я думаю, что в следующий раз специально проеду по этой трассе рано утром, чтобы все-таки Эльбрус увидеть. Это того стоит!

Эту дорогу безусловно рекомендую! Для нас эта поездка оказалась самой запоминающейся экскурсией в Кисловодске (правда "экскурсией" самостоятельной).

 

Смотрите отзывы на другие трассы по которым я ездил:

- трасса "Дон";

- трасса "Каспий";

- трасса А-291 "Таврида";

- трасса "Нева"

- трасса А-141 "Сортавала"

Достоинства
  • Живописная трасса
  • Качество дороги
Недостатки
  • Нет АЗС
  • Нет сотовой связи
Хемуль-2016рекомендует
Читать все отзывы 2
Comments.
Все комментарии
Авторизуйтесь для комментирования
Оставить комментарий
12.12.2023
виды просто невероятны, так и хочется всё вокруг рассмотреть и запомнить каждую деталь! Но конечно дорога через горы и опасна тоже
12.12.2023
Это самая красивая дорога России😍
Другие отзывы
Смотрите также