Hi! Заканчиваю рассказывать о музеях, посещенных нами в период осенних каникул и на очереди один из железнодорожных музеев города. Должна сообщить сразу - этот музей гораааааздо скромнее другого (о нем здесь), но понравился он ничуть не меньше, благодаря квесту.
Что за квест и что такого есть в Центральном музее железнодорожного транспорта РФ в Санкт-Петербурге, расскажу ниже.
Как добраться?
Добраться до Центрального музея железнодорожного транспорта РФ довольно-таки просто. Лучше всего это сделать на метро: нужно доехать до станции Сенная площадь/Спасская/Садовая (здесь пересадка сразу трёх веток), затем выйти и пройти по Садовой улице до Юсуповского сада метров 400. Всё. Вы на месте.
Можно доехать на наземном общественном транспорте. Рядом расположена остановка автобусов № 49, 50, 70, 181, 262; трамваев № 3, Т7 и троллейбуса № 12.
Можно доехать и на своем авто.
Адрес
Садовая ул., 50, Санкт-Петербург
Музей мы посетили в будний день, подъехали прям к открытию (тем более, что открывается он не слишком рано). Подошли минут на 5 раньше, чем откроется и пока стояли эти несколько минут, за нами образовалась очередь.
Сначала я удивилась, но потом поняла, что многие здесь из-за городского квеста, в котором позже поучаствовали и мы.
Ну а очередь, а очередь моментально рассосалась, стоило только войти внутрь музея и расползтись всем по залам.
Время работы музея
Пн — Вс 10:30 — 17:30
касса работает до 17:00
Как видно, этот музей работает без выходных, открывается не слишком рано, закрывается не особо поздно. Фактически, в будний день не каждому будет удобно по времени его посетить, но зато в выходной можно подъехать.
Переступив порог здания музея, мы сразу же прошли к кассам, буквально повернув голову налево и стали покупать билеты...
Стоимость
Как по мне, расценки в этом музее вполне себе адекватные. Сейчас во многих цены от 500 руб., плюс здесь есть льготные и даже бесплатные билеты.
Взрослые - 400 ₽
Студенты очной формы обучения, школьники, пенсионеры, инвалиды - 200 ₽
Дошкольники (дети до 7 лет) - 100 ₽
Дети до 3 лет, блокадники, участники ВОВ и боевых действий, военнослужащих (проходящие военную службу по призыву), члены творческих союзов музейных работников, гиды-переводчики, музейные работники - Бесплатно
Мы там были втроем: один взрослый и двое детей, заплатили в общей сложности 800 руб.
Дополнительно аудиогид не брали, фотографировали всё на смартфон, про тренажер машиниста я узнала вообще потом. Так что заплатили только за билеты.
Экскурсия в Центральный музей железнодорожного транспорта РФ (СПб) от меня
Оплатив билеты, мы прямым ходом отправились в гардероб, где оставили вещи и вернулись к широкой, красивой лестнице, ведущей куда-то наверх.
Лестница была устлана ковровой дорожкой, а по бокам ее под стеклянными куполами стояли макеты поездов разного времени.
Конечно мы остановились у каждого, поскольку макеты были как старинных поездов, что было интересно одному ребенку и более современных моделей, что было интересно другому ребенку.
Подняв голову вверх, заметили большую копию Эйфелевой башни. Не знаю какая связь между железнодорожным транспортом России и башней Парижа, но выглядела она эффектно, взгляд приковывала.
Поднявшись на первый пролет, мы еще ненадолго остановились, рассматривая всякие небольшие диорамы, где за стеклами были показаны разные ситуации, связанные с тематикой музея. Здесь и вокзалы, и макет того, как велось строительство железной дороги в давние времена.
Наконец добрались до второго этажа, где нам подсказали в какую сторону идти дальше, ибо после лестницы можно было повернуть хоть вправо, хоть влево. Плюс спросили, будут ли дети участвовать в квесте (даются карандаш и буклет с вопросами, далее ходишь по музею, ища ответы на них).
Дело в том, что во время осенних каникул ряд музеев Санкт-Петербурга объединились и провели у себя интерактив. Дети приходят в любой из музеев-участников, по желанию участвуют в квестах, если успешно их проходят, то на выходе из музея получают именной диплом-грамоту, куда ставятся штампы.
