Летом 2023 года мы отдыхали в Кисловодске в санатории "Заря". Гуляя по центральной улице города Курортному бульвару, я обратил внимание на экскурсию к урочищу Джилы-Су -
Я ни разу не слышал об этом месте. Поэтому купил в Кисловодске несколько различных карт окрестностей. (Мне с детства очень нравятся бумажные карты).
Для понимая, где находится Джилы-Су и как туда ведёт трасса относительно крупных городов я обозначил её вот на этой карте стрелкой -
На более детальной карте дорога полностью чётко обозначена -
Джилы-Су - местечко практически возле горы Эльбрус. Я предположил, что это поселок, но оказалось, что совсем нет. Это просто место в горах с интересными природными объектами. Люди там не живут постоянно. Для таких мест есть даже свое слово - "урочище". То есть просто "интересное место".
Мне очень захотелось проехать по этой дороге. Но брать экскурсию за 3000 руб. с человека да ещё и на всю семью как-то жаба душила. У железнодорожного вокзала Кисловодска мне предложили индивидуальную экскурсию на внедорожнике за 10 000 рублей. Но тоже как-то дорого.... Я спросил у местных: "смогу ли я доехать на своей низкой машине?" На что (неудивительно) был уверенный ответ: "нет". Типа "туда только на внедорожниках можно". То есть явно мне намекали, что либо с экскурсией, либо вообще никак. Такие вот хитрости местных бизнесменов.
Я стал изучать интернет и искать отзывы об этой дороге. Честно говоря, много разрозненной информации. Искать пришлось долго.
Я собрал важную информацию для поездки по этой дороге и убедился на личном опыте, что это действительно так -
Важные моменты трассы Кисловодск - Джилы-Су:
1. Длина дороги около 85 км.
2. На дороге нет ни одной АЗС и ни одного поста ДПС. Перед поездкой обязательно нужно заправиться до полного бака.
3. Дорога везде с хорошим, твердым покрытием. Небольшой участок с ямами только на территории Карачаево-Черкесской республики. Участок вполне преодолим на низкой машине.
4. В дороге нет никакой сотовой связи! Единственные места, где связь слабо появляется на вершинах перевалов.
5. Дорога проходит только мимо одного населенного пункта - Кичи-Балык. И то поселок остается в стороне.
6. Дорога имеет достаточно много серпантинов. Перед проверкой необходимо проверить тормозные колодки. Часто и резко тормозить на спусках рискованно - можно сжечь тормоза.
7. Дорога не имеет ни светофоров, ни перекрестков с другими дорогами (с таким же покрытием). То есть путь только прямо. Навигатор не обязателен.
8. В урочище Джилы-Су дорога поднимается на высоту около 2,5 - 2,8 километра. Чувствуется давление в голове, разряженный воздух. Дышать непривычно тяжело. Но воздух потрясающе чистый!
Дорога начинается в Кисловодске. Проходит через поселок Индустрия, где расположена мечеть и поднимается на Кабардинский хребет.
Для наглядности вот фото со старого путеводителя, который нашел в библиотеке санатория -
Географические названия я узнал из разных карт. К сожалению, не оказалось ни одной карты, где были бы указаны сразу все названия.
Любопытно, что в атласе середины нулевых этой дороги фактически нет -
Видно, что есть дорога без покрытия по границам регионов. Да и то до долины Нарзанов. Получается автодорога Кисловодск - Джилы-Су - современная.
Вот вид на Кисловодск с подъема на Кабардинский хребет -
Поднялись выше. На горизонте заметны очертания гор Бештау и Машук -
Кабардинский хребет
На вершине хребта торговая точка с продуктами. Установлен знак свидетельствующий, что въезжаем в Карачаево-Черкесскую республику. Бувально сразу за ним асфальт на время пропадает. Приходиться объезжать ямы.
По этой карте видно, что дорога идет через гору Баран. Но как таковая гора вообще не ощущается -
Далее идет спуск и мост через реку Кичмалка -
В стороне справа остается село Кичи-Балык, а дорога серпантином поднимается на следующий горный хребет -
Село Кичи-Балык
В чем плюс самостоятельной поездки можно везде остановиться и сделать красивые фото. Мы часто останавливались - пейзажи просто невероятно красивые!
По серпантину ехать, конечно, сложно -
Что очень приятно - эта дорога реально прекрасного качества!
Село Кичи-Балык - единственный населенный пункт рядом с этой трассой -
За ним видна дорога вверх на плато Бермамыт -
Далее дорога, как ни странно, идет там, где нет ни одного населенного пункта! Их даже не видно на горизонте - абсолютно пустая территория. При этом часто попадаются пастухи со стадами животных.