Здорово, если ребенок обошел все музеи из списка, но мы побывали только в одном, привезя домой пару дипломов со штампами Центрального музея железнодорожного транспорта РФ.
Ну да ладно о квесте, вернусь к музею. Сначала мы отправились в зал № 1.
Первый зал оказался не самым просторным, но одним из наиболее интересных. Глаза буквально разбегались от большого количества различных экспонатов, плюс от заданий квеста, поэтому мы сначала выполнили все задания, относящиеся к этому залу, а потом спокойно рассматривали то, что здесь было представлено.
Первый зал посвящён зарождению железных дорог в мире и в нашей стране. Модели первых рельсов и паровозов – попытки соединить города и облегчить тяжёлую ручную работу. Обращает на себя внимание модель первого русского паровоза, построенного отцом и сыном Черепановыми в 1834 году на Урале. Но работал он на заводской дороге. А первая железная дорога общего пользования построена между Петербургом и Павловском через Царское село. Она была открыта для движения 30 октября 1837 года. Этот день и считается датой рождения железный дорог в России.
В этом зале есть много не показанного в других музеях. Например, как изначально работал двигатель в столь габаритных машинах, как он был изменен, как люди прошлых столетий додумались до всего этого и кто конкретно додумался.
Показали первую железную дорогу общего пользования и макет одного из вокзалов, использованных для посадки/высадки пассажиров.
Отдельный плюс музею за наглядность и понятность. Прям в этом же зале лежали металлические многоразовые железнодорожные билеты давних времен, а для сравнения с ними тут же были представлены распечатанные современные билеты. Разница, конечно, колоссальная.
Ну и надолго мы зависли вот у этого экспоната. Здесь подписан каждый типа вагона, к тому же видно чем отличались вагоны разных классов.
Второй зал находится не через стенку от первого и даже не совсем в соседнем зале... до него еще нужно дойти через небольшой узкий коридор, уставленный всякими другими экспонатами (скучно не будет).
Зал № 2 кажется каким-то зонированным и более скромным, чем первый. Сначала мы прошлись вдоль каждой из витрин, повосторгались изделиями из всяких драгоценных металлов, посмотрели вещи тех времен...
...а потом двинулись вглубь.
Зал очень актуален для нашего города, расположенного на 42 островах. Железнодорожные мосты поражают своим разнообразием: однопролётные и многопролётные; деревянные, каменные, металлические, железобетонные; однопутные, двухпутные и многопутные; с ездой поверху, понизу и посередине; балочные, арочные, рамные, висячие и вантовые.
Здесь, действительно, ест макеты мостов: какие-то меньшего размера, какие-то большего. На стенах висят портреты тех, благодаря кому мосты спроектированы/построены.
Но наше внимание привлек срез огромного дерева, на подсчет колец которого у ребенка ушло несколько минут. Так же не могу не отметить, что зал, как мне кажется, используется для различных лекций. Здесь стоит несколько рядов кресел, висит экран и даже есть рояль.
Насмотревшись на экспонаты второго зала, мы отправились в третий. Он тоже находился не за углом, пришлось походить по зданию, прежде чем нашли.
Зал № 3 очень большой, длинный и интересный. В нем представлены не только сами "головы" составов, но и полностью составы с различными вагонами, ведь существуют как пассажирские, так и товарные, которые перевозят зерно, рыбу, уголь и т.д.
В этом зале по представленным моделям и фотографиям можно проследить развитие отечественного паровозо- и вагоностроения во времена царствования императоров. Собственное производство подвижного состава в России ведёт отсчёт с 1845 года, когда шло строительство железнодорожной магистрали между двумя столицами страны – Санкт-Петербургом и Москвой.
Отдельного внимания заслуживает вагон "в разрезе", который ребенок сразу нарёк как бы первым классом, но всё же "разбил" на части с более дорогим убранством и более сдержанным.
У этого длинного вагона мы провели достаточно времени, рассматривая детали убранства... насколько кропотливо и красиво здесь всё сделано.
Также немало времени потратили на изучение азбуки Морзе, поскольку одним из заданий квеста было написать название любимого животного, используя именно эту азбуку. На написание слова "ёж" у ребенка ушла целая строчка выданного на входе буклета, а когда деть стал писать слово "кошка"... исписанной оказалось строчки 3.
Тем не менее, опыт был интересным, даже не думала, что когда-то буду пытаться что-то составлять, используя азбуку Морзе.
Следующий зал (зал № 4) переносит в недавнее прошлое, так сказать. Здесь даже достаточно мимолетного взгляда, чтобы понять, чему он посвящен, каким конкретно годам.
Смотрите сами.
Экспозиция зала посвящена работе железнодорожного транспорта в тяжёлые военные годы. За время войны было разрушено 65 тысяч километров железнодорожных путей, более 13 тысяч искусственных сооружений, более 4 тысяч станций. Новые линии прокладывали со скоростью 16 км за день.
Далее мы прошли в следующие залы, которые шли прям друг за другом и не нужно было подниматься/опускаться по лестнице или идти по коридорам. Первым делом мы оценили, как тут много всего, но направились не прямо - в самый большой, а свернули в самый темный, ибо там скрывался небольшой зал, стилизованный под метрополитен Санкт-Петербурга.
Всюду на стенах изображены тоннели, переезды; под стеклянными витринами макеты как самих поездов метро, так и станций, процесса их бурения, постройки.
С одной из сторон висела огромная схема нашего метро, его веток, станций, поэтому дети искали то ту, на которой живут, то ту, на которую приехали, дабы посетить данный музей.
Выйдя из этого зала, направились в основные залы, которые казались похожими, но все-таки идея их убранства, макетов и т.д. была разной.
Так, первым на пути был зал рассказывавший о современном строительстве железных дорог, их ремонта. На фото ниже можно видеть в разрезе гору и методику строительства полотна внутри нее.
За ним зал, посвященный сортировке поездов (вроде в нем нам попалось задание квеста собрать паззл из вырезанных деталек, было весело).
Дальше очень большой и красивый зал, буквально наполненный различными моделями поездов. Я так понимаю, что он посвящен Локомотивостроению.
Гордость музея – коллекция предметов по теме «Локомотивостроение», в которой представлены натурные образцы, модели, чертежи, фотографии локомотивов. В ХХ веке на железных дорогах использовались различные виды тяги – работали паровозы, тепловозы и электровозы.
Так, постепенно мы обошли практически весь музей. Осталось совсем немного экспонатов, среди которых отдельного внимания заслуживают детские железные дороги и коллекции современных товарных специализированных вагонов.
В последнем зале мы сначала посмотрели как проходит автоматическая сцепка вагонов. Дело в том, что раньше сцепка проходила вручную и часто люди на столь сложной работе могли мягко говоря травмировать конечности, поэтому с появлением автоматической сцепки процесс стал более безопасным и менее травматичным.
Одним из заданий квеста было посмотреть, как проходит сцепка, поэтому мы попросили первого попавшегося музейного работника показать процесс и нас перенаправили к молодому человеку, который рассказал, показал, а потом по нашей же просьбе показал еще раз.
Что могу сказать? Это очень громко, особенно в помещении и да, интересно.
Оставалось заглянуть в небольшой стилистический вагон, где есть всякое внутреннее убранство и открываются красивые виды на... музей ( )
Здесь мы пробыли пару минут, рассматривая интерьер через внутренние стеклянные двери.
А потом отправились к выходу из музея. Вновь прошли через залы, где-то спустились, где-то поднялись по лестнице (благо кругом висят указатели), подошли к тем, кто выдавал квесты, вернули одолженные нам карандаши. Квесты наши проверили, всё оказалось правильно сделанным, поэтому каждый из детей получил свой именной диплом.
В целом, Центральный музей железнодорожного транспорта РФ в Санкт-Петербурге оказался очень даже неплохим, интересным, единственное, он меньше другого подобного музея, здесь сплошь уменьшенные макеты, а не полноразмерные поезда.
Плюсы и минусы
Плюсы
- удобно добираться;
- много экспонатов;
- не устаешь;
- квест.
Минусов нет
Итог: Центральный музей железнодорожного транспорта РФ, Санкт-Петербург нам понравился. В нем весьма интересно, залов достаточно, есть даже зал метрополитена. Сотрудники приятные, толп народу нет даже в период каникул.