Названия следующего хребта я не нашел, хотя он выше Кабардинского. Слева от дороги расположена гора Шатжатмаз высотой 2127 метров -
Здесь же снова пересечение региона - въезжаем в республику Кабардино-Балкария -
Дорога идет по границе двух регионов. Справа гора с обсерваторией -
Гора Шатжатмаз
Вот она вблизи -
Обсерватория
Слева безымянная гора (на которой расположена первая смотровая площадка) с каким-то непонятным знаком -
Сюда не ведет асфальтовая дорога, но некоторые заезжают прямо на машинах. Здесь много людей. Все приезжают посмотреть, пофотографироваться -
Я не стал рисковать, оставил машину внизу и прошел лишние 300 метров на вершину. Эта гора была первой точкой на трассе до которой мы доехали. Отсюда открывается вид на высокие, снежные кавказские горы. Даже стоит вот такая скамейка -
А вот и сам вид -
Отсюда можно увидеть Эльбрус. Но для этого нужно приехать очень рано утром к рассвету. Позже начинается облачность и Эльбрус не виден. Причем облака эти, если присмотреться, как-будто движутся вокруг этих гор. Очень необычно.
Когда мы ездили в другой раз - с этой горы открывался вид уже под другим освещением -
Внизу трасса на Джилы-Су, уходящая дальше -
Слева выделяется плато Кинжал.
Если посмотреть в обратную сторону можно увидеть силуэты гор Бештау и Машук -
В следующей своей поездке мы продолжили путь по этой трассе и спустились вниз с этой горы -
Вдоль трассы проведено освещение -
Спускаться нужно очень аккуратно, чтобы не сжечь тормозные колодки. Местные мне рассказывали, что такие случаи на этой дороге были. Эвакуатор здесь стоит в долине Нарзанов. Правда связаться с ним будет сложно - нет сотовой связи.
Спуск достаточно затяжной к долине реки Хасаут, воды которой текут в Каспийское море. Справа от дороги можно увидеть водопад Шаджатмаз -
Водопад Шаджатмаз
На этом спуске очень много поворотов -
Вот вид на безымянную гору снизу, где расположена смотровая площадка -
Внизу спуска мост через реку Хасаут и ответвление в долину Нарзанов -
Мост через реку Хасаут
Долина Нарзанов - это отдельное интересное место в которое мы приехали отдельно на весь день. Здесь нет никакого поселка, но много интересного как для взрослых так и детям.
Вот это место на карте для наглядности -
Въезд на территорию долины Нарзанов слева. Там все огорожено, проезд платный -
Достаточно много туристов -
После посещения долины Нарзанов в следующий раз мы все же решили проехать по трассе до конца. Дальше начинается крутой серпантин на очередной хребет.
Местами на подъеме есть площадки, где можно остановиться и сделать фото. Вот фото с высоты в сторону горы Шаджатмаз и обсерваторию -
Дальше дорога идет по хребту по прямой. Есть вот такие места остановок с живописными видами -
Отсюда открывается вид на плато Кинжал уже с другого ракурса -
Плато Кинжал
К сожалению облака загораживали вершины гор -
А вот немного удалось увидеть вершину Эльбруса. Здесь он уже гораздо ближе -
В противоположной стороне вид на плато Бермамыт -
Плато Бермамыт
Очень красивый вид был на плато Кинжал, когда мы возвращались обратно -
На хребете достаточно много стад животных -
Далее спустившись с хребта слева от дороги расположено кафе -
За ним виден лес -
И здесь же каньон как в фильме "Аватар" -
Эти виды буквально около кафе. Достаточно пройти за его здание -
Внизу долина реки Харбас -
Кафе на карте обозначено как "Домик животновода" -
Здесь мы останавливаливались перекусить на обратной дороге -
Вот цены летом 2023 -
Здесь, конечно, нет большого выбора, но перекусить вполне можно.
Дорога дальше поворачивает вправо и видны следы камнепада -
Вроде ехал по открытой местности и вдруг спускаешься в самый настоящий лес -
Внизу река Харбас -
Спуск к реке Харбас
Далее дорога вновь петляет и поднимается вверх -
Снова выезд на плато с которого виден Эльбрус -
Как же жаль, что Эльбрус в облаках -
Снежные вершины гор все ближе -
Вид на плато Бермамыт
Вид на Эльбрус
Следующим интерсеным объектом является гора Тузлук идеально треугольной формы -
Гора Тузлук
Высота горы 2585 метров. Некоторые люди считают, что это пирамида и для них это место с особой энергетикой. Гора, действительно, достаточно ровной формы. Но я бы не назвал её пирамидой -
Интересно, что на одной из карт дорога якобы проходит по другую сторону горы. Возможно это какая-то старая дорога -
Далее начинается крутой спуск в долину реки Малка -
Согласно старой карте дорога проходит по перевалу Каязшик. Не могу понять почему, но нет такой карты, где были бы все названия сразу. Возможно я не нашел.
После моста через Малку дорога идет по уступу -
Здесь же внизу справа от дороги стоит вот такой одинокий дом -
Честно говоря даже нет мыслей зачем он такой один единственный. Далее дорога серпантином спускается вниз -
Впереди великолепные вершины снежных гор -
В стороне остается плато Кинжал -
Хотя на картах обозначено как гора Кинжал. Но видно, что это большая плоская равнина.
Вот такие стены каньона по к уступу которого идет трасса -
Есть много мелких камней, которые вылетают из под колес. Со встречной машины к нам отлетел такой камушек в стекло. Хорошо, что без проблем обошлось -
Места невероятно красивые, но и опасные. Например вот такие "камушки" встречаются на дороге -
Объехать можно только по встречке -
Впечатляют их размеры и вес. Придавит таким камушком мало не покажется. Я так понимаю в сильный ветер лучше не ехать по этой трассе.
На подъезде к Джилы-Су невероятно красиво. Кажется снег в горах в шаговой доступности -
А вот и подъезд к Джилы-Су -
Упомянаются какие-то пропуска, но никто ничего не спрашивал. Спокойно можно доехать.
На подъезде к Джилы-Су скалы вот такой необычной формы -
Я нигде не видел таких скал. Кажется, что они искуственные фигуры -
И, собственно, вот конец дороги. Машины все оставляют здесь -
Стоянка бесплатная. Никто ничего не проверяет.
Впереди шлагбаум и асфальт заканчивается -
Дорога реально не ведет к населенному пункту.
Из "местных" здесь только множество сусликов, которые выходят за вкусняшками -
Мы кормили их курагой -
Джилы-Су расположено в долине реки Малка -
Долина реки Малка
Здесь нет никакого поселка. Есть небольшое кафе и нарзанные ванны. Но об этом напишу в следующем отзыве. Вот урочище на карте со всеми объектами здесь -
Например, вот такой здесь водопад Султан -
Водопад Султан
Водопад реально мощный и бьет как-будто из скалы.
Можно ли доехать до Джилы-Су на обычной, низкой машине?
Мой опыт - да! Не верьте тем кто предлагает экскурсии и говорит, что только на внедорожнике можно - они разводят на свои услуги. Вот мой Kia ceed на трассе -
Проблем с машиной никаких не возникло. Заправился я заранее. Ехал максимально аккуратно и не тормозил резко на спусках. После спусков старался чаще останавливаться, чтобы остыли тормозные колодки. После поездки тормозные колодки я не сжёг - даже до Москвы на них доехал.
Кстати, по пути обратно услышал в кафе, что какая-то машина с девушкой не вписалась в поворот на серпантите. К ним были отправлены спасатели и эвакуатор. Дорога на Джилы-Су требует повышенного внимания. В поворотах лучше ехать максимально медленно.
Подводя итог:
Мне кажется эта трасса должна быть признана одной из самых живописных дорог в России! Фотографии не передают тех впечатлений, которые реально испытываешь. Просто дух захватывает от красоты вокруг. Дорога не просто идет по какой-то монотонной местности нет. Местность постоянно меняется - то едешь по серпантину, то в лесу, то в каньоне. И самым эффектным на этой трассе является вид на Эльбрус - самую высокую гору Европы.
Единственное, чтобы увидеть Эльбрус ехать нужно исключительно в районе 4 - 6 часов утра. После появляются облака. Даже если в Киловодске ясно Эльбрус в облаках. И если присмотреться заметно, что облака кружатся вокруг вершины Эльбруса, а не проплывают мимо! Не знаю почему так.
Я думаю, что в следующий раз специально проеду по этой трассе рано утром, чтобы все-таки Эльбрус увидеть. Это того стоит!
Эту дорогу безусловно рекомендую! Для нас эта поездка оказалась самой запоминающейся экскурсией в Кисловодске (правда "экскурсией" самостоятельной).
Смотрите отзывы на другие трассы по которым я ездил